Организационно-экономический механизм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система экологического учета. Управленческая функция учета в экологической сфере осуществляется в организационно-правовых формах составления балансов и ведения государственных кадастров природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов.

В наиболее общем смысле термин «баланс» означает соотношение взаимосвязанных показателей каких-нибудь процессов или явлений: политических сил, торгован» энергии, материалов и т. д. Категория «баланс» применяется также в природоресурсной сфере для оценки состояния. определения направлений, целевого назначения, форм, способов и характера использования и охраны естественных богатств, а также условий и причин их выпадения из экосистем или выбытия из сфер и отраслей антропогенной деятельности.

Природные ресурсы, находящиеся в пользовании, потенциально пригодные, предназначенные и предоставленные для использования, являются балансовыми Естественные блага, по разным причинам выпавшие ю соответствующих сфер и отраслей человеческой деятельности. относятся к забалансовым. Последними могут признаваться участки указанных кадастров на конкретные органы государственного управления, академические и учебные учреждения.

Общие нормы о кадастрах природных ресурсов включены в Кодекс о эсмлс (ст. 142-144), Кодекс о недрах (ст. 39), Водный кодекс (ст. 92), Лесной кодекс (ст. 88), Закон «Об охране и использовании животного мира» (ст. 13,14) Приняты положения о порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, Положение о порядке ведения кадастра торфяного фонда. Положение о порядке ведения государственного кадастра атмосферного воздуха, Положение о порядке ведения государственного водного кадастра, Положение о порядке ведения государственного кадастра недр и некоторые другие подзаконные нормативные правовые акты о природоресурсных кадастрах.

Однако ни один из рассмотренных выше кадастров не сформировался как действенная организационно-правовая и экономико-экологическая информационная система обеспечения управления природопользованием и охраной окружающей среды. Вместо этих кадастров ведутся, например, кадастровые справочники водного и торфяного фондов, кадастровая книга лесного фонда и т. д.

Представляется, что более оправдано развивать и совершенствовать действующую земельно-кадастровую систему, тесно увязывать ее с системами кадастров других природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов. В этой связи необходимо разработать и принять Закон «Об экологическом кадастре», разделами которого должны быть нормы по регулированию ведения кадастров природоресурсной (земельного, водного, лесного, атмосферного пространства, недр, животного мира и других природных ресурсов) и природоохранной (особо охраняемых природных территорий и объектов, захоронений и т. д.) сфер. В развитие норм предлагаемого закона следует разработать положения о кадастрах конкретных видов природных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и объектов, захоронениях отходов и т. д.

Структура любого из предлагаемых кадастров должна состоять из:

· а) естественно-физического элемента, включающего количественную и качественную характеристику объекта кадастра и отражающего его содержание;

· б) хозяйственного элемента, характеризующего производственную или непроизводственную ценность такого объекта в качестве средства производства, естественной «кладовой» и предопределяющего направления, цели, формы, методы, характер и масштабы его использования.

Содержащаяся и экологическом кадастре информация может быть использована для прогнозирования, планирования, нормирования, лимитирования, организации и осуществления ценообразования, налогообложения, принятия иных управленческих решений по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Экологическая экспертиза. Дефиниция «экспертиза» в переводе с французского означает «опытный» и представляет собой исследование специалистом-экспертом вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, социальной сферы и т. д. Истощение природных богатств, деградация окружающей среды и опасность наступления экологического коллапса обусловили появление специфической оценочной деятельности в виде экологической экспертизы.

Правовое регулирование оценочно-экспертной деятельности осуществляется законом «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», Инструкцией Минприроды «О порядке проведения государственной экологической экспертизы документации» и другими актами законодательства. Экологическая экспертиза может быть государственной и общественной.

Прогнозирование и планирование природопользования. В прогнозах и планах природопользования с разной степенью детализации намечаются перспективы, направления, масштабы и темпы использования природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов; моделируются возможные изменения свойств и качества этих ресурсов, объектов, комплексов и деградации естественной среды; обосновывается необходимость восстановления и воспроизводства возобновляемых ресурсов, организации природного заповедания и проведения средозащитных мероприятий.

Одними из наиболее общих прогнозно-плановых документов в области природопользования и охраны окружающей среды являются: Концепция национальной стратегии устойчивого развития.

Специфическим прогнозно-плановым документом организации природного заповедования является Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий и объектов.

Имеются схемы рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов и природных комплексов, например Схема рационального использования и охраны торфяных ресурсов на период до 2010 г.

Существенные коррективы в анализируемый элемент экономического механизма внесены в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» от 5 мая 1998 г., предусматривающим систему государственных прогнозов социально-экономического развития, а также программы социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. При этом указанные прогнозно-программные документы оправдано отнести к элементу экономического механизма в том случае, если они подкреплены финансовыми средствами, материальными, энергетическими и (или) иными ресурсами.

Нормативы, лимиты и стандарты природопользования. Нормативами, лимитами, стандартами природопользования и охраны окружающей среды устанавливаются соответственно объемы ресурсопотребления, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в естественную среду, эталонные параметры состояния природных ресурсов, природных объектов, природных комплексов и участков среды жизнедеятельности человека. В указанных случаях фактически имеют место вынуж- денные ограничения масштабов деятельности субъектов хозяйствования и предписания этим субъектам соблюдать существующие природохранные и другие стандарты.

Характерно, что стандартизация в природоресурсной и природоохранной сферах осуществляется не только применительно к организационным структурам, техническим средствам и технологиям, оказывающим воздействие на ресурсы, объекты н комплексы, но и в отношении экологической сферы в целом, что значительно повысит гарантии поддержания и сохранения качественно-количественных параметров окружающей природной среды.

Экологический аудит Одним из эффективных элементов организационно-экономического механизма является экологический аудит, который осуществляется в целях оценки проверок производственно-технологической, финансовой, иной документации, экологических последствий использования юридическими лицами природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, установления соответствия деятельности этих лиц требованиям природоресурсного и природоохранного законодательства.

Экологический маркетинг. В последнее время в экологической сфере употребляется понятие «маркетинг» как комплексная система организации и управления деятельностью субъектов хозяйствования по формированию спроса и предложения на товары, работу и иную продукцию. При оптимальном сочетании экологических и экономических интересов настоящего и последующих поколений маркетинговая деятельность в принципе должна стать эффективным средством обеспечения устойчивого природопользования. Приоритетом в этой деятельности является формирование спроса и предложения на экологически чистую продукцию, экологически безопасные технические средства и технологии, природоохранное оборудование и т. д.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 400.