При использовании данного метода в начале лекции ставится проблема, затем рассказывается о гипотезе и опытах изучения проблемы. Студент, следя за логикой изложения усваивает этапы решения всей проблемы.
Вид деятельности при использовании данного метода – продуктивный (творчество), уровень знаний – знания-умемения.
Частично-поисковый или эвристический метод.
Данный метод предполагает постепенное подключение студентов к самостоятельному решению проблемы. Заранее продуманные преподавателем вопросы стимулируют студентов, уже имеющих определенную базу знаний, к поиску новых.
Мастерство преподавателя проявляется в том, что он продумывает не только вопросы, но и возможные желаемые ответы студентов.
Вид деятельности при использовании данного метода – продуктивный (творчество), уровень знаний – знания-умения (применение).
Исследовательский метод.
Студентам предлагается познавательная проблемная задача, которую они решают самостоятельно с последующим контролем преподавателя. В основе данного метода лежит принцип «открытых перспектив», опережение теоретических знаний, многократность повторения и пр.
Вид деятельности при использовании исследовательского метода – продуктивный на самом высоком уровне, уровень знаний – знания-трансформации.
Каждый метод имеет свою структуру и обеспечивает определенный вид деятельности и знаний. Выбор метода зависит от научного, педагогического, профессионального потенциала преподавателя, его знания учебной дисциплины, знания педагогики, и, самое главное, правильного построения общения с обучающимися.
Тест
«Этика педагогического общения»
Тест предназначен для самооценки педагога, может быть использован вместе с другими методиками оценки коммуникативной культуры при анализе имеющихся у педагога недостатков общения и выработке стратегии самосовершенствования и, в частности, в акмеологическом проектировании развития индивидуальности педагога. Для самооценки заполните таблицу 12.4.
Таблица 12.4.
Пользуясь семибалльной шкалой, оцените, насколько верны по отношению к Вам следующие высказывания. | Совершенно верно | Редко | Пожалуй, так | Не знаю | Скорее неверно | Неверно | Совершенно неверно |
Не использую оценку как наказание за проступок или неуважение ко мне | |||||||
Не использую наказание как способ выражения личной неприязни, раздражения; наказывая, не унижаю достоинство учеников, принимаю их личность | |||||||
Стремлюсь к тому, чтобы поощрения превалировали над наказаниями | |||||||
Не осуждаю чувства и мотивы учащихся, концентрирую внимание на поведении, поступках | |||||||
Предоставляю учащимся свободу в поведении, а потом помогаю в анализе их действий | |||||||
Даю учащимся понять, что вижу их сильные, положительные стороны независимо от успехов в учебе | |||||||
Мои контакты с учащимися скорее диалоги, чем монологи, поучения | |||||||
Стараюсь смотреть на мир глазами моих учеников, понять их, проникнуть в их внутренний мир | |||||||
Разными способами стараюсь показать, что уважаю учеников, понимаю их, даже когда не полностью одобряю то, что они делают |
12.2. Организация общения в образовательном процессе.
Проблема общения является центральной проблемой педагогики. Прежде считалось, что эта проблема затрагивает и раскрывает круг вопросов, относящихся к объяснительному процессу, передаче знаний от учителя к ученику, от преподавателя к студенту. Сегодня для школьной и вузовской практики все более значимы личностные аспекты педагогического общения.
Обычно люди понимают под педагогическим общением вежливое общение с коллегами, со студентами, которое способствует выполнению главной цели – подготовке высококвалифицированных специалистов и по сути они правы.
Педагогическое общение – основная форма осуществления педагогического процесса. Его эффективность и продуктивность определяются целями и ценностями, которые принимаются всеми субъектами педагогического процесса в качестве ведущих факторов их индивидуального поведения.
Целью педагогического общения является передача обобщенного, систематизированного, социально значимого опыта человечества как в общественной, так и в профессиональной сферах деятельности. Она логично связана с целями образования – воспитанием и развитием личности, поэтому для педагогического общения особенно значим процесс обмена личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. Процесс педагогического общения с этой точки зрения следует рассматривать как процесс становления индивидуальности как студента, так и педагога.
Высшей ценностью педагогического общения являются индивидуальности преподавателя и студента, их честь и достоинство. Гуманистическое педагогическое общение ориентировано на такие ценности, как свобода, справедливость, равенство. В педагогическом общении важно ценить не только свою свободу, но и свободу партнера. Свобода и равенство в общении смыкаются с другой этической категорией – ответственностью. Ответственность в педагогическом общении следует понимать как контроль за ходом общения с точки зрения общепринятых норм и правил и с учетом ожидаемого результата.
Общение в образовательной деятельности имеет свою специфику, которая отражена в его признаках. А.А.Леонтьев выделил четыре основных признака педагогического общения, представленных на рис. 12.4.
Профессиональное общение.
Предполагает общение преподавателя со студентом не только в процессе образовательной деятельности, но и также вне занятий.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 504.