Основные функции государственного экологического управления
Экологическое управление реализуется через специальные функции. Приведем некоторые из них.
· Прогнозирование и планирование природопользования и охраны окружающей среды.
· Проведение экологической экспертизы.
· Нормирование, лимитирование и стандартизация в области природопользования и охраны окружающей среды, (рассмотрены при описании финансово-экономического механизма, другие функции государственного экологического управления изложены ниже).
· Изъятие и предоставление в пользование земель, лесов, других природных ресурсов и объектов; организация особо охраняемых природных территорий и объектов, введение защитных и иных природоохранных зон; отграничение на местности участков этих ресурсов, территорий и зон, персонификация указанных охраняемых объектов.
В настоящее время в республике практически отсутствуют природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы, которые не находились бы в ведении соответствующих органов, в пользовании, во владении, в собственности конкретных юридических и физических лиц.
Однако в реальной жизни часто возникает необходимость перераспределения естественных благ между разными природопользователями или исключения таких благ из хозяйственного оборота. Для этих целей Правительство или местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции изымают и предоставляют в пользование или во владение участки земель, вод, других природных ресурсов и отдельные природные объекты, организуют особо охраняемые природные территории, вводят вокруг них защитные зоны и т. д.
Предоставление природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов в пользование (во владение) предполагает их устройство. Так, участки природных ресурсов и природных комплексов подлежат соответственно землеустройству и лесоустройству, устройству участков водопользование недропользований и пользований атмосферным пространством; отдельные недвижимые объекты персонифицируются указательными знаками и ограничительными линиями.
Устроительные действия включают внешнее оконтуривание вышеназванных участков, определение на них режима природопользования, мест устройства дорог, размещения зданий, строений, введения охранных зон. Например, на участке садоводческого товарищества указываются внешние границы, расположение строений, водозаборной установки и охранной ее зоны, трубопроводов, дорог. При подземной добыче полезных ископаемых определяются внешние контуры горного отвода, местоположение ствола шахты, забоя, подземных подъездных путей, энергоустановок и т. д. В процессе устройства территории национальных парков вводятся зоны заповедования, регулируемого природопользования, рекреации и хозяйственной деятельности, указываются места расположения зданий, строений, устройства дорог, рекреационных маршрутов, экологических троп и др.
Разрешение споров по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
В советском природоресурсном законодательстве предусматривалось разрешение споров по вопросам природопользования и охраны окружающей среды в основном путем обращения в конкретные органы государственного управления или создания специальных согласительных комиссий. В новое законодательство об использовании природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов введен судебный порядок рассмотрения споров. С поры, сторонами в которых выступают юридические лица, разрешаются хозяйственными судами, а с участием физических лиц подлежат рассмотрению в народных судах.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 463.