Нормативный инструментарий экологического управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нормативный инструментарий экологического управления выражает необходимость соблюдения экологических требований и предписаний, направленных на сохранение качества окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов.

Определяющую роль в этом процессе играет экологическое нормирование-деятельность, направленная на установление системы научно обоснованных показателей (норм и нормативов) предельно допустимых воздействий на природную среду.

Экологическая (природоохранная) норма - это максимально допустимая величина, установленная мера абсолютного использования (потребления) природного (экологического) ресурса, обеспечивающая необходимое качество окружающей природной среды и минимальный расход природного сырья на производство единицы определенной продукции (работ).

В практике экологического нормирования выделяют три основных направления: санитарно-гигиеническое, производственно-ресурсное и экосистемное.

Санитарно-гигиеническое направление имеет своей целью обеспечить безопасность жизнедеятельности человека и сохранение генетического фонда природа. Санитарно-гигиеническое нормирование включает два блока. Первый связан с негативным (химическим и физическим) воздействием на человека, второй - с оценкой качества окружающей среды и ее компонентов. Химическое воздействие нормируется через предельно допустимые концентрации вредных веществ в средах и компонентах экосистем, а физическое (электромагнитное, радиационное, тепловое и т. д.) ограничивается предельно допустимыми уровнями (ПДУ) и предельно допустимыми дозами (ПДД). Оценка качества окружающей среды (второй блок) осуществляется через систему разного рода индексов (индексов загрязнения атмосферы (ИЗА), индексов загрязнения вод (ИЗВ) и др.).

Производственно-ресурсное направление включает два вида: нормирование безопасности производственной деятельности и нормирование рационального использования и охраны природных ресурсов. Безопасность производственной деятельности достигается на основе соблюдения экологических норм, которые выражают такие показатели, как предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимые сбросы (ПДС) загрязняющих веществ, предельно допустимое размещение отходов (ПДРО). Главный путь в достижении лимитирующего воздействия на окружающую среду - это экологизация технологических процессов, повышение качества выпускаемой продукции, организационные мероприятия по ограничению прямого воздействия предприятия на природную среду и т. п.

Нормирование рационального использования и охраны природных ресурсов, являясь не только проблемой экономической, но и экологи- ческой, осуществляется с помощью таких механизмов, как лимитирование. лицензирование, сертификация и паспортизация В рамках экологического управления этот процесс усиливается благодаря применению системы кадастровых оценок, мониторинга, государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы.

Наиболее важным и перспективным направлением является эко- системное направление, главная задача которого состоит в сохранении биоразнообразия и нормальных условий продуцирования экосистем. Его содержание выражают показатели продуктивности и устойчивости экосистем, а также нормативы и регламенты, ограничивающие негативное воздействие хозяйственной деятельности на продуцирующие способности экосистем.

Это направление особенно актуально для обоснования комплекса норм и правил организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, предназначенных для сохранения экологического равновесия, генофонда и биоразнообразия.

Нормативная база экологического управления в первую очередь должна включать:

1. нормы и нормативы использования природных ресурсов;

2. нормы и нормативы качества окружающей природной среды (ограничения содержания загрязняющих веществ в сбросах и выбросах).

В данном аспекте наиболее актуальными нормами являются:

· норма водоотведения — установленное количество отводимых сточных вод на одного человека или на условную единицу продукции, характерную для данного производства;

· норма водопотребления - установленное количество воды на одного жителя или условную единицу производимой продукции;

· норма выброса - суммарное количество газообразных и жидких отходов, разрешаемое предприятию для сброса в окружающую среду. Нормативный объем выброса определяется из расчета, что кумуляция вредных выбросов от всех предприятий данного региона не создает в нем концентраций загрязнителей, превышающих ПДК;

· норма улавливания и обезвреживания вредных веществ, под которой понимается количество этих веществ и отходящих газов при производстве единицы продукции (работ, услуг), обеспечивающая выполнение требований по соблюдению качества атмосферного воздуха;

· норма землеемкости - оптимальная величина площади земель, отводимых для хозяйственных целей (разработка месторождений полезных ископаемых), приходящихся на единицу производства продукции работ, услуг, капитальных вложений;

· норма экологической емкости территории - максимально допустимая антропогенная нагрузка на ассимиляционный потенциал территории

Норма изъятия (добычи) ресурса - научно обоснованный лимит добываемых природных ресурсов, обеспечивающий их самовосстановление или рациональное использование. Норма изъятия ресурса - это качественно-количественное ограничение, предотвращающее нарушение структуры и функционирования популяций и экосистем - их половозрастного состава, внутренних взаимоотношений и т. д., в случае невозобновимых объектов эксплуатации (минеральные и другие подобные ресурсы), устанавливающее социально-экономически обоснованный режим расходования ресурса.

Для достижения конечных целей используемые в системе нормативного метода управления показатели группируются по признакам, характеризующим:

1. качественное и количественное состояние природно-ресурсного потенциала и его отдельных компонентов (объемы природных ресурсов, их качественный состав, загрязненность, предельно допустимые концентрации веществ (по ингредиентам)) в природных сферах и экосистемах;

2. производственно-хозяйственное воздействие на природно-ресурсный потенциал (объемы потребления природных ресурсов, объемы выбросов загрязняющих веществ, предельно допустимые выбросы и сбросы, площади нарушенных земель, ущерб от загрязнения окружающей среды и др.);

3. природоохранную деятельность (очистка сточных вод, обезвреживание вредных выбросов, мощность очистных установок и сооружений, рекультивация земель, лесовосстановление, защита почв от эрозии и т. д.);

4. объемы затрат на осуществление деятельности по охране природы (объем капиталовложений, направленных на проведение природосберегающей деятельности, утилизация отходов, объем капиталовложений, направленных на проведение специализированной природоохранной деятельности; текущие природоохранные затраты);

5. эффективность природоохранной деятельности и ресурсосбережения (показатели социальной эффективности — продолжительность жизни, детская смертность, заболеваемость населения; показатели экономической эффективности - прибыль, рентабельность (окупаемость) экологических инвестиций).

В системе экологического управления могут использоваться и другие нормы и нормативы, выражающие разные аспекты природоресурсной деятельности, а также характеристики и масштабы воздействия на состояние окружающей природной среды, Но ключевая роль в зтом процессе принадлежит показателям качества (загрязнения) окружающей природной среды и показателям эффективности использования природных ресурсов.

Взаимосвязь этих показателей очевидна: чем меньше расходуется природного вещества на единицу продукции, тем в большей степени сохраняется природно-ресурсный потенциал территории (страны).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 455.