Финансово-экономический механизм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственные капитальные вложения, кредиты, ссуды, иные инвестиции. Для осуществления рационального, комплексного использования, улучшения, восстановления и воспроизводства естественных богатств, организации природного заповедания, проведения природоохранных мероприятий требуются значительные капитальные и текущие затраты.

Как уже отмечалось, в природоресурсных кодексах и законах предусмотрены отдельные виды финансового обеспечения использования и охраны земель, вод и других природных ресурсов, причем без указания источников получения средств на эти цели. В свою очередь, Законом "Об охране окружающей среды" предписывается финансирование природоохранных мероприятий за счет: республиканского и местного бюджетов; целевых бюджетных и общественных фондов; кредитов банков; средств юридических лиц, добровольных взносов граждан, иных не запрещенных законодательством источников.

 

В условиях экономического кризиса и хронического бюджетного дефицита проблематично осуществлять государственные капитальные вложения во все сферы природопользования и охраны окружающей среды. Например, за счет республиканского бюджета финансируются в основном геологоразведочные и топографо-геодезические работы, известкование кислых почв. Поэтому наиболее вероятными источниками получения субъектами хозяйствования средств на обеспечение своей природоресурсной и природоохранной деятельности могли бы стать кредиты, ссуды, иные внутренние, а также иностранные инвестиции Однако, во-первых, отсутствуют специальные законодательные акты по регулированию кредитных отношений, в том числе в природоресурсной и природоохранной сферах. Эти отношения частично регламентируются нормативными, в основном подзаконными правовыми актами о банковской деятельности. Во-вторых, в республике не создано банковское учреждение, специализирующееся по финансированию природопользования и охраны окружающей среды, как, например, земельные банки в западных странах. Указанные факторы затрудняют получение средств на природоресурсные и природоохранные цели.

Инвестиционным кодексом в качестве объектов инвестиций на концессионной основе предусмотрены земля и другие природные ресурсы согласно перечню, утвержденному Президентом. Концессии могут осуществляться в соответствии с:

· полным концессионным договором;

· концессионным договором о разделе продукции;

· концессионным договором об оказании услуг (выполнении работ).

В силу экономической нестабильности в государстве, длительности сроков возврата вкладываемых средств, отсутствия объективной стоимостной оценки природных ресурсов и специализированного банковского учреждения нормы этого Кодекса применительно к инвестированию природоресурсной и природоохранной сфер практически не работают.

Налоги, пошлины и сборы. Налоговые льготы. Налоги, пошлины и сборы на природопользование и воздействие на окружающую среду, а также налоговые льготы установлены Законами «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет» от 20 декабря 1991 г., «О платежах за землю» от 18 декабря 1991 г.» «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» от 23 декабря 1991 г., постановлением правительства от 15 мая 1998 г «О таксах на древесину основных лесных пород, отпускаемых на корню», рядом других подзаконных актов. В республике существуют:

· земельный налог;

· налоговые платежи за добычу формовочного, стекольного, строительного песка, доломита, торфа, калийной соли, нефти, газа, фунта для возведения земляных сооружений, строительного и облицовочного камня, воды из подземных и поверхностных источников, минеральной воды, мореного дуба, янтаря и золота;

· таксовые платежи за заготовку древесины, сборы за побочные лесопользования; г) налоговые платежи за сбросы (выбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Условия и порядок взимания этих платежей определяются нормами указанных законов и многочисленными актами президента , правительства, налоговых и иных органов. В целом в стране не сформировалось законодательство о поресурсном налогообложении природопользований. Примечательна в этом отношении практика принятия в Российской Федерации специальных законов и подзаконных актов о раздельном обложении налогами и другими обязательными платежами использование земель, недр, вод, лесов, нелесной растительности и иных природных ресурсов.

В этой связи в сферах природопользования и охраны окружающей среды должны взиматься следующие обязательные платежи:

· а) налоги за постоянное пользование землей, недрами, водами, лесами, атмосферным пространством, животным миром и растительным миром;

· б) сборы за факты эпизодического использования указанных природных ресурсов, а также на улучшение, восстановление этих ресурсов и объектов природы;

· в) акцизы за использование редких или уникальных естественных богатств как объектов государственной собственности;

· г) налоги за постоянные и сборы за эпизодические выбросы (сбросы) любых веществ в окружающую среду, захоронение разных отходов

В перспективе оправдано введение налога и сбора за превышение нормативов шумового воздействия на окружающую среду.

Льготы по налогам и другим обязательным платежам в области природопользования и охраны окружающей среды обычно предоставляются решениями компетентных органов в индивидуальном порядке в соответствии с налоговым законодательством. В целях освобождения от обложения налогами на недвижимость сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, применяется Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (КВПОД), утвержденный 21 августа 1997 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Компенсационные платежи. Компенсационные платежи за выбытие естественных богатств из хозяйственного оборота представляют собой прямые убытки и производственные потери, которые обычно имеют место при изъятии природных ресурсов или природных объектов у юридических и физических лиц для государственных или общественных нужд, например убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производств при отводе земель и лесов для несельскохозяйственных и нелесохозяйственных надобностей и т. д.

Ценообразование. Нормативно-правовой основой формирования ценового элемента экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды является Закон «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. Устанавливая соответствующие цены на природные ресурсы и объекты, включенные в гражданский оборот, государство способно изыскивать необходимые средства для финансирования, воспроизводства и повышения продуктивности естественных богатств.

Специальные фонды финансирования. Специальные фонды в природоресурсной и природоохранной сферах в республике формируются в основном для охраны окружающей среды, а не для обеспечения рационального использования, улучшения, восстановления, воспроизводства или защиты от вредного воздействия конкретных природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов. К таким фондам относятся республиканский, областные и минский городской, районные и городские бюджетные фонды охраны природы. Порядок формирования и расходования средств этих фондов определяется законодательством о бюджетном регулировании экологической сферы.

Бюджетные фонды охраны природы формируются из сумм, поступивших от платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ; размещение отходов; штрафов за нарушение природоохранного законодательства, средств, полученных в возмещение экологического вреда, от реализации конфискованных орудий, иных не запрещенных законом источников.

Средства рассматриваемых фондов расходуются на: оздоровление окружающей среды, осуществление программ и мер по охране и воспроизводству природных ресурсов; научные исследования по природоохранной тематике; строительство, перевооружение, реконструкцию и капитальный ремонт природоохранных объектов; организацию природного заповедания (создание и обустройство заповедников, национальных парков и т. д.); разработку проектов нормативных актов и документов по стандартизации в области природопользования и охраны окружающей среды; ведение кадастров природных ресурсов и мониторинга окружающей среды; сохранение и восстановление водных систем; проведение экологической экспертизы и другие конкретные цели.

Стимулирование природопользования и охраны окружающей среды может выражаться в выделении дополнительных бюджетных средств или материальных ресурсов в экологическую сферу, предоставлении льготных кредитов, полном и частичном освобождении от налогов, иных платежей за природопользование, выдаче экологических сертификатов, паспортов и др.

Материально-техническое обеспечение. Материально-техническое обеспечение, являющееся элементом организационно-экономического механизма, заключается в целевом выделении субъектам природоресурсной и природоохранной деятельности материальных ресурсов в виде специальных установок, аппаратов, иных технических средств, химических или биологических веществ и препаратов, предоставлении экологически безопасных технологий и т. д. Данный элемент финансово-экономического механизма по сути является специфической разновидностью инвестиционной деятельности.

Экологическое страхование. Экологическое страхование как новый для нашей страны элемент финансово-экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды означает формирование за счет страховых взносов специальных денежных фондов, предназначенных для возмещения вреда, причиненного природным ресурсам. объектам или окружающей среде и физическим лицам соответ- ственно в результатеих загрязнения, порчи, иного ухудшения состояния или уничтожения, потери здоровья или смерти.

Объектами данного вида страхования являются состояние природных ресурсов и объектов, качество окружающей среды, экологическое благополучие населения, риск и другие объекты, с которыми страховщик и страхователь в соответствии с законом связывают имущественные и (или) экологические интересы. В качестве предметов экологического страхования выступают природные ресурсы, природные объекты, природные комплексы, жизнь и здоровье граждан.

Возможны договорная или основанная на законодательстве формы добровольного и обязательного экологического страхования. В процессе добровольного страхования условия и порядок его осуществления определяются соглашением сторон. При обязательном страховании основанием взаимоотношений между страховщиком и страхователем служит закон, в развитие которого определяются круг субъектов и перечень объектов и условия данного вида страхования.

Возмещение вреда и ущерба в области природопользования и охраны природы. Могут иметь место факты причинения экологического вреда природным ресурсам, природным объектам и природным комплексам, а также экономического вреда в виде ущерба пользователям, владельцам или собственникам этих ресурсов, объектов и комплексов.

Экологический вред заключается в порче, повреждении, ином нарушении естественно-физической целостности, загрязнении или уничтожении соответственно природных ресурсов, природных комплексов и природных объектов, т. е. в количественных и качественных изменениях состояния и свойств указанных естественных благ. Этот вред приближенно может восполняться в натуральной форме путем улучшения поврежденных или восстановления уничтоженных возобновляемых соответственно природных ресурсов и объектов, например посредством рекультивации нарушенных земель, создания лесопосадок вместо выгоревших лесов и т. д. При невозможности применения натуральной формы экологический вред возмещается в стоимостной форме в виде денежного эквивалента экономической ценности нарушенных или уничтоженных природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, а также потерь в связи с невозможностью последующею использования этих ресурсов, объектов и комплексов по назначению.

Ущерб, причиняемый природопользователям, может выражаться в прямых экономических потерях, упущенной выгоде и дополнительных затратах на первичную ликвидацию последствий экологического вреда, причиненного природным ресурсам, природным объектам и природным комплексам. Возмещение такого ущерба обычно производится в стоимостной форме.

 

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 285.