Педагогические функции и направленность общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Включает в себя организацию благоприятного морально-психологического климата в образовательном процессе и в учебном заведении в целом.

 

1. Профессиональное общение.  

Признаки педагогического общения

Педагогическая функция и направленность

Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

4. Оптимизация отношения.  

 

Рис. 12.4. Признаки педагогического общения.

 

Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Предполагает, что организация творческого общения в образовательном процессе положительно сказывается на учебно-воспитательной работе в учебном заведении.

Оптимизация отношений.

Организация эффективного педагогического общения направлена на психологическую оптимизацию отношений между преподавателями и студентами, а также внутри педагогического коллектива.

Кроме основных признаков общения в образовательном процессе выделяют основные виды, к которым относятся:

деловое общение – достижение общего результата в исследовании продемы;

познавательное – получение знаний на лекциях, семинарах, конференциях, экскурсиях и т.д.;

личностное – духовное и практическое бытие, установление глубоких личностных контактов;

ритуальное – приветствия и выполнение норм этикета;

дискуссионное – умение вести диалог, отстоять свою точку зрения, позицию в рассматриваемой проблеме.

В педагогическом общении все эти виды представлены и неразделимы.

Общение в образовательном процессе строится по определенным стадиям, представленным на рис. 12.5.

 

1 стадия. Подготовка преподавателя к общению
2. стадия. Вступление в педагогический контакт.
3 стадия. Организация и управление общением в ходе учебного процесса.

 

Рис. 12.5. Стадии организации общения в образовательном процессе.

1 стадия. Подготовка преподавателя к общению. Планирование процесса и содержания общения исходя из целей и содержания занятий, в том числе продумываются «лирические отступления», способы реагирования на ожидаемое поведение и т.д.

2 стадия. Вступление в педагогический контакт и начальный момент взаимодействия с группой. Большую роль играет при этом нешаблонность, оригинальность поведения преподавателя, его доброжелательная нестандартная реакция.

3 стадия. Организация и управление общением в ходе учебных занятий. Осуществление задуманной коммуникации на трех уровнях:

эмоциональном  (определяет комфортность ситуации общения, но не характеризует его содержание);

когнитивном (предметная сторона общения, на этом уровне идет объяснительный процесс);

социально-психологическом (определяет межличностные отношения между преподавателем и студентам.

Педагогическое общение связывают со стилем поведения преподавателя, уровнем его общей и коммуникативной культуры и с его педагогическими установками.

 

 


Под установкой понимается отношение к группе, к отдельному студенту. На установку влияет то, что говорят об этой группе другие преподаватели, то, как приняла группа педагога, настрой группы. От установки зависит характер и результат деятельности.

Установка преподавателя формируется им самим на основании внешнего вида студентов, их умения общаться с преподавателем, с другими людьми и связана с образом группы или отдельного студента.

В книге американских психологов Розенталя и Джекобсона «Пигмалион в классе», вышедшей в конце 60-х годов XX века в США, говорится о том, что у педагога создается определенная установка на ученика и он ведет себя так, чтобы его прогноз оправдался.

Причинами установок могут быть:

ложные стереотипы, относящиеся к восприятию человека по внешним данным. (« Этот человек в очках, значит, умный, а этот – спортивного вида, значит, не очень умный»). Установка экономит время, но порой приводит к серьезным заблуждениям преподавателя;

приписывание достоинств или недостатков человеку, исходя только из его социального статуса. В этом случае студент не в лучшем положении, потому что его статус ниже статуса преподавателя;

субъективные штампы, трафареты, а также предварительная информация, которую преподаватель получает о студенте или коллеге.

Преподаватель создает «свой» образ того или иного студента и получаемую извне информацию о нем, «пропуская» через фильтр этого образа: если информация (позитивная или негативная) совпадает с представлением педагога, то она принимается им во внимание, если не совпадает, то отсекается и «не работает» на студента.

Правомерен вопрос: А не сами ли педагоги формируют порой неуспешность студента, относясь к нему как заведомо неуспевающему?

 

Из разговора группы преподавателей в начале учебного года.

1преподаватель: Ну как группа? Мотивация есть?

2 преподаватель: Да как Вам сказать? Слушают без интереса, хотя                               сидят вроде тихо. Записывают, если скажешь, а так…Мельчает, по-моему, студент!

3 преподаватель: А у меня занятия в этой группе прошли замечательно!                                  Я думаю, они нацелены на знания, воспринимают информацию с интересом, а сколько вопросов задают!

2 преподаватель: Ну вопросы-то они задавать любят, лишь бы время                                    шло.

3 преподаватель: Вопрос вопросу рознь. Эти ребята по существу задавали, меня это очень порадовало – головы-то работают!

Можно предположить, как будут складываться отношения у преподавателей с группой, и каким может быть результат их взаимодействия.

 

Исследования западных и отечественных специалистов подтверждают субъективность отношения педагогов к своим подопечным. Так, например, американские исследователи считают, что преподаватель непроизвольно стремится обращаться на занятиях к студентам, сидящим за первыми столами, и именно они при равных условиях оцениваются выше. Российский экспериментатор Н.Д. Творогова выяснила, «что студенты, хорошо владеющие техникой общения, создают у преподавателя иллюзию хорошего знания предмета, формируют положительное отношение к себе, то есть их умение общения создает у преподавателя субъективную положительную установку». Если студент замкнут, застенчив, не умеет эффективно общаться, то его ответ оценивается преподавателем ниже.

Для повышения объективности оценки и в целом отношения к студенту преподавателю нужно осознать установку и скорректировать ее, потому что установка определяет атмосферу взаимодействия и либо содействует, либо мешает личности (как студента, так и преподавателя) раскрыться.

Преподавательская деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем, то есть типичной для педагога системой приемов воздействия на студентов.

Выбор стиля обусловлен спецификой деятельности и индивидуально-психологическими свойствами личности субъектов образовательного процесса.

Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает:

стиль управления;

стиль саморегуляции;

стиль общения;

когнитивный стиль.

Стиль управления учебным процессом зависит от содержания учебной деятельности, которая лежит в основе межличностных отношений в группе.

Н.Ф. Маслова предлагает два основных стиля общения преподавателей со студентами: демократический и авторитарный, которые имеют свои характерные признаки, представленные в таблице 12.5.

 

Таблица 12.5.

Основные преподавательские стили общения в образовательном процессе.

 

Авторитарный Демократический
Преподаватель работает один на один. Резко выраженные установки. Функциональный подход. Избирателен в контактах. Субъективен в оценках. Стереотипы восприятия. Работает со всей группой. Не проявляет негативных установок. Личностный подход. Не избирателен в контактах. Стремится к объективности. Рефлексивное восприятие.

 

Исследования показали, что результаты деятельности зависят от выбора стиля общения педагога с подопечными.

Н.Ф. Маслова с коллегами подтвердили эффективность демократического и явную вредность для педагогического взаимодействия авторитарного стиля. Причем они обнаружили прямую связь между стажем работы и стереотипным восприятием. 

Использование определенного стиля общения в образовательном процессе сказывается на результатах деятельности преподавателя и образованности выпускника. Схематично эти процессы представлены на рис. 12.6.

 

Авторитарный стиль Демократический стиль
Дисциплина «железная». Дисциплина может «страдать».
Знания усвоены, но не всегда студент умеет их применять. Знания усвоены интериоризированы.
Личность образованная (с точки зрения знаний). Студент пользуется знаниями-умениями
Личность разносторонне развита.

 

Рис. 12.6. Результаты использования различных стилей педагогического общения в процессе образовательной деятельности.

 

Педагогу во избежание профессиональной деформации личности (синдром «княгини Марьи Алексевны») надо научиться рефлексировать, анализировать свой стиль и методы своей деятельности.

 

Случай в автобусе

Зашедшая женщина устало протянула деньги на билет кондуктору и произнесла хорошо поставленным голосом:

– Здравствуйте. Садитесь.

Согласитесь, иногда ситуации с педагогами бывают менее смешными, но более печальными по последствиям.

 

С.Д. Смирнов предлагает четыре стиля педагогического общения преподавателя со студентами, представленных на рис. 12.7.


Авторитарный стиль.

Отличается тем, что преподаватель сам определяет чем и как будет заниматься группа, при этом тон начальственный, не терпящий возражений, и даже вопросы студентов по теме лекции вызывают раздражение и недовольство. Инициатива таким преподавателем не поощряется, одобряется деятельность по инструкции.

 

1. Авторитарный.

Стили общения

2. Либеральный. 3. Свободно-либеральный. 4. Демократический.

 

Рис. 12.7. Основные стили общения в образовательном

процессе по С.Д. Смирнову.

Основные формы взаимодействия авторитарного стиля:

приказ;

инструкция;

выговор;

указание;

порицание.

Все виды воздействия применяются в присутствии всей группы, что сказывается на негативном восприятии такого стиля студентами.

Либеральный стиль.

Отличается тем, что преподаватель, дав, например, задание, самоустраняется, не проявляет инициативу, снимает себя  ответственность за происходящее, старается не вмешиваться в деятельность группы. В определенных ситуациях и при наличии сильного лидера в группе у студентов может развиться инициатива и самостоятельность, но чаще такой стиль взаимодействия порождает недоумение, недовольство преподавателем, снижает интерес к предмету.

Свободно-либеральный стиль.

Характеризуется высокой степенью «безвластия». Преподаватель не способен или не хочет управлять учебной деятельностью группы, это порождает состояние неопределенности у студентов, вызывает у них тревогу, эмоциональное напряжение, раздражение. Согласно исследованиям, это самый разрушительный стиль общения. Он разрушает не только отношения, он негативно воздействует на личности общающихся, поэтому он назван самым «вредным» стилем.

Демократический стиль.

Отличается стремлением включить всех студентов в активную работу. Его характеризуют тесные учебно-научные контакты преподавателя со студентами, высокая мотивация учения, заинтересованность в хороших результатах совместной деятельности. Преподаватель такого типа имеет авторитет у студентов, его уважают за справедливость и соучастие.

Деятельностное представление о стилях педагогического общения дают А.К. Маркова и А.Я. Никонова. Они утверждают, что в основе развличения стиля в труде педагога лежат следующие основания:

Содержательные характеристики стиля, указывающие, на что ориентирован педагог в своей деятельности: на процесс, результат или оценку своего труда.

Динамические характеристики стиля, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями педагога (устойчивость, гибкость, переключаемость, распределение и т. п.).

Результативность (уровень знаний, сформированность навыков и умений, интерес к учебе).

На основании этого ими были выделены индивидуальные стили деятельности педагога, к которым относятся:

индивидуально-импровизированный стиль (ИИС);

эмоционально-методический стиль (ЭМС);

рассуждающе-импровизационный стиль (РИС);

рассуждающе-методический стиль (РМС).

Характеристики каждого стиля представлены в таблице 12.6.

 

Таблица 12.6.

 

Характеристики стилей общения в образовательном процессе.

 

Стиль

Характеристики стилей

содержательные динамические результативность ИИС ориентация на процесс; учебный материал интересен; логичное изложение учебного материала; широкий арсенал различных методов. быстрый темп; интуиция; слабая рефлексия. опрос сильных студентов; интерес к предмету у обучающихся; неумение анализировать. ЭМС ориентация на процесс и на результат; адекватное планирование учебного процесса; повторение и закрепление материала; коллективные формы обсуждения. высокая оперативность; преобладание интуиции над рефлексивностью; вариантность различных методических приемов. поэтапная отработка учебного материала; постоянный контроль знаний студентов; воспитание интереса к своему предмету. РИС ориентация на процесс и на результат; адекватное планирование учебного процесса; редко практикуются коллективные обсуждения. меньшая изобретательность при выборе методов; слабое варьирование методами; средний и низкий темп занятий. Интерес к предмету у определенной группы студентов; косвенный контроль знаний студентов. РМС ориентация на результаты; адекватное планирование учебного процесса; репродуктивная деятельность студентов; редко практикуются коллективные обсуждения. консерватизм при выборе методических средств; рефлексивность ; средний темп занятий. систематичность закрепления пройденного материала; контроль знаний студентов; опрос слабых студентов.

 

Педагогический стиль без сомнения во многом определяет уровень знаний и уровень личностного развития студентов, но оказывается, он влияет на их будущее еще и по другой причине. В высшем учебном заведении формируется специалист с определенными воззрениями, различными умениями, системой ценностей, стилем взаимодействия.

Сибирские исследователи доказали, что качество взаимодействия студента с преподавателем во многом определяет качество его отношений с будущими коллегами: либо доверие и сотрудничество, либо противодействие, рассогласованность, недоверие. Это налагает на преподавателя особую ответственность.

При организации педагогического общения, при выборе любого из указанных стилей взаимодействия преподавателю следует помнить о трех важных моментах, влияющих на качество обучения:

Студентам нужно давать совершать действия, потому что знания передаются через действия.

Умение общаться следует воспитывать у студентов сразу, с первой встречи, не откладывая на потом.

Чтобы педагогическое общение совершалось и формировались навыки, надо чтобы оно удавалось, то есть нужно уметь создавать для студента ситуации успеха. 

 

Известный педагог В.Ф. Шаталов, по его словам, не открыл ничего нового, а просто взял из педагогики и психологии рациональные идеи. Организуя сложную познавательную деятельность своих учеников, он стремится всеми возможными средствами заинтересовать их, развить их активность, внести элемент соревновательности. Он работает так, чтобы каждый добился результата, успеха. А успех порождает уверенность в себе, и соответственно, следующий успех. Ученику становится интересно учиться, когда у него получается.

Суть педагогической технологии В.Ф. Шаталова можно выразить словами: представлять, понимать, помнить и применять.

Педагогическое общение реализуется через общение с учебной группой, с отдельными студентами. Не каждый человек сможет стать преподавателем, как впрочем, и врачом, и музыкантом, и художником. Нужны специальные способности, которые называются педагогическими. Основные педагогические способности представлены на рис. 12.8. (В.А. Крутетского).

 

1. Академические.
2. Дидактические.
3. Речевые.

Педагогические способности

4. Перцептивные.
5. Организаторские.
6. Авторитарные.
7. Коммуникативные.
8. Педагогическое воображение
9. Способность к распределению внимания.

 

Рис. 12.8. Основные педагогические способности.

 

Академические способности.

С одной стороны, это способности к определенным наукам (математике, биологии, литературе, психологии, физике и т.д.), с другой стороны, глубокое знание своего предмета не только в рамках изучения на занятиях.

Дидактические способности.

Это способности доходчиво преподносить знания, вызывать к ним интерес у студентов, формировать у них способность к самообразованию.

Речевые способности.

Это способности четко и ясно выражать свои мысли и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

Перцептивные способности.

Это способности к психологической наблюдательности, умение замечать изменения во внутреннем состоянии студента, коллеги.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 410.