Контроль и надзор за природопользованием и состоянием окружающей среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контрольные и надзорные виды управленческой деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды подразделяются на: а) общий государственный контроль; б) специальный государственный, включая государственный экологический контроль, в) ведомственный контроль; г) общественный контроль и д) государственный надзор.

Общий государственный контроль за природопользованием и охраной окружающей среды в пределах своей компетенции осуществляют Национальное собрание, Правительство, Комитет государственного контроля, местные Советы депутатов, их исполнительные и распорядительные органы.

Специальный государственный контроль отнесен к ведению Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии и Государственного комитета по гидрометеорологии. Государственный экологический контроль является прерогативой Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Основной задачей общего и специального государственного контроля, государственного экологического контроля в области природопользования и природоохранной деятельности является обеспечение соблюдения всеми органами, юридическими и физическими лицами законодательства об использовании природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, охране окружающей среды, а также установленного порядка изучения и пользования указанными ресурсами, объектами и комплексами, режима заповедования, проведения природоохранных мероприятий, финансовой дисциплины и международных соглашений в природоресурсной и природоохранной сферах.

Ведомственный контроль за природопользованием и охраной окружающей среды вменен в компетенцию отраслевых и функциональных министерств, например Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства транспорта и коммуникаций. Министерства обороны, Управления делами президента и других управленческих структур, в ведении которых находятся отдельные природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы.

В задачи ведомственного контроля входит осуществление контрольных действий за использованием укатанных ресурсов, объектов и комплексов предприятиями и организациями, подчиненными этим органам.

Министерство лесного хозяйства, являясь отраслевым органом, осуществляет контроль за использованием и охраной лесов собственными предприятиями, а также юридическими лицами других ведомств и гражданами, поэтому этот орган фактически выступает в качестве субъекта специального государственного контроля за лесопользованием, лесовосстановлением, воспроизводством, охраной и защитой лесных ресурсов.

Общественный контроль в области природопользования и охраны окружающей среды осуществляют общественные объединения и граждане. небезразличные к проблемам экологии. Задачами этой контрольной деятельности следует признать оказание содействия государственным органам, юридическим лицам в организации и осуществлении природопользования и охраны окружающей среды в интересах не отдельных ведомств или лиц, а на благо настоящего и последующих поколений.

Надзорные функции за природопользованием и охраной окружающей среды вменены в компетенцию органов по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике, санитарной, ветеринарной, пожарной и других служб государственного надзора. Основной задачей многих из указанных видов надзорной деятельности является обеспечение соблюдения требований, правил и технологий рационального, комплексного природопользования, проведения природоохранных мероприятий.

Балансовый и кадастровый учет природных ресурсов и природных объектов; ведение кадастров используемых и особо охраняемых природных территорий и объектов.

Балансовый учет природных ресурсов представляет собой расчетные материалы, позволяющие сопоставить потребности в конкретных природных ресурсах соответствующей территории, отрасти и (или) сферы антропогенной деятельности с реально имеющимися такими ресурсами, и предназначен для оценки наличия и степени использования этих ресурсов, планирования и принятия решений по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Учет природных ресурсов, по разным причинам выпадающих из хозяйственного оборота и иного использования, является забалансовым. К этой категории относятся участки территорий с природными ресурсами, находящихся в ведении органов обороны, охраны границ, пострадавших от стихийных бедствий или техногенных аварий и катастроф, а также ресурсы, которые при существующих технических средствах и технологиях не могут быть использованы по назначению.

В практике балансового учета составляются балансы земель, недр, включающие балансы полезных ископаемых и подземных полостей, водохозяйственные балансы.

Кадастровый учет в экологическом управлении заключается в ведении кадастров природных ресурсов (земель, вод, лесов, недр и др.) для реализации земельного, водного, лесного, иного природоресурсного законодательства, обеспечения регулирования земельных, водных, лесных, других природоресурсных отношений, управления природными ресурсами, проведения землеустройства, лесоустройства, иного устройства территорий и объектов природопользования, планирования деятельности природопользователей, осуществления других мероприятий, связанных с использованием и охраной природных ресурсов.

Природоресурсные кадастры представляют собой систематизированный свод объективных, достоверных, необходимых, достаточных, сопоставимых, взаимообусловленных и взаимосвязанных сведений о естественно-физических, экологических, хозяйственных, стоимостных экономических характеристиках и правовом статусе земель, вод, лесов, других природных ресурсов.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 445.