Признаки коммуникативной культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фамилии преподавателей

        Интересно излагает материал, ясным языком         Терпеливо поясняет сложные места         Логично и доступно излагает трудный материал         Владеет гибким темпом изложения         Умеет вызвать и поддержать интерес класса к предмету         Побуждает учащихся к дискуссии, организует ее         Формирует стремление к самостоятельной работе над предметом         Проявляет уважение, доброжелательность и такт по отношению к ученикам         Проявляет уважительное отношение к другим учителям         Увлекает манерой изложения материала, грамотной, хорошо организованной речью         Располагает к себе внешним видом, манерой поведения         Соответствует в целом Вашему представлению о педагоге высокой коммуникативной культуры         Сумма баллов

 

Обработка

 

При обработке подсчитывается сумма баллов по всем признакам для каждого преподавателя. Подсчитываются общие суммы по всем заполненным анкетам. Делается сравнительный анализ по отдельным педагогам, а также анализ динамики оценок одного педагога при наличии нескольких срезов.

 

12.3. Вербальные формы общения в образовательном процессе.

 

В последние десятилетия в нашей стране при подготовке преподавателей не уделялось (да и сейчас, к сожалению, мало уделяется) проблеме лекторского мастерства, хотя люди с древности развивали теорию владения речью.

В древней Греции искусство говорить красиво называлось риторикой, в России – красноречием, которому М.В. Ломоносов дал меткое определение: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

Преподаватель – речевая личность и через общение он приобретает авторитет, уважение. Речь – конкретное явление, обеспечивающее информативную, экспрессивную и коммуникативную функции языка в конкретной ситуации общения. Преподаватель в образовательном процессе должен обладать культурой речи, которая состоит из следующих компонентов:

нормативный;

этический;

коммуникативный.

Педагогическое общение не существует вне образа аудитории, вне обратной связи, вне интерпретации дидактического замысла в структуре высказывания. Готовясь к занятиям, преподаватель выстраивает образ аудитории и обдумывает формы речевого воздействия на нее. Схема подготовки преподавателя к общению с аудиторией представлена на рис. 12.10.

Риторическое требование к проведению занятий преподавателем – строить аргументацию на основе суждений, влиятельных с позиций аудитории. В системе категорий К.С. Станиславского это умение «играть своего партнера».

Преподаватель – всегда коммуникативный лидер. А это значит, он человек, способный приковать и удерживать внимание монологом; организовать диалог и вести его в соответствии с нормами речевого этикета.

 

Преподаватель
Образ аудитории

Формы и способы воздействия

Коммуникативный лидер

монолог диалог

 

Рис. 12.10. Схема подготовки преподавателя к общению с аудиторией.

 

Преподаватель способен выслушать студента и не остаться равнодушным к его проблеме, делая свои занятия средством для их разрешения. Он спокоен и уверен на занятиях, достойно выходит из нестандартных ситуаций общения, знает, что для каждого найдет подходящие для ситуации слова, вступит в творческое взаимодействие с говорящим. Да, он это сделает, но при одном условии – если он владеет искусством речи.

Риторическое знание помогает преподавателю быть не транслятором предметного содержания, а тем, кто учит умению жить, используя для этого свой учебный предмет. Педагогическая риторика – условие речевого мастерства преподавателя. А мастерство общения определяет в конечном итоге умение быть преподавателем.

А.А. Мурашов предлагает следующие аксиомы успешного педагогического общения:

1.Не всякий актер учит, но всякий преподаватель должен уметь играть, но только в том ролевом диапазоне, который определяет риторическая позиция (профессор, приятель, командир, собеседник).

2.На занятиях нет слов, которые были бы адресованы одному человеку: обращаясь к одному, создаем и моделируем реакцию остальных.

3.Высокомерие и крик обнажают трусость, незнание и неуверенность. Если хотим быть услышанными, ни в коем случае не стоит напрягать голос. 

4.Оценивать поступок, действие, а не личность. Оценивать сказанное, а не сказавшего, сделанное, а не сделавшего. При аудитории неуместны и неэтичны разговоры о личности студента. Опасна даже излишняя похвала: на солнце и пыль сверкает.

5. Не угрожать и не оправдываться: угрожавший будет бит еще до своего удара, а, оправдываясь, никто еще пока не смог оправдаться. В угрозе соединены слабость и мнимая сила.

6.Быть коммуникативным лидером и управлять аудиторией. Обнако лидерство можно потерять, если

объявить порицание всей группе сразу;

ниспровергнуть с ходу то, что авторитетно для группы;

раньше времени посчитать неоспоримым свое право на;

неформальное общение («друзья мои!»).

Коммуникативное лидерство преподавателя начинается с овладения нормами языка в различных видах деятельности: говорении, слушании, письме, чтении.

Факторами, составляющими основу речевого мастерства преподавателя, являются:

культура речи;

речевой слух;

дикция;

владение техникой речи;

начитанность;

вербальная (словесная) память;

импровизационные способности, позволяющие осуществлять ролевое и позиционное говорение.

Преподаватель вуза и учитель школы сегодня остаются подчас единственными людьми, противостоящими жаргонизации и клишированию русской речи на самых разных уровнях.

Педагогическая риторика возникла из требования коммуникативной компетентности, из необходимости оптимально построить каждую ситуацию учебного занятия, поэтому целесообразно говорить о сложившихся законах, действующих в сфере речевого мастерства:

Чтобы уметь вести урок, надо уметь вести за собой. Точка пересечения интересов различных людей – точка опоры лидера, чтобы вести за собой.

Речь слушают, если сформирован интерес и внутренняя потребность в этом.

Говорящий и слушающий должны чувствовать внутреннее единство и возможность общего взгляда на предмет изучения.

Умение общаться начинается с умения ставить вопросы, способные приковать внимание аудитории.

Без соблюдения норм языка риторика невозможна.

Педагогическая риторика – речевое стимулирование творчества преподавателя и студента. Достижение коммуникативного вдохновения.

Преподаватель видит невидимое и предсказывает непредсказуемое. (речь о невербальных сигналах общения, по которым опытный педагог многое «читает»). Он управляет коммуникативной атмосферой.

Мастерство преподавателя сродни искусству сценариста, режиссера и актера. К первому не всегда готовы, ко второму не готовы практически всегда.

Искусство говорить начинается с искусства слушать. Слушать заинтересованно, внимательно, безоценочно, без искажения.

«Большое самообладание говорит о большом сердце – душу великую нелегко стронуть с места» (Б. Грасиан). Преподаватель должен овладеть искусством саморегуляции и управлять своими чувствами. 

На каждом занятии преподаватель осознанно или неосознанно использует риторические приемы, которые способны монологическую речь студентов превратить в скрытый диалог, каждая фраза развивает диалогическое сознание. Использование этих приемов, представленных на рис. 12.11., в речи преподавателя требует от аудитории активного включения в процесс интеллектуального поиска.

 

1. Ответствование.

Риторические приемы, используемые в образовательном процессе

2. Заимословие.
3. Сообщение.
4. Предупреждение.
5. Риторический вопрос.
6. Цитирование.

 

Рис. 12.11. Основные риторические приемы, используемые в образовательном процессе.

 

Ответствование.

Ответствование, как риторический прием в образовательном процессе заключается в постановке вопроса от имени аудитории: «Вы спросите, что предпринял Николай П в этой ситуации?».

Заимословие.

Заключается в цитировании взглядов кого-либо из студентов (Помните, в начале лекции Х спрашивал, каким образом это делается?» или косвенное цитирование «Наполеон говорил, что солдаты обязаны отдать ему жизнь»).

Сообщение.

Заключается в передаче аудитории определенной информации по рассматриваемой теме занятий.

Предупреждение.

Заключается в том, что лектор заранее предполагает реакцию аудитории на свое сообщение.(«Вы можете возразить…», «Возможно, вы не согласитесь с тем, что…»).

Риторический вопрос.

Не требует ответа, но будит внимание. («А достоин ли был герой такого внимания со стороны людей?»).

Цитирование.

Должно быть своевременно и обоснованно. Цитирование обеспечивает лекцию интересной информацией, ссылкой на авторитеты с приведением их высказываний.

Термин «чтение лекций» пришел к нам из средних веков, когда из-за отсутствия учебников единственным способом получения новых знаний для студентов было слушание лекций. Сегодня появились учебники, но лекции преподаватели по-прежнему читают, и это одна ведущих форм обучения студентов.

Чтение лекций – это не пересказ учебника, а умение совместно думать, искать, рассуждать. Требования к лекции остались неизменными – научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения. Трудности преподавателя в роли лектора связаны с тем, что ему приходится вступать в невидимое соревнование с множеством других источников информации: телевизором, компьютером, книгами, другими лекторами. Важно завоевать аудиторию, и закономерен вопрос – каким образом?

Во-первых, суметь расположить к себе доброжелательностью, тактом, внешним видом, уверенностью и, конечно, уровнем знаний.

Во-вторых, заинтересовать студентов материалом (актуализировать их субъектный опыт, обратиться к значимым для них проблемам и через них выйти на предмет и т.д.).

В-третьих – создать интригу (анонсировать будущие темы, использовать ситуацию).

В лекции целью является сообщение истины, убеждение слушателей, и логика выполняет в данном случае функцию общения. Преподавателю во время подготовки и особенно во время лекции следует ориентироваться на студентов и предполагать, как они будут рассуждать под воздействием его слова.

Чтобы внимание аудитории было устойчивым, требуется определенная «занимательность» в изложении учебного материала, требуется постоянно побуждать аудиторию к познавательной деятельности. Для этого можно использовать следующие приемы:

Задавание вопросов. Вопросы активизируют интеллектуальную деятельность студентов. Можно задавать следующие типы вопросов: «А как вы думаете?», «Почему такое стало возможно?», «Вы согласны с тем, что..?» и т.п.

Модуляция голосом. Преподавателю следует помнить, что голос – его профессиональный инструмент, о котором надо заботиться и который надо периодически «настраивать». Именно через «вокальные» характеристики речи преподавателя студент узнает о его настрое, отношении, эмоциональном состоянии.

 

В телефильме «Большая перемена» учитель истории на экскурсии в музее очень убедительно входил в роли исторических личностей и «держал» аудиторию.

 

Форма и способ подачи материала, выбор которых зависит от половозрастных особенностей аудитории и уровня осведомленности. Женская аудитория быстрее устает, поэтому для нее следует предусмотреть периодические эмоциональные разрядки. Кроме того девушки внушаемы, поэтому необходимо сделать упор на интонацию, тон, тембр голоса, сознательно понижать его.

Мужская аудитория больше ориентирована на конкретный материал. Поэтому для такой аудитории в лекции следует опираться на факты, приводить примеры, сформировать сильные аргументы продумать логику их предъявления. Взрослые, достаточно осведомленные студенты и коллеги, скорее, предпочтут дискуссионную форму с последующим обобщением и выводами (например, группы менеджеров-заочников) или точное изложение материала по всем интересующим вопросам (например, бухгалтера, юристы).

У студентов очного отделения на первом-втором курсах может возникнуть открытая дискуссия с преподавателем не потому, что они «идейно» не принимают его позицию, а потому, что их возрасту свойственно вставать в оппозицию, потому что для них характерны реакции протеста. Преподавателю нужно быть готовым к этому и овладеть технологиями ведения дискуссии, спора.

В.Ф. Шаталов использует эффективный прием для лучшего усвоения и запоминания материала – он повторяет одно и то же разными словами 3-4 раза в течение урока, снимая тем самым лишние нагрузки на внимание своих учеников. В вузовской практике этот прием при творческом подходе преподавателя может так же успешно применяться.

 

Лекцию имеет смысл делить на смысловые части (желательно, чтобы их было не более пяти), потому что так материал восприниматься и усваиваться будет качественнее. После каждой смысловой части необходимо делать вывод. Уместно предложить схему, логическую цепочку излагаемого материала, тогда он запомнится лучше, ведь активизируются все репрезентативные системы: студент не только слышит, но видит и записывает.

Следует помнить и о темпе изложения материала. Он должен не превышать 80–100 слов в минуту. При выделении ключевых моментов и задиктовывания информации темп лекции должен быть не выше 60 слов в минуту.

Любую лекцию можно разделить на три основных части:

Начало лекции.

Основная часть лекции.

Финальная часть лекции.

Построение лекции зависит от дисциплины и индивидуальных особенностей преподавателя. Однако основные закономерности характерны для любого типа лекционного занятия.

Начало лекции.

Первые слова лекции должны быть доступными, понятными, а, главное, интересными. Удачное начало лекции – обращение к событиям, времени, месту, явлениям, каким-либо образом связанным с темой лекции.

 

Преподаватель зашел в аудиторию, подошел к окну, задумчиво посмотрел на небо:

– Сто пятьдесят три года назад точно также падал снег на землю, были такие же сугробы… А по Смоленской дороге, с трудом пробиваясь через снежные завесы, отступала непобедимая французская армия…

Из лекции профессора Г.Г. Фруменкова

 

Не менее удачным является обращение к злободневным темам, актуальным проблемам взаимодействия. Или обращение к собственным мыслям, размышлениям по поводу чего-либо.

 

После приветствия преподаватель, как бы продолжая внутренний диалог с собой, говорит:

– Я много раз задумывался, почему люди бывают так безжалостны к талантливым и одаренным?

                                                  Из лекции профессора Ш.З. Галимова

 

Подобное начало обеспечивают моментальную включенность студентов в учебный процесс, помогали настраиваться на соучастие в интеллектуальном процессе, концентрировали их внимание на проблеме.

Каждый преподаватель по-своему настраивает аудиторию на работу, по-своему привлекает и удерживает внимание студенческой аудитории. Это может быть:

уместная шутка;

экспресс-опрос;

краткое повторение основных моментов предыдущей лекции;

проблемный вопрос («Почему корни и стебли растут в разные стороны?»).

Но все они должны «работать» на тему лекции, иначе преподаватель рискует прослыть «странным». В преподавателе студенты должны увидеть не только «источник знаний», а в первую очередь, неординарную личность, имеющую свою точку зрения, свое мнение об изучаемом предмете. Вступительная часть лекции не должна быть более 5 минут и должна быть эмоционально насыщенной, ведь именно во время вступительной части устанавливается контакт с аудиторией, создаются друг у друга образы преподавателя и студенческой аудитории, определяется тип взаимодействия.

Основная часть лекции.

Основная, главная часть лекции, отличается продуманностью аргументов, четкой позицией, логичностью. Логичность преподавателя помогает студентам «делать открытия» в процессе лекции, систематизировать получаемые и уже имеющиеся знания. Преподаватель, у которого нет четкой системы изложения материала (а это случается, если преподаватель слабо владеет материалом), вызывает недоумение, досаду, раздражение.

Студенты могут простить оговорку, но не прощают бессвязности изложения материала, воспринимая это как неуважение к себе. Такой преподаватель очень быстро теряет авторитет и уважение студентов.

Поэтому каждому преподавателю следует воспитывать у себя логическую культуру. Иногда преподаватель утверждает, что знает, как будет рассуждать, но «логика для себя» не равна «логике для аудитории», т.е. логика рассуждения отличается от логики внешней речи.

Для повышения эффективности восприятия студентами материала лекции преподаватель выделяет главную мысль, которую студенты записывают, пока даются разъяснения. Разъяснения студенты могут записать условными обозначениями, отдельными словами, по сути, сделать опорный конспект лекции. В течение лекции можно неоднократно (но обоснованно!) возвращаться к этим мысли.

Финальная часть лекции.

Большое внимание преподаватель должен уделять финальной части лекции. В ней кратко обобщается изученный материал, повторяются основные моменты (эффективно это делать по логическим схемам), подводятся итоги дискуссии (если она имела место быть), еще раз устанавливается связь с темой лекции, то есть идет заключительное структурирование материала. Можно анонсировать материал следующей лекции, если это будет логически обосновано.

Финал – «сильная» часть лекции. Г. Эббингауз утверждает, что лучше всего запоминается начало и финал разговора, поэтому нельзя комкать заключительную часть лекции. Скомканный финал может испортить все впечатление от лекции.

 

Лекция начинающего преподавателя подходила к концу. Учебный материал был чрезвычайно интересен, преподаватель увлеченно показывала слайды, когда неожиданно прозвенел звонок. Растерянный преподаватель развел руками:

– Ну вот, ничего не успели…

Первокурсники вздохнули, посидели минуту в ожидании и ушли.

У преподавателя осталось ощущение полного провала, можно предположить, с какими чувствами ушли студенты.

А ведь ситуацию можно было поправить.

 

Финал лекции должен быть энергичным, настраивающим, логически завершенным, тогда он может даже сгладить какие-то промахи в ходе лекции.

Хорошая лекция, как правило, тщательно подготовленная лекция. У. Черчилля считали одним из самых выдающихся ораторов ХХ века. Его выступления отличались энергичностью, эмоциональностью, сила убеждения была велика. В ходе выступления он практически никогда не пользовался текстом, поэтому создавалось впечатление, что мысли, которые он высказывал, рождались прямо на глазах аудитории. На самом деле Черчилль был искусным оратором: свои выступления он заучивал, шлифовал интонационно, подбирал жесты, обозначал и репетировал даже паузы.

Существуют следующие способы подготовки к лекции, представленные на рис. 12.12.

 

1. Тезисы.

Способы подготовки к лекции

2. Конспект.
3. Экспромт.
4. Подробная лекция.

 

Рис. 12.12. Способы подготовки к лекции.

Тезисы.

Приводится основа композиции лекции. Такой способ подготовки используют высококвалифицированные профессионалы, имеющие большой стаж научно-педагогической деятельности.

Конспект.

Разрабатывается заранее, затем читается или заучивается. Данный способ малоэффективный и, зачастую больше вредит, чем помогает в процессе чтения лекции.

Экспромт.

Заключается в подготовке ключевых моментов. Остальное излагается по ситуации.

Подробная лекция.

При подготовке основной упор делается на логику рассуждения. Вполне уместно использовать подробный план лекции, где представлена логика изложения материала. Преподаватель готовит подробный план лекции, если материал хорошо знаком, и подробную лекцию, если курс мало освоен. Опытный преподаватель пишет еще и подвижный план лекции, в котором указывает, что можно будет опустить в лекции в случае нехватки времени или осведомленности аудитории в этих вопросах, а какие моменты обязательны, так как являются основополагающими.

Следует помнить, что студенты часто слышат то, что хотят услышать, поэтому преподавателю нужно найти мотив, побуждающий студентов услышать то, что необходимо с точки зрения профессиональной подготовки и нравственного развития, для этого можно обращаться к их интересам, к их багажу знаний.

При подготовке лекции преподавателю (и профессионалу и новичку) следует обратить внимание на новинки научной литературы, просмотреть информацию по интересующему вопросу в периодике, Internet, то есть постоянно обновлять материалы лекции.

Подслушанная беседа:

На вечере встречи выпускников института разговорились выпускники одного факультета разных лет выпуска (разница в возрасте примерно 10-15 лет). Тот, что постарше, спрашивает:

А у вас вел занятия ….(имя-отчество)?

Вел. Жутко умный мужик! Придет, разложит свои пожелтевшие листочки и шпарит по ним!

 Э-э-э, приятель! Эти листочки еще при нас пожелтевшими были! Да, силен …(имя-отчество)!

При подготовке к лекции следует помнить, что составляющими любой лекции являются следующие элементы, представленные на рис. 12.13.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 416.