Организационная структура государственного экологического управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организацией.

Организационная структура экологического управления - это система органов власти и управления, выполняющих функции, связанные с достижением экологических целей социально-экономического развития общества и функционирования субъектов хозяйствования.

В экологической сфере складывается широкий круг достаточно сложных, часто специфических видов и разновидностей общественных отношений, в качестве которых в целом следует признать: отношения землепользования, недропользования, водопользования и лесопользования, пользования атмосферным пространством, растительным и животным миром, отношения в области охраны природных ресурсов, природных объектов, природных комплексов, окружающей человека среды и природного заповедования. На организацию этих отношений и направлена управленческая деятельность в экологической сфере.

В зависимости от характера и объема компетенции органов, сферы или отрасли осуществления ими деятельности экологическое управление подразделяется на общее и специальное государственное, а также ведомственное (отраслевое), с отнесением определенного органа к одной из названных категорий.

Компетенция органов общего и специальною государственного дологического управления распространяется на все природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы независимо от их ведомственной принадлежности, круга пользователей, владельцев и собственников. Органы ведомственного отраслевого управления осуществляют управленческую деятельность по отношению к природным ресурсам, природным объектам и природным комплексам, а также их пользователям и владельцам в пределах вверенной государством этим органам отрасли, например лесного и сельского хозяйства. Ведомственное функциональное управление использованием и охраной природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов осуществляют органы, на которые возложены специфические управленческие функции по организации использования указанных ресурсов, объектов и комплексов, их охраны в связи с выполнением этими органами своих задач.

К органам общего государственного экологического управления в относятся правительство, местные исполнительные и распорядительные органы.

Органами специального государственного экологического управления, осуществляющими специальные надведомственные управленческие функции, являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственный комитет по гидрометеорологии, Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям. По сути, в качестве органов специального государственного управления природоохранной деятельностью выступают органы санитарного, ветеринарного и пожарного надзора, некоторые другие государственные службы, надзорные полномочия которых распространяются на всех природопользователей независимо от их подчиненности, форм собственности и хозяйствования.

Ведомственное отраслевое управление земельными, лесными, другими природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами осуществляют Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство лесного хозяйства, Министерство архитектуры и строительства. Министерство транспорта и коммуникаций, органы жилищно-коммунального хозяйства, водного хозяйства, рыбного хозяйства и некоторые другие отраслевые ведомства. К этим органам следует отнести Управление делами президента, в ведении которого находятся заповедники, национальные парки и ряд заказников.

Следует признать нежелательной практику вменения функций управления природопользованием государственным концернам, производственным объединениям и другим по сути хозяйствующим субъектам.

В качестве органов ведомственного функционального экологического у правления выступают: Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям. Министерство здравоохранения, Министерство экономики, Министерство финансов и Министерство внутренних дел.

Отдельные контрольные, надзорные, координационные и другие управленческие функции в области природопользования и охраны окружающей среды реализуют органы управления имуществом, пограничных войск, Национальная академия наук и другие специальные уполномоченные государством структуры.

Все управление природопользованием и охраной окружающей среды замыкается на Президенте, выступающем в качестве Главы государства и гаранта реализации национальной природоресурсной и природоохранной политики.

Полномочия рассмотренных органов закреплены в законодательных и подзаконных нормативных актах, положениях об этих органах.

Особая роль в системе органов государственно-экологического у правления принадлежит Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды. Согласно Положению «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды», утвержденному постановлением правительства от 13.05.1997 № 475, главными функциями Минприроды являются:

· разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности в этом направлении других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц, независимо от форм собственности;

· государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности, использованием и охраной поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, общераспространенных полезных ископаемых и торфа, ведением охотничьего и рыбного хозяйства, охраной земель, озонового слоя, обращением с отходами, а также за ведением работ по геологическому изучению недр (государственный геологический контроль);

· обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее оздоровлению, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы экологического образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными объединениями;

· осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции, изучение, обобщение и распространение опыта зарубежных стран в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

· разработка предложений о совершенствовании экономического механизма природопользования, экологических нормативов, правил и стандартов по охране окружающей среды и регулированию использования природных ресурсов; о совершенствовании экономического механизма природопользования, экологических нормативов, правил и стандартов по охране окружающей среды и регулированию использования природных ресурсов;

· подготовка предложений по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды для включения их в проекты прогнозов и программ социально-экономического развития;

· обеспечение разработки проектов республиканских программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

· организация разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

· проведение государственной экологической экспертизы;

· организация национальной системы мониторинга окружающей среды, учета и оценки природных ресурсов; формирование республиканского банка данных о состоянии окружающей среды, источниках ее загрязнения и истощения; ведение совместно с соответствующим и республиканскими органами государственного управления государственных кадастров водных ресурсов, недр, атмосферного воздуха, отходов, животного и растительною мира, торфяного фонда;

· осуществление в установленном порядке государственного учета зоологических коллекций;

· утверждение на основании результатов научно-практических исследований лимита изъятия из природной среды объектов животного мира, обеспечение соблюдения требований санитарно-эпидемиологической безопасности при осуществлении мероприятий по охране и использованию животного мира;

· выдача разрешений на переселение диких животных (кроме рыбы и водных беспозвоночных) в новые места обитания, акклиматизацию новых для фауны видов диких животных, а также на проведение мероприятий по скрещиванию диких животных (кроме рыбы и водных беспозвоночных) в научно-исследовательских и хозяйственных целях;

· на пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях с изъятием объектов животного мира (кроме рыбы и водных беспозвоночных) из природной среды;

· на добычу редких, находящихся по угрозой исчезновения видов диких животных для разведения их в специально созданных условиях последующего расселения, а также в научно-исследовательских и других целях;

· подготовка предложений о создании особо охраняемых природных территорий, а также предложений об утверждении их границ и положений о них, объявление природных объектов памятниками природы республиканского значения, установление их режима и выдача разрешений на изменение, реконструкцию, перемещение, снос памятников природы республиканского значения и застройку их территорий;

· ведение Красной книги;

· выдача разрешений на предоставление недр в пользование для геологического изучения, утверждение запасов полезных ископаемых, торфа и сапропелей;

· выдача и аннулирование разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, ввоз и вывоз животных и растений, их частей и производных (дериватов), специальное использование природных ресурсов;

· выдача и аннулирование специальных разрешений (лицензий) на занятие отдельными видами деятельности;

· обеспечение рассмотрения материалов предварительного согласования мест размещения предприятий и иных объектов и предоставления земельных участков для государственных и общественных нужд, согласование всех видов строительства в целях предотвращения возможной застройки площадей залегания полезных ископаемых, выдача разрешений на импорт всех видов отходов;

· согласование размера расчетной лесосеки;

· осуществление координации деятельности других республиканских органов государственного управления, субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

· выдача разрешений на захоронение радиоактивных отходов и подготовка экспертных заключений об исключении земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, из сельскохозяйственного использования, а также их переводе в хозяйственное использование в соответствии с целевым назначением;

· обеспечение участия работников органов Минприроды в комиссиях по приемке в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, работа которых может оказывать вредное воздействие на окружающую среду;

· обеспечение издания информационных и других материалов, разработка компьютерных программ по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов;

· организация сети общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Минприроды может выполнять другие функции, предусмотренные законодательством.

Минприроды в пределах своей компетенции имеет право:

· запрашивать у других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, и получать от них информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на это Министерство;

· предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства;

Дата: 2018-11-18, просмотров: 472.