Способы разрешения конфликтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
3. Компромисс. 4. «Третейский судья». 5. Анализ ситуации. 6. Ультиматум.

 

Рис. 12.9. Основные способы разрешения конфликтов в образовательном процессе.

 

Юмор.

Очень действенный способ разрешения конфликтов в образовательном процессе. Однако категорически неприемлемо использование саркастических или иронических фраз. Как пример, можно использовать фразу: «Кажется, мы все сейчас сгорим в пылу этих страстей. Может быть возьмем тайм-аут?»

Признание достоинств личности.

При использовании данного способа главное – найти положительное в человеке и передать ему тепло своей души («Я ценю в человеке искренность и прямоту. Думаю, Вам непросто было сказать об этом.»).

Компромисс.

Является соглашением на основе взаимных уступок. («Я допущу Вас сегодня до зачета, но в срок до … найдите время, чтобы решить вот эти задачи и показать мне»).

Третейский судья».

Предполагает обращение к третьему, авторитетному, лицу за помощью в решении проблемы («Пойдемте в учебную часть и узнаем их мнение на этот счет»). Обязательное условие – судья должен быть авторитетен для обеих сторон.

Анализ ситуации.

Используется в том случае, когда обе стороны заинтересованы в разрешении конфликта и согласны проанализировать ситуацию, чтобы дойти до истоков конфликта и иметь возможность полного его решения.

Ультиматум.

Применим в ситуациях, когда другие способы в силу, например, индивидуальных особенностей, «не работают». («Если Вы не сдадите курсовые работы в течение трех дней, я не допущу Вас до экзаменационной сессии»). Ультиматум приемлем в педагогическом конфликте, если степень напряжения конфликта так высока, что остановить его развитие на какое-то время может только жесткое требование. Но следует помнить, что это крайняя мера.

В педагогическом конфликте преподавателю важно учитывать интересы студента: ситуативный (ситуативные желание или потребность) и развития (возможные результаты конфликта) и уметь спроецировать интерес студента на взаимоотношения с людьми.

В педагогическом конфликте преподаватель как бы перекладывает ответственность за разрешение конфликта на плечи студента, предоставляя ему право решать, как поступать дальше. Педагог как бы отстраняется от решения конфликта. Однако выделим это «как бы» – оно подчеркивает педагогическую инструментовку, не более того. Преподаватель несет ответственность за конфликт и за его разрешение, потому что он опытнее, профессиональнее, мудрее, он более образованный и знающий. Разрешение конфликта фактически производит преподаватель, а студент, наделенный ролью субъекта, начинает по-другому воспринимать ситуацию и осуществлять действия по разрешению проблемы.

Сложно бывает построить отношения со студентом, чьи ситуативные интересы («Я поеду во время каникул в Питер с друзьями!») столкнулись с интересами развития («Думаю, на каникулах Вам стоит закончить исследование и в марте выступить на научной конференции») носителем которых является преподаватель. Преподавателю в этом случае нужно владеть техниками аргументации, причем педагогическая аргументация должна выдвигаться в мотивационной сфере студента. Приводя доводы в пользу необходимого, педагог исходит из желательного мотива как двигателя активности студента.

Фактически получается так, что тот, кто владеет аргументацией, тот владеет ситуацией и управляет конфликтом. А дополненная педагогической техникой (интонация, дикция, пластика, ритм, тон, мелодика, лексика) аргументация способна снять напряжение конфликта и даже сам конфликт. 

Преподаватель в силу более высокого уровня развития личности, в силу большего социального опыта, создает школу конфликта и проводит через нее студента, уча его видеть конфликт и работать с ним достойно. 

Для предупреждения конфликтной ситуаций в образовательном учреждении следует создавать благоприятный психологический климат, потому что только в ситуации психологической безопасности личность способна к развитию через сотрудничество, а гуманистическая парадигма обучения предполагает сотрудничество.

 

 


Преподавателю необходимо мотивировать студента, опираясь и воздействуя на опыт и особенности своего ученика, при этом искусно используя собственные коммуникативные навыки и умения. Другими словами, преподавателю важно создать оптимальные взаимоотношения, при которых он сможет максимально стимулировать познавательную деятельность студента и развивать его мотивацию.

Основными условиями, обеспечивающими благоприятный психологический климат на занятиях является:

обоюдная вера в успех. Большая роль при этом отводится установке членов образовательного процесса;

установление правильных отношений между преподавателем и студентами;

доброжелательное отношение к каждому студенту;

благоприятное речевое общение со студентами с первой встречи;

привлекательный облик преподавателя.

Создание благоприятных условий, помогающих установить позитивный психологический климат в аудитории, зависит в большей степени от самого преподавателя.

 


Практикум

«Коммуникативная культура педагогов глазами

студентов»

 

Анкета может быть использована руководителем для сравнительной оценки коммуникативной культуры преподавателей на основе оценки ее учащимися.

Возможно заполнение анкеты (таблица 12.7.) оценками (от 0 до 9) по горизонтали, т.е. сравнение нескольких педагогов по одному признаку.

 

Таблица 12.7.

 

Анкета

«Преподаватель глазами студентов».

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 457.