Характеризуя в целом ОВОС, можно отметить, что, с одной стороны, она представляет собой формальную процедуру, которая определяет участников процесса, их права и обязанности, устанавливает требования к составу материалов по оценке воздействия. С другой стороны предпологает выявление всех возможных воздействий, связанных с планируемой деятельностью, оценку их величины и значимости как с использованием апробированных при проектировании методик, так и информации, полученной в ходе целенаправленных исследований по оценке «нового» состояния окружающей среды. Но сути, в процессе ОВОС необходимо попытаться определить, какие изменения возможны в состоянии социо-эколого-экономической системы в случае принятия решения об осуществлении планируемой деятельности.
Процедура ОВОС.
Так как любое решение о развитии производительных сил обязательно проходит стадии прогнозирования, планирования, проектирования, то процедура ОВОС, как правило, тесно связана с действующей в стране системой прогнозирования и циклом инвестиционного проектирования, что и обеспечивает реализацию на практике такого принципа ОВОС, как превентивность.
Отличительной особенностью ОВОС является то, что на каждом этапе в процессе разработки и принятия решений, касающихся объекта проектирования, участвуют не только специально уполномоченные органы, но и все заинтересованные стороны.
Процедура ОВОС включает ряд последовательных этапов: анализ необходимости проведения ОВОС, предварительный анализ осуществляется для принятия решения о целесообразности проведения дальнейшего исследования в рамках процесса ОВОС.
Применение ОВОС для всех проектов нецелесообразно. В разных странах используют различные методы отбора или оценки проектов, чтобы решить, какие из них будут существенно влиять на окружающую среду, а какие - нет. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды) установлен перечень объектов и видов деятельности, для которых ОВОС проводится в обязательном порядке. Для других объектов целесообразность проведения оценки воздействия определяется местными территориальными органами Минприроды. Для видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, не включенных в перечень, для которых не проводится оценка воздействия, заказчик ( или по его поручению разработчик в составе проектной документации разрабатывает раздел «Охрана окружающей среды», на основании которого им делается вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду.
Так, специального рассмотрения может заслуживать обычный по масштабу и характеру деятельности проект объекта, который планируется разместить вблизи уникального природного комплекса. Необходимость проведения ОВОС может быть обусловлена обеспокоенностью населения, проживающего на территории, где планируется разместить объект. Серьезные проблемы связаны с проведением ОВОС для нескольких небольших объектов, которые предполагается разместить на одной площадке (территории). При этом вводиться в эксплуатацию они могут не одновременно, а через значительные промежутки времени. Каждый в отдельности такой объект может оказывать незначительное воздействие на окружающую среду и поэтому, казалось бы, не требует проведения ОВОС, но вместе они характеризуются значительным воздействием, которое, несомненно, должно быть оценено и учтено в процессе принятия решения. Это можно сделать при проведении ОВОС для проектно-планировочных документов, разрабатываемых на мезотерриториальном уровне, - проектов районной планировки, схем генеральных планов групп предприятий, генеральных планов крупных населенных пунктов и др.
Определение задач и планирование ОВОС. На этом этапе с участием всех заинтересованных сторон выявляются вопросы, которые необходимо исследовать в ходе оценки, а также выработать и отобрать разумные альтернативы намечаемой деятельности.
Оценка воздействий. Наиболее сложный и ответственный этап, на котором производится выявление, - определение величины и оценка значимости воздействий.
Разработка мероприятий по регулированию воздействий. Производится разработка мероприятий по предотвращению, уменьшению и компенсации негативных последствий воздействий, внесение изменений в проект, планирование мониторинга и контроля воздействий.
Подготовка итогового документа. Представление результатов оценки воздействия в форме, регламентированной соответствующими нормативными документами.
Оценка полноты и качества материалов ОВОС. Проверка адекватности и полноты итогового документа, появляющеюся в результате выполнения ОВОС, Оценка соответствия проекта действующим природоохранным нормам и правилам,
Принятие решения. Решение о целесообразности или нецелесообразности продолжения работ по проекту, необходимости доработки, которое принимается специально уполномоченными органами.
Мониторинг и контроль воздействия. Осуществляется на этапе строительства, введения в эксплуатацию и функционирования объекта для проверки соответствия проектных решений по природоохранным мероприятиям и показателей, характеризующих воздействие на окружающую среду, требованиям и прогнозам, сделанным при выполнении ОВОС. Результаты мониторинга и контроля воздействия используются для управления воздействием на окружающую среду, при создании системы экологического менеджмента на объекте.
Участие общественности. Обычно происходит на этапах определения задач, а также оценки полноты и качества ОВОС, но может также происходить на любом другом этапе процесса. Программы участия общественности могут иметь различные цели - от простого обеспечения информацией до полного вовлечения в процесс принятия решения. Формы и методы участия должны быть выбраны не только с учетом масштабов проекта, но и готовности общественности к принятию важных решений.
В России деятельность в области ОВОС регулируется Положением об оценке воздействия на окружающую среду, последняя редакция которого принята в мае 2000 г. Согласно этому положению предусматриваются следующие этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.
1. Уведомление, предварительная оценка воздействия на окружающую среду и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. На этом этапе заказчик подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами. Предусмотрено информирование заинтересованных сторон о намечаемой деятельности.
2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценки местности, где предполагается разместить объект, мнение заинтересованных сторон Наиболее сложной проблемой остается выявление наиболее значимых воздействий.
Участники процесса ОВОС.
Заказчик (инициатор деятельности) - это юридическое или физическое лицо, ответственное за подготовку документации планируемой или иной деятельности. В роли инициатора могут выступать предприятия, организации, объединения всех форм собственности, государственные органы, иные физические и юридические лица.
Согласно требованиям нормативных документов, регламентирующих деятельность по разработке, согласованию и экспертизе проектной документации, отвечает за организацию оценки воздействия на окружающую среду и представление документации на государственную экспертизу (в том числе экологическую) заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности). Заказчик несет расходы, связанные с проведением ОВОС. Если ОВОС проводится в полном объеме, то эти затраты могут быть весьма значительными. Инициатор деятельности обязан выполнить прогноз воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду, подготовить отчет о результатах проведения ОВОС, обеспечить участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС.
Специально уполномоченные органы. К специально уполномоченном органам относятся органы и организации, имеющие те или иные полномочия по отношению к процессу оценки воздействия на окружающую среду или намечаемой деятельности в целом. Можно выделить три основные функции таких органов в процессе ОВОС. Во-первых, это контроль за процессом ОВОС. Таким специально уполномоченным республиканским органом государственного управления является Минприроды. В его задачи входит контроль соблюдения процедуры и проверка качества документации ОВОС. При этом основным предметом такой проверки является достаточность информации для принятия решений, ее достоверность и адекватность представления.
Во-вторых, принятие решения по итогам ОВОС, что является компетенцией государственных органов. В третьих, согласование отдельных аспектов намечаемой деятельности, которое производится различными специализированными органами, уполномоченными согласовывать (выдавать разрешения, лицензии и т. п.) отдельные аспекты намечаемой деятельности. Как правило, эти органы используют материалы ОВОС при принятии соответствующих решений.
Отдельно следует упомянуть внутренние системы ОВОС международных финансовых организаций (например, Всемирного банка. Европейского банка реконструкции и развития и т. п.), которые активно используют экологические процедуры для отбора инвестиционных проектов в развивающихся странах, странах Центральной и Восточной Европы В таких системах функции специально уполномоченных органов в рамках установленной процедуры выполняют подразделения этих организаций Они контролируют соблюдение необходимых условий инициатором деятельности, претендующим на получение финансирования определяют требования к объему материалов ОВОС, оценивают качество документации по ОВОС, а также делают заключение о целесообразности финансирования проекта.
Другие заинтересованные стороны. Осуществление любого крупного проекта затрагивает интересы широкого круга организаций (в том числе и негосударственных), социальных групп и отдельных граждан. Согласование планируемых действий (решений) с этими сторонами или учет их интересов составляет одну из важнейших задач ОВОС. Отстаивая свои интересы, упомянутые стороны не только способствуют принятию более взвешенных решений, но и за счет предоставления дополнительной информации, касающейся в основном вторичных воздействий, существенно повышают ценность результатов ОВОС.
Участие этих сторон может быть обязательным или носить рекомендательный характер. Как правило, в соответствующих нормативных документах определяется перечень уполномоченных государственных органов, взаимодействие с которыми необходимо при проведении ОВОС. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС также может носить обязательный или рекомендательный характер. В частности, согласно «Инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности», участие общественности в этом процессе возможно «при заинтересованности граждан и (или) общественных организаций». Участие общественности в ОВОС рассматривается в качестве важнейшего инструмента учета ее требований, что зафиксировано в «Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция), принятой ЕЭК ООН в 1998 г. и подписанной Президентом.
Важно создать такие условия, при которых в ОВОС будет обеспечено участие научных организаций, которые непосредственно не участвуют в разработке предпроектных и проектных документов, но могут располагать ценной информацией, необходимой для прогноза воздействий или оценки их значимости.
Разработчики (исполнители). Несмотря на то, что заказчик (инициатор) деятельности отвечает за ОВОС в целом, оценку проводят по его поручению профессиональные исполнители - главным образом проектные и научно-исследовательские организации.
Говоря о важности организации и соблюдении отработанных процедур ОВОС, нельзя не отметить, что никакая, даже самая отработанная процедура не даст желаемого результата, если не будет проведена комплексная оценка характера, величины и значимости воздействия на окружающую среду планируемой деятельности. Поэтому, несомненно, ключевым в ОВОС является этап проведения такой оценки.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 475.