Организация и проведение экологического аудита
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обязательный аудит можно определить как ежегодную (или с иной периодичностью) аудиторскую проверку. Проводится для организаций и видов деятельности, перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по экологическому аудиту.

Обязательный экологический аудит может инициироваться (проводиться по требованию) специально уполномоченными государственными органами при урегулировании исков к нарушителям природоохранного законодательства, инвестором, общественностью. Обязательным может быть экологический аудит при проведении послепроектного анализа.

Добровольный (инициативный) экологический аудит проводится исключительно по инициативе организации (объекта). Регулярное осуществление экологического аудита должно постепенно становиться нормальной практикой хозяйствующих субъектов, так как получаемые отчеты смогут заменить проведение дорогостоящих ОВОС в полном объеме. Незаменим экологический аудит при проведении предварительного экологического анализа в процессе создания и внедрения системы управления окружающей средой, контроле за эффективностью ее функционирования.

В зависимости от того и с какой целью проводятся аудиты, различают внутренние и внешние аудиты. Внутренние аудиты, иногда называемые «аудитами первой стороной», как правило, проводятся самой организацией или от ее имени для внутренних целей и могут служить основанием для самодекларации о соответствии. К внешним аудитам относятся так называемые «аудиты второй стороной» или «аудиты третьей стороной». «Аудиты второй стороной» проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями или другими лицами от их имени. «Аудиты третьей стороной» проводятся внешними независимыми организациями. Эти организации, как правило, осуществляют сертификацию или регистрацию на cooтветствис определенным требованиям, например требованиям стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001.

Внутреннее ЭА является важнейшим инструментом, обеспечивающим функционирование системы управления окружающей средой в организации. Однако при проведении внутреннего ЭА весьма проблематично обеспечить объективность и независимость результатов аудита. Поэтому понятие «внутренний аудит» все реже упоминается в публикациях и нормативных правовых актах. Иногда экологический аудит подразделяют в зависимости от объема работы (анализа), срочности его проведения, степени детализации рассмотрения анализируемых аспектов и показателей. Выбор вида (в соответствии с целями и задачами) экологического аудита производит заказчик.

Каждый вид экологического аудита отличается методической (иногда и методологической) базой, регламентирующей оценку тех или иных экологических аспектов деятельности организации, выводами и рекомендациями.

При экологическом аудировании может применяться авторская методика, при которой аудитор использует собственные подходы к анализу и оценке экологических аспектов. При высокой квалификации аудитора такой вариант может быть весьма подходящим, но затрудняет воспроизведение результатов аудита и отслеживание результатов работы организации, если последующий аудит проводит другой аудитор или фирма.

Анализ и оценка экологических аспектов могут производиться по результатам сравнения с деятельностью других аналогичных подразделений или организаций. Однако здесь существует проблема выбора аналога, на который следует равняться или использовать в качестве эталона.

Анализ и оценка экологических аспектов и формулировка выводов по результатам экологического аудита может производиться путем сравнения с установленными нормами и стандартами, регламентирующими требования к объекту (производству), организационной структуре, системе управления, отдельным производственным процессам и др. (например, с требованиями СТБ ИСО 14001, предъявляемыми к системе управления окружающей средой на предприятии). Преемственность, сопоставимость результатов экологического аудита, возможность отслеживания изменений (положительных и отрицательных) в деятельности и состоянии организации обеспечивается в том случае, когда в ходе экологического аудита проводится оценка на соответствие согласованным критериям аудита. Достижение этих целей обеспечивается использованием в менеджменте программ аудита методологии PDCA , что нашло отражение в СТБ ИСО 19011.

В экологическом аудите участвуют три стороны: инициатор (клиент, заказчик), аудитор (аудиторская организация), проверяемый объект (аудируемый объект иди субъект). Права и обязанности участников экологического аудита устанавливаются соответствующими нормативными правовыми и нормативными техническими актами. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. При проведении добровольного аудита заказчиком аудита является аудируемая организация (аудируемый субъект).

Аудитор в области экологии - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отвечающее квалификационным требованиям, установленным специально уполномоченным государственным органом регулирования деятельности в области экологического аудита к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора в области экологии. Аудиторская организация, в штате которой должно быть не менее трех аудиторов, осуществляет экологический аудит по одному или нескольким направлениям, оказывает сопутствующие экологическому аудиту услуги. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор осуществляют свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии.

Как правило, экологический аудит осуществляется индивидуальным аудитором или группой аудиторов, представляющих аудиторскую организацию. Работа по экологическому аудиту проводится на основании договора, который заключают индивидуальный аудитор (аудиторская организация), с одной стороны, и аудируемый субъект - с другой. Все расходы по финансированию ЭА несет аудируемый субъект. Работа осуществляется по заранее определенной программе проведения аудита, которая включает исчерпывающий перечень вопросов, параметров, подлежащих анализу и оценке в ходе ЭА, критерии аудита. Этот же документ определяет состав необходимых приложений и структуру отчета по аудиту, требования к аудиторскому заключению.

Существуют различные варианты перечней вопросов (протоколы, вопросники), на которые должны быть получены ответы в ходе экологического аудита. Часть из них определяется особенностями объектов аудирования Так. специальные типы протоколов применяются в случаях аудита предприятий нефтеперерабатывающей, химической промышленности и др В обычных случаях применяются стандартные формы протоколов. Содержание протоколов, их полнота и глубина определяются аудитором или фирмой, проводящих ЭА, с учетом требований заказчика, заинтересованного в результатах ЭА. Большинство крупных аудиторских организаций обычно разрабатывают и используют свои собственные протоколы, например протоколы экологического аудита Европейского банка реконструкции и развития.

Организация и проведение экологического аудита полностью находятся в ведении заказчика. Он нанимает аудиторов (обычно аудиторскую организацию), оплачивает расходы по аудированию, определяет цели и критерии аудита, порядок использования материалов аудиторской проверки. Выбор аудиторов может производиться заказчиком с учетом рекомендаций инициатора аудита. Цели аудита и задачи, которые должны быть решены, выбираются в зависимости от того, что является основанием для проведения экологического аудита. Различные цели требуют разных методических подходов к проведению аудита и интерпретации его результатов, подбора аудиторов соответствующей квалификации. Экологический аудит проводится в течение нескольких дней (в зависимости от масштаба аудируемого объекта и целей аудита).

Проведению аудита предшествует посещение объекта с целью выявления наиболее значимых проблем, требующих углубленного исследования, в том числе и с учетом мнения (требований) заказчика. Согласно полученным данным об особенностях объекта уточняется программа ЭА.

При реализации программы аудита, направленной на оценку экологической безопасности объекта, аудиторами при посещении объекта должны быть выполнены следующие основные действия:

· совершить обход всего объекта и посетить все участки, намеченные в протоколе (программе) экологического аудита;

· при необходимости определить дополнительные условия, которые должны быть выполнены проверяемой организацией до начала аудита (отбор и анализ проб, подготовка информации по предлагаемым формам или опросным листам и др.);

· наладить контакт и провести беседы со специалистами и служащими на объекте (главный инженер, главный технолог, главный энергетик, начальник очистных сооружений, начальник экологического отдела, начальник лаборатории, начальники производственных участков и т. д.);

· проанализировать все документы, фиксирующие выполнение природоохранных требований, норм санитарной, пожарной безопасности, техники безопасности и др. собрать копии наиболее важных или иллюстрирующих нарушения на объекте документов;

· провести консультации с представителями государственных контрольных органов и ознакомиться с «досье» объекта в архивах этих учреждений.

На практике работа по организации и проведению ЭА состоит из нескольких последовательных этапов.

Этап 1. Подготовка аудита (обеспечивает заказчик). На этом этапе выполняется следующая работа.

1. Составляется план и график экологического аудита. При этом аудит должен проводиться по возможности в обычные рабочие дни и часы. При организации работы на объекте необходимо предусмотреть решение таких на первый взгляд несущественных вопросов, как обеспечение всех необходимых контактов со специалистами на объекте, поселение аудиторов; обеспечение аудиторов на время работы защитной одеждой и оборудованием, инструктаж по технике безопасности (обеспечивает, как правило, представитель объекта).

2. Определяются цели, уточняются критерии экологического аудита.

3. Выбирается группа аудиторов или аудиторская фирма.

4. Подготовка (корректировка) с аудиторами протокола (программы) экологического аудита.

Этап 2. Проведение экологического аудита аудиторами (аудиторской фирмой) непосредственно на объекте. На этом этапе производятся обзор и анализ информации по объекту (в соответствии с целями аудита), инспекция объекта. При инспектировании объекта с посещением подразделений, которые являются значимыми источниками воздействия на окружающую среду, собирается информация, которая дает максимально полное представление об уровне экологической опасности объекта. Результаты инспекции могут быть обобщены на ситуационном аудиторском плане. Уточнение и дополнение данных, полученных при анализе информации по объекту и инспекции, могут проводиться путем интервьюирования и опроса (анкетирования) персонала. Для оценки фактического воздействия на окружающую среду аудируемого субъекта аудиторами могут быть использованы метод материальных балансов и технологических расчетов, фотосъемка и видеосъемка. Завершается этап обобщением и оценкой результатов аудита, составлением проекта отчета с выводами и рекомендациями и информирование о них заказчика.

При выполнении 1 и 2 этапов может быть выявлено, что имеющихся данных и информации об объекте недостаточно для достижения целей, которые поставлены заказчиком аудита. Это может служить основанием для прерывания аудирования и продолжения его после получения необходимой информации, естественно, если такое реально в достаточно короткий срок.

Этап 3. Доработка и согласование выходных документов (проводят аудиторы) по результатам аудита. На этом этапе проект отчета по экологическому аудиту представляется на объекте и по результатам его обсуждения с учетом уточнений и замечаний дорабатывается. Окончательный вариант отчета с выводами и рекомендациями представляется заказчику.

Единых требований к содержанию отчета по экологическому аудиту нет. Для обязательного аудита целесообразно сформулировать единые требования к выводам и рекомендациям по результатам аудита, так как они являются основанием для принятия мер, формулировки заключения специально уполномоченными государственными органами.

Этап 4. Использование результатов аудита заказчиком. Все материалы, полученные в результате ЭА, все данные и сам окончательный отчет являются конфиденциальной информацией, которая принадлежит (является собственностью) заказчику ЭА. При реализации программы добровольного экологического аудита заказчик разрабатывает план действий по реализации рекомендаций с целью обеспечения соблюдения требований технических и правовых норм в области природопользования и охраны окружающей среды, создания системы управления окружающей средой, охраны здоровья персонала. Опыт ЭА свидетельствует о том, что существует множество возможностей эффективного использования его результатов. Это:

· идентификация ранее не учтенных источников воздействия на ОС и отходов;

· оптимизация потребления ресурсов;

· обоснование целесообразности проведения дополнительных изысканий и НИОКР;

· появление дополнительной продукции, услуг, вторичного сырья и энергетических ресурсов;

· обоснование и сравнение альтернативных вариантов, предложений по внедрению новой техники, природоохранных и других мероприятий;

· оценка дополнительных капитальных и производственных затрат по вариантам решений и срокам их окупаемости;

· определение вероятных источников финансирования (долевого участия предприятий в строительстве или реконструкции очистных сооружений и систем размещения и удаления отходов);

· изменение платежей за сбросы и размещение отходов, за использование природных ресурсов, за сбросы в городскую канализацию;

· возможное уменьшение или исключение существующих и снижение риска возникновения дополнительных штрафных санкций и эколого-экономической ответственности (возмещение ущербов);

· определение дополнительных затрат на развитие системы мониторинга и производственного экологического контроля;

· изменение затрат на эксплуатацию систем регулирования воздействия на окружающую среду;

· уменьшение производственных затрат и возможная прибыль, связанная с появлением дополнительной продукции.

При обязательном экологическом аудиите использование его результатов в компетенции заказчика аудита. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения по результатам обязательного экологического аудита определяются правилами (стандартами) аудиторской деятельности, разрабатываемыми специально уполномоченным государственным органом в области экологического аудита.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 583.