Рис. 12.14. Характерные черты дистанционного обучения.
Гибкость.
Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
Модульность.
Возможность из набора независимых учебных курсов-модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность.
Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, то есть без отрыва от производства.
Охват.
Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через каналы связи друг с другом и с преподавателями.
Экономичность.
Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и доступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.
Технологичность.
Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое информационное пространство.
Социальное равноправие.
Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Интернациональность.
Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Существует два основных метода дистанционного обучения:
асинхронное обучение, при котором студенты, удаленные от высшего учебного заведения, составляют группы одного курса и занимаются по индивидуальному учебному плану с использованием учебно-методических материалов, разработанных образовательным учреждением;
синхронное обучение, когда дистанционно разделены вуз, обеспечивающий проведение занятия (лекции, консультации), и группа одновременно занимающихся студентов. Студентам при этом не обязательно находиться в одном помещении или даже в одном населенном пункте. При этом взаимодействие между преподавателем и студентами происходит в реальном масштабе времени.
Каждому методу присущи свои специфические образовательные технологии дистанционного обучения. Однако оба метода взаимосвязаны и дополняют друг друга.
При дистанционном обучении контакт студента с преподавателем весьма ограничен, поэтому большая часть функций общения должна быть внедрена в средства дистанционного обучения. Таким образом, для эффективной организации обучения разрабатываются специальные компьютерные средства, позволяющие организовать вид образовательного процесса. В отличие от полиграфических изданий в автоматизированных средствах могут быть достаточно легко реализовано общение студента с преподавателем, а также автоматизированный контроль знаний, подсказки по неусвоенному материалу и т.д.
В настоящее время существуют два типа компьютерных учебных средств: электронные учебники (ЭУ) и компьютерные обучающие программы (КОПР).
Электронные учебники.
Функции электронных учебников в основном ограничиваются представлением студенту на экране монитора учебных материалов. По сравнению с печатными материалами в ЭУ могут быть легко внесены происходящие в соответствующей области изучаемой дисциплины изменения. Они имеют большую графическую наглядность и удобный пользовательский интерфейс.
В конце каждой темы могут быть помещены тестовые задания для контроля и самоконтроля. Вместе с тем общение студента с электронным учебником носит пассивный характер. Активное двустороннее общение отсутствует.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 472.