Проблемное изложение изучаемого материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При использовании данного метода в начале лекции ставится проблема, затем рассказывается о гипотезе и опытах изучения проблемы. Студент, следя за логикой изложения усваивает этапы решения всей проблемы.

Вид деятельности при использовании данного метода – продуктивный (творчество), уровень знаний – знания-умемения.

Частично-поисковый или эвристический метод.

Данный метод предполагает постепенное подключение студентов к самостоятельному решению проблемы. Заранее продуманные преподавателем вопросы стимулируют студентов, уже имеющих определенную базу знаний, к поиску новых.

Мастерство преподавателя проявляется в том, что он продумывает не только вопросы, но и возможные желаемые ответы студентов.

Вид деятельности при использовании данного метода – продуктивный (творчество), уровень знаний – знания-умения (применение).

Исследовательский метод.

Студентам предлагается познавательная проблемная задача, которую они решают самостоятельно с последующим контролем преподавателя. В основе данного метода лежит принцип «открытых перспектив», опережение теоретических знаний, многократность повторения и пр.

Вид деятельности при использовании исследовательского метода – продуктивный на самом высоком уровне, уровень знаний – знания-трансформации.

Каждый метод имеет свою структуру и обеспечивает определенный вид деятельности и знаний. Выбор метода зависит от научного, педагогического, профессионального потенциала преподавателя, его знания учебной дисциплины, знания педагогики, и, самое главное, правильного построения общения с обучающимися.

 

Тест

«Этика педагогического общения»

Тест предназначен для самооценки педагога, может быть использован вместе с другими методиками оценки коммуникативной культуры при анализе имеющихся у педагога недостатков общения и выработке стратегии самосовершенствования и, в частности, в акмеологическом проектировании развития индивидуальности педагога. Для самооценки заполните таблицу 12.4.

Таблица 12.4.

 

Пользуясь семибалльной шкалой, оцените, насколько верны по отношению к Вам следующие высказывания. Совершенно верно Редко Пожалуй, так Не знаю Скорее неверно Неверно Совершенно неверно
Не использую оценку как наказание за проступок или неуважение ко мне              
Не использую наказание как способ выражения личной неприязни, раздражения; наказывая, не унижаю достоинство учеников, принимаю их личность              
Стремлюсь к тому, чтобы поощрения превалировали над наказаниями              
Не осуждаю чувства и мотивы учащихся, концентрирую внимание на поведении, поступках              
Предоставляю учащимся свободу в поведении, а потом помогаю в анализе их действий              
Даю учащимся понять, что вижу их сильные, положительные стороны независимо от успехов в учебе              
Мои контакты с учащимися скорее диалоги, чем монологи, поучения              
Стараюсь смотреть на мир глазами моих учеников, понять их, проникнуть в их внутренний мир              
Разными способами стараюсь показать, что уважаю учеников, понимаю их, даже когда не полностью одобряю то, что они делают              

 

 

12.2. Организация общения в образовательном процессе.

 

Проблема общения является центральной проблемой педагогики. Прежде считалось, что эта проблема затрагивает и раскрывает круг вопросов, относящихся к объяснительному процессу, передаче знаний от учителя к ученику, от преподавателя к студенту. Сегодня для школьной и вузовской практики все более значимы личностные аспекты педагогического общения.

Обычно люди понимают под педагогическим общением вежливое общение с коллегами, со студентами, которое способствует выполнению главной цели – подготовке высококвалифицированных специалистов и по сути они правы.

 

 


Педагогическое общение – основная форма осуществления педагогического процесса. Его эффективность и продуктивность определяются целями и ценностями, которые принимаются всеми субъектами педагогического процесса в качестве ведущих факторов их индивидуального поведения.

Целью педагогического общения является передача обобщенного, систематизированного, социально значимого опыта человечества как в общественной, так и в профессиональной сферах деятельности. Она логично связана с целями образования – воспитанием и развитием личности, поэтому для педагогического общения особенно значим процесс обмена личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. Процесс педагогического общения с этой точки зрения следует рассматривать как процесс становления индивидуальности как студента, так и педагога.

Высшей ценностью педагогического общения являются индивидуальности преподавателя и студента, их честь и достоинство. Гуманистическое педагогическое общение ориентировано на такие ценности, как свобода, справедливость, равенство. В педагогическом общении важно ценить не только свою свободу, но и свободу партнера. Свобода и равенство в общении смыкаются с другой этической категорией – ответственностью. Ответственность в педагогическом общении следует понимать как контроль за ходом общения с точки зрения общепринятых норм и правил и с учетом ожидаемого результата.

Общение в образовательной деятельности имеет свою специфику, которая отражена в его признаках. А.А.Леонтьев выделил четыре основных признака педагогического общения, представленных на рис. 12.4.


Профессиональное общение.

Предполагает общение преподавателя со студентом не только в процессе образовательной деятельности, но и также вне занятий.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 504.