Экономический инструмент - это любой прием или средство, основанные на экономическом интересе, изменяющие мотивацию поведения субъектов хозяйствования. Экономический инструментарий экологического управления основывается главным образом на системе платного природопользования, в которой определяющую роль играют разного рода платежи налогового и неналогового содержания.
Природа экологических платежей (плата за пользование природными ресурсами и плата за загрязнение окружающей) обусловлена воз- мездностью потраченных сырьевых и экологических ресурсов природы и определяется системой рыночного и нормативного ценообразования на эти ресурсы. Поэтому экономическую сущность экологических платежей неправомерно рассматривать только с позиции налоговых отношений, особенно в контексте фискальной сущности последних. И хотя природоохранное законодательство экологические платежи трактует как налог, вместе с тем размер платы, как правило, определяется рыночными методами (способами) - на конкурсах, аукционах и т. д., что совершенно нехарактерно по отношению к природе налога.
Налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Однако, с определенной долей условности, эти понятия (налог и платежи) можно рассматривать как взаимозаменяемые, помня при этом, что экономическая природа у них разная: у платежей - возмездность, у налогов - фискальность.
Разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) классификация экономических инструментов экологического управления включает следующие типы.
1. Плата (налоги за выбросы (сбросы)) - плата за загрязнение - это прямые платежи, основанные на измерении или оценках количества и качества загрязнения.
2. Плата за пользование ресурсами - платежи на покрытие затрат за коллективные услуги в сфере природопользования. В основном используется местными властями в качестве финансового механизма для покрытия затрат на сбор и отчистку сточных вод и утилизацию твердых отходов.
3. Продуктовые налоги {платежи) — применяются на продукцию, создающую загрязнения в процессе ее производства, потребления или утилизации (удобрения, пестициды, упаковочные материалы и т. д.). Продуктовые налоги вводятся с целью относительного увеличения цен на экологически вредную продукцию. Собранные доходы часто используются для финансирования систем сбора и переработки отходов.
4. Плата за экологические нарушения — применяется к субъектам, не выполняющим требования природоохранного законодательства и системы экологического управления. Она может определяться по-разному. Например, на базе ущерба или прибыли, полученной из-за несоблюдения экологических требований.
5. Система возвратных депозитов. Залоговая цена - плата производителя в момент покупки продукта (например, стеклянных бутылок). Плата (депозит) частично или полностью возмещается при возврате продукта специализированной организацией.
6. Торговля правами (разрешениями) на выброс («торговля выбросами») - эта система основана на следующем принципе: увеличение количества выбросов в одном месте должно быть сбалансировано сокращением выбросов в другом месте.
7. Залоговый депозит - используется с целью обеспечения гарантии выражения экологических требований загрязнителями или природопользователями. Они должны внести депозит в форме залога. Залог возвращается после выполнения обязательств.
8. Субсидии - все формы прямой финансовой помощи загрязнителям или пользователям природных ресурсов. Например, в виде фантов, налоговых льгот, ускоренной амортизации.
9. Стимулирующие налоги и платежи - основная цель состоит в изменении поведения субъектов, наносящих ущерб окружающей среде. Стимулирующие платежи (налоги) используются для достижения природоохранных целей. Часто стимулирующие инструменты применяются в форме платежей с последующим использованием доходов для дальнейшего поощрения изменения поведения через субсидирование природоохранных инвестиций.
10. Платежи на покрытие затрат - это платежи, идущие на покрытие затрат по предоставлению экологических услуг отдельным потребителям или общественности. Подобные платежи часто встречаются в водном секторе и управлении отходами.
11. Фискальные инструменты - прежде всего направлены на формирование доходов бюджета. Они могут также стимулировать позитивные изменения в поведении природопользователей, но это не является их основной целью.
Экологические проблемы, как правило, решаются с помощью исполнения так называемой «смешанной политики», базирующейся на комбинации командно-административных, экологических и других инструментов.
Важно отметить, что экономические инструменты не являются идеальным и единственно легким решением экологических проблем, наоборот, эффективность экономических инструментов во многом зависит от «смешанной политики».
Дата: 2018-11-18, просмотров: 452.