Основой компьютерной обучающей программы является учебный курс, в котором, как и в учебнике, излагается материал по изучаемой дисциплине. Здесь также приводятся вопросы. На этом совпадение заканчивается. Различий же значительно больше, так как курс не является электронной версией учебника, а обязательно наделен интерактивными свойствами общения.
Используя компьютерные обучающие программы, студент, самостоятельно изучая материал, постоянно проверяется: ему задаются контрольные вопросы. Дальнейшее продвижение по курсу возможно только при правильном ответе на эти вопросы. В противном случае студенту дают указания на те разделы материала, в знании которых у него имеется пробел.
Процесс изучения и проверки может продолжаться любое произвольное время и зависит только от студента, его способностей, усидчивости, ранее накопленных знаний, а также от его личного опыта. Задачник или сборник упражнений полностью интегрируется в курс. Обучение становится активным и проходит в форме общения студента с компьютерной обучающей программой.
Второй особенностью компьютерной обучающей программы является системы эффективных ссылок (гиперссылок), когда непосредственно в материале даются ссылки на другие разделы или части курса.
Переход к этим частям возможен одним нажатием на кнопку или клавишу. Поэтому в процессе изучения материала студент всегда может получить более развернутые сведения по соседним областям предмета или по ранее изложенному материалу, если имеется определенный пробел в знаниях.
Не менее важно и то, что материалы курса – это не только текст и графика. В КОПР могут быть использованы и анимация, и звук, и другие эффекты, доступные сегодня вычислительной технике.
Компьютерная обучающая программа может быть представлена на лазерном диске (CD), непосредственно на компьютере или использоваться сетевая версия. При этом курс состоит из двух элементов:
программного обеспечения и собственно материала. Программа обеспечивает представление материала студентам, осуществляет интерактивный режим общения, а также позволяет преподавателю готовить материал.
собственно материала, который несет информационное содержание курса, проверочные вопросы и критерии оценки знаний студентов.
Таким образом, компьютерные обучающие программы в нашей стране предназначены для выполнения следующих функций:
обеспечения курса материалами, включающими текст, изображения, видео- и звуковую информацию;
использования в обучении индексированных указателей, глоссариев и баз данных;
интегрирования Web-ресурсов, имеющихся в Internet, в учебные курсы;
использования гиперссылок для поиска необходимой информации на соответствующих сайтах (Web-страницах), а также инструментов, работающих с примечаниями, для обеспечения самостоятельной работы студентов;
обмена информацией со студентами посредством электронных конференций, переписки по электронной почте, бесед в реальном времени и досок объявлений.
оценки знаний студентов с помощью контрольных опросов и заданий;
обеспечение обратной связи со студентами посредством диалоговых зачетных книжек и самотестирования;
получение информации, позволяющей анализировать эффективность курса.
Таким образом, сегодня можно говорить о созданной интерактивной системе, способной дать возможность каждому студенту обучаться индивидуально, продвигаясь по курсу с той скоростью, на которую он способен.
Однако никакая обучающая программа не может полностью заменить преподавателя. Необходимость во взаимодействии студента и преподавателя обязательно остается. Это может быть достигнуто путем организации «живой» обратной связи посредством телекоммуникаций (телефон, видеоконференцсвязь) и личного общения (консультации, собеседования), что вносит дополнительный элемент реального диалога между ними.
При дистанционном обучении основными функциями преподавателя будут:
подготовка и настройка курсов таким образом, чтобы они позволяли учащемуся с максимальной эффективностью освоить весь материал;
помощь студентам в решении тех вопросов, на которые нет ответов в курсе;
проверка выполнения контрольных работ, представленных студентами по электронной почте или на дискете;
Таким образом, работа преподавателя становится не только более эффективной (за счет возможности работы с большим числом учащихся), но и более творческой, ибо снимается во многом рутинный процесс преподавания одного и того же материала разным студентам.
Для развития дистанционного обучения обязательным условием эффективной работы преподавателя стало владение средствами вычислительной техники и телекоммуникационными технологиями.
Поэтому в системе дистанционного образования Запада особый статус приобрела должность преподавателя-консультанта – тьютора .
Качество дистанционного обучения во многом зависит именно от качества подготовки преподавателя-консультанта.
Каждая система обучения, в том числе система дистанционного обучения, строится на основе определенной дидактической концепции, которая и определяет набор методов, организационных форм и средств обучения, то есть технологию дистанционного обучения, которая может быть реализована по одному из трех видов, представленных на рис. 12.15, или путем их совмещения.
Технологии дистанционного обучения | 1. Кейс-технология. | |
2. TV -технология. | ||
3. Сетевая технология. |
Рис. 12.15. Технологии дистанционного обучения.
Кейс-технология.
При организации данной технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс – от англ. case) и передаются (пересылаются) студенту для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенного ему преподавателя).
Кейс-технология включает также наряду с изучением теории, выполнение лабораторных, практических и всех контрольных заданий.
TV -технология.
Данная технология базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-консультантов – тьюторов.
TV-технология при дистанционном обучении студентов, основанная на телевизионных интерактивных занятиях, приближается к традиционному очному образованию. Однако она не может исключить использование кейс-технологии в учебном процессе.
Сетевая технология.
Построена на использовании сети Internet, как для обеспечения студента учебно-методическими материалами, так и для интерактивного общения тьютора и обучаемых между собой. При этом следует отметить, что в настоящее время в странах Запада курсы дистанционного обучения по различным вопросам с использованием сетевой технологии развиты достаточно широко. Так, поисковая система WWW (World Wide Web – Всемирная паутина) дает около 3400 адресов серверов, содержащих курсы дистанционного обучения. Однако анализ этих курсов показывает, что в подавляющем большинстве они предназначены для самообразования.
Для студентов базовой является кейс-технология, так как она позволяет сформировать тот набор учебно-методической литературы (в том числе учебников и учебных пособий), который, как правило, позволяет осуществить профессиональную подготовку студента по избранной специальности и дать ему возможность получить полноценное высшее образование с соответствующим государственным дипломом.
В кейс-технологии эффективно используются следующие средства обучения:
программы изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;
печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;
специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля;
обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;
лабораторные практикумы;
электронные учебники и (или) компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса.
При дистанционном обучении, когда контакт студента с преподавателем весьма ограничен, отсутствие эмоциональной составляющей, которая имеет место в процессе очного общения, может сказываться на качестве восприятия материала. Поэтому для лучшего восприятия учебного курса в технологиях дистанционного обучения используются специальные средства, такие как мультимедиа и гипертекст.
Эти средства основываются на следующих двух педагогических концепциях в дистанционном обучении.
1. Чтобы обучение на основе современной дистанционной технологии не теряло своей привлекательности, необходимо повышение эмоциональной отдачи студента. Иными словами, работа студента на персональном компьютере с электронными учебниками и компьютерными обучающими программами должна быть эмоционально окрашена. Этому способствует использование мультимедийных средств, то есть комплексного представления информации в виде красочных графиков и изображений, анимации, видеосюжетов с возможным звуковым сопровождением. Известно, что подобные мультимедийные элементы создают у студента дополнительные психологические механизмы, способствующие лучшему восприятию и запоминанию материала.
Использование мультимедийных средств позволяет биоадекватно представлять учебный материал в системе дистанционного обучения. Дело в том, что в классических учебниках физиологически необходимый сенсорно-моторный этап восприятия информации практически отсутствует. Принципиальное отличие биоадекватного учебника заключается в том, что он строится не по принципу «читай и запоминай», а по принципу «воспринимай по всем физиологическим каналам, ассоциируй, твори». Это и позволяет без лишних трат времени и энергии продвигаться по пути познания.
2. Электронные учебники и компьютерные обучающие программы должны обладать развитой гепртекстовой структурой как в понятийной части изучаемой дисциплины (определения, ключевые слова), так и в логической структуре изложения (последовательность и взаимосвязь модулей).
Гипертекстовая структура предполагает:
конспективное изложение материала;
свободное перемещение по тексту (необязательность его сплошного чтения и тем самым возможность корректировки учебного процесса для студентов с различной подготовкой по изучаемой дисциплине);
использование перекрестных ссылок, облегчающих организацию обратных связей, допустим, при неправильных ответах студента в процессе разбора типовых примеров или самоконтроля.
Дистанционная технология обучения предусматривает, как правило, индивидуальный график учебного процесса для каждого студента. Допускается групповой график учебного процесса, особенно при использовании таких дорогостоящих средств синхронного дистанционного обучения, как спутниковое телевидение, аудио- и видеотелеконференцсвязь.
Поскольку при дистанционной технологии обучения, несмотря на принимаемые меры (например, дополнительную фотоидентификацию личности студента), повышается вероятность фальсификации, прием и все виды аттестации, включая государственную итоговую аттестацию, рекомендуется проводить со студентом очно.
Одним из принципиальных вопросов любой формы высшего образования является его качество. Поэтому в процессе развития дистанционной технологии обучения обязательно должны рассматриваться вопросы качества и управление качеством обучения. Для оценки качества и управления качеством дистанционного обучения (например, для облегчения общения между тьютором и студентом) также эффективно используются принципы тотального управления качеством (Total Quality Management – TQM).
Используя подход TQM, в системе дистанционного обучения принимают, например, такую многоуровневую систему показателей качества образования как:
оценка знаний студентом учебных дисциплин;
уровень системной компетентности (например, понимание взаимосвязи социальных и экономических проблем);
уровень компетентности в работе с информацией (например, умение интерпретировать информацию, использовать для обработки информации компьютер и т.д.);
оценка умения писать, говорить и слушать;
оценка умения творчески мыслить;
оценка таких качеств, как личная ответственность и коммуникабельность;
оценка умения работать в командах, обучать других и вести переговоры.
Проведенные в процессе всероссийского эксперимента исследования показали, что при использовании технологии дистанционного обучения качество подготовки специалистов практически не отличается от качества обучения, полученного при использовании традиционных технологий.
Естественным развитием кейс-технологии является сетевая технология, основой которой является телематика.
Телематика потребовала разработки специальных учебно-методических материалов, ориентированных на самостоятельную работу студентов. Только при использовании телематики эти материалы через сети могут мгновенно быть доставлены студенты в региональное представительство дистанционного обучения либо на его домашний персональный компьютер. Через сеть студент может связаться со студентами своей группы, с тьютором и практически с любым источником информации глобальной сети Internet.
Следовательно, телематика не только как кейс-технология снимает пространственно-временные ограничения в работе студента, но и ограничения в получении информации с сайта любого вуза и определяет тем самым начало перехода на новый уровень образовательной системы – уровень так называемого открытого обучения.
Таким образом, мировой и отечественный опыт показывает, что наиболее перспективной технологией дистанционного обучения, обеспечивающей открытый доступ как студентам, так и преподавателям на любом уровне информационных ресурсов – внутривузовском, национальном и даже мировом, является сетевая Internet-технология. При этом в сетевой технологии могут быть использованы практически все известные способы и методы дистанционного обучения:
электронные учебники и компьютерные обучающие программы;
электронные библиотеки;
компьютерные тестирующие программы;
общение студентов между собой и с преподавателями.
За последние 30 лет в системах образования развитых стран произошли существенные структурные изменения, обусловленные информационной революцией и всесторонним воздействием научно-технического прогресса на жизнедеятельность общества.
Проведенный в странах Запада и в Японии, анализ изменения структуры фонда развития совокупного капитала, состоящего из инвестиций в физический капитал и в, так называемый, «человеческий», представленный расходами на образование, подготовку и переподготовку кадров, здравоохранение и НИОКР, показал, что объем вложений в «человеческий» капитал в 1913 г. составлял всего 31–33 %. В последние три десятилетия ХХ в. ситуация резко изменилась. По минимальным оценкам, в целом по рассматриваемым странам доля накопления инвестиций в «человеческий» капитал в совокупном фонде их капитализированных расходов на развитие увеличилась в 1973 г. до 56–57%, в 1997–1998 гг. до 67–69%, а в США – даже до 74–76%.
По данным зарубежных экспертов, в XXI в. каждый работающий будет нуждаться в высшем образовании, являющимся необходимым условием для выживания человечества.
К настоящему времени развитые страны обладают мощной системой дистанционного образования, которые строятся по различным моделям, представленные на рис. 12.16 (по обзору Романова А.Н., Торопцова В.С., Григоровича Д.Б.).
1. Дистанционное обучение на базе одного университета с наличием в нем классического очного образования. | ||
Модели организации дистанционного обучения | 2. Дистанционное обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. | |
3. Дистанционное обучение в университетах, специально созданных для этих целей. |
Рис. 12.16. Модели организации дистанционного обучения в зарубежных странах.
Модель дистанционного обучение на базе одного университета с наличием в нем классического очного образования.
Такая модель организации дистанционного обучения характерна для многих ведущих университетов мира.
Имея очень сильный профессорско-преподавательский состав, традиционные университеты обладают значительным потенциалом для разработки самых современных курсов. Так, большой выбор экономических специальностей для этой системы предлагает Оксфордский и Кембриджский университеты (Англия), Шеффилдский университет (Шотландия), Новый университет Южного Уэлса (Австралия). Причем в последнем из них сейчас количество студентов, обучающихся по дистанционной технологии (около 5 тысяч человек) почти вдвое превосходит число студентов очных отделений.
Дистанционное обучение проводится в основном по кейс-технологиям (печатные пособия, аудио- и видеокассеты, лазерные диски) с использованием телекоммуникационных технологий. В этом отношении показателен опыт такого признанного лидера в области дистанционного обучения, как Университет Ольстера, активно применяющий для обучения аудио- и видеоконференции. Необходимость активного применения аудио- и видеоконференций было обусловлено следующими причинами. Университет образовался в результате слияния нескольких учебных заведений и включает четыре отдельных университетских территории, отстоящие друг от друга на расстоянии более 100 км. Использование вначале аудио-, а затем и видеоконференций позволило включать в группу слушателей студентов разных территорий университета. Опят оказался успешным как с педагогической, так и (при проведении аудиоконференций) с экономической точки зрения.
Одним из старешйих американских университетов, в котором широко используется дистанционное обучение по сетевой технологии является Пенсильванский государственный университет. В нем ежегодно обучается более 19 тысячи студентов из 50 штатов США и 20 других стран мира.
В Университете Виктория (Канада) был проведен первый эксперимент по использованию в дистанционном обучении спутниковой связи.
Вместе с тем необходимо отметить, что внедрение новых технологий дистанционного обучения сопровождалось сильным сопротивлением профессорско-преподавательского состава традиционных университетов, поскольку потребовало радикального изменения места преподавателя в учебном процессе, его функций и стиля работы, а следовательно, существенной переподготовки.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 516.