Экономические инструменты международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Примером экономических инструментов международного сотрудничества в области охраны окружающей среды являются «механизмы гибкости», установленные Киотским протоколом.

Основной целью Рамочной конвенции ООН по изменению климата, принятой на Всемирной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., является стабилизация атмосферной концентрации парниковых газов на уровне, предотвращающем опасное антропогенное вмешательство в климатическую систему.

Для стабилизации атмосферных концентраций парниковых газов необходимо стабилизировать и снизить ниже текущего уровня антропогенные выбросы.

Конвенция, однако, не содержит конечных юридических обязательств сторон по сокращению выбросов. Она только устанавливает цель «вернуть» выбросы С02 и других парниковых газов до уровня 1990 г.

В связи с этим Конференция Сторон (КС - высший орган Конвенции) на ее 1-й сессии в 1995 г. признала существующие обязательства по Конвенции неполными и решила начать переговоры по подготовке Протокола или другого юридического документа для усиления обязательств индустриально развитых стран по уменьшению выбросов.

Результатом переговоров стал Протокол, принятый в Киото в 1997 г. Он обязал страны уменьшить общие выбросы парниковых газов на 5,2% ниже уровня 1990 г. в период 2008-2012 гг.

В протоколе указаны количественные ограничения выбросов и обязательства по уменьшению каждой отдельной Стороной Протокола.

Ключевым элементом Киотского протокола является создание условий для трех новых международных механизмов, позволяющих передавать разрешения и права на выбросы между Сторонами в период 2008 -2012 гг.

Каждый из механизмов позволяет реализовать различный тип обмена между различными группами стран.

Совместное осуществление (СО) - любая Сторона может передать иди приобрести у любой другой Стороны единицы сокращения выбросов, полученные в результате реализации проектов, направленных на уменьшение антропогенных выбросов парниковых источников или на расширение антропогенных стоков парниковых газов в любом секторе экономики.

Механизм чистого развития (МЧР) - Стороны Протокола могут использовать сертифицированные сокращения выбросов, полученные в результате проектной деятельности по МЧР в странах, не включенных в Киотский протокол для выполнения части их обязательств по сокращению выбросов.

Международная торговля выбросами (МТВ) - Стороны, включенные в Киотский протокол, могут участвовать в торговле правами на выбросы в целях выполнения их обязательств.

Эти гибкие механизмы только в общем зафиксированы в Протоколе без установления конкретных правил их реализации. КС, проходившая в 1998 г. в Буэнос-Айросе, приняла рабочие планы по ключевым проблемам, связанным с данными механизмами, которые касались:

- введения возможных пределов «дополнительности» (некоторые Стороны хотят зафиксировать определенный процент сокращения выбросов, который должен быть достигнут из внутренней меры, не выполняя и не используя международные гибкие механизмы);

· правил и санкций по отношению к нарушителям, не выполняющим Киотский протокол;

· определения правил вовлечения частного сектора в реализацию гибких механизмов;

· точности данных инвентаризации или проектного мониторинга, а также процедуры их сертифицирования и верификации;

· необходимости международных механизмов и институтов контроля;

· продажи неиспользованных квот;

· временных рамок действия гибких механизмов.

Реализация механизмов гибкости будет возможна только после вступления Киотского протокола в силу. Условием вступления Протокола в силу является его ратифицирование экономически развитыми странами, на долю которых приходится не менее 55% общих выбросов парниковых газов.

После ратификации Россией Протокол вступил в силу.

Выбросы СO2 в странах СНГ и Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) значительно уменьшились после 1990 г. в связи с экономическим спадом и начавшимся процессом экономической реструктуризации.

Количество выбросов парниковых газов в эквиваленте СО уменьшилось со 120,5 млн. т в 1990 г. до 52,4 млн. т в 2000 г.

В результате свободная квота на выброс парниковых газов (свыше 60 млн. т) даст возможность привлечь в страну иностранную валюту.

Ожидается, что довольно высокая энергоемкость экономик стран СНГ И ЦВЕ по сравнению с экономически развитыми странами приведет к значительному росту выбросов СО2 в первый период действия обязательств Киотского протокола. Отсюда ключевая задача этих стран— обеспечение опережающего роста ВВП по отношению к росту выбросов СО2- основного парникового газа.

В последнее время были проведены исследования по оценке рыночного потенциала гибких механизмов в первый период действия протокола (2008-2012 гг.). Результаты показали, что в первый период объем операций по СО, МЧР, МТК может достичь 10-20 млрд. долл. США.

Потоки средств должны поступать от индустриально развитых стран в страны СНГ, ЦВЕ, а также в развивающиеся. Помимо финансовой прибыли, страны СНГ и ЦВЕ будут одновременно получать выгоды от дополнительного экологического эффекта, а также экономического и социального улучшения на местном уровне, связанного с реализацией проекта по уменьшению выбросов парниковых газов.

Механизмы гибкости Киотского протокола могут стать первым экономическим инструментом международного уровня, сочетающим глобальные и национальные интересы сохранения качества окружающей среды и выражающим экологический императив мирового развития.



ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Под сертификацией понимают процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция или иной объект сертификации соответствует установленным требованиям. Успешный опыт использования экологической сертификации (или сертификации по экологическим требованиям) во многих странах свидетельствует о том, что она является одними из наиболее мягких нетарифных торговых барьеров, который способствует постепенному (причем добровольному) отказу от использования ресурсорасточительных технологий и продукции, произведенной по таким технологиям, является инструментом контроля (в большей степени общественного) за природоохранной деятельностью субъектов хозяйствования.

Можно с уверенностью утверждать, что одной из основных фигур рынка ряда товаров становится экологически ориентированный потребитель. Именно с феноменом экологически ориентированного потребителя связывают успехи экологической сертификации. Поэтому получение сертификата, дающего право заявлять о том, что производство и продукция удовлетворяют экологическим требованиям, в настоящее время является одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках. Имеет место четкая тенденция ограничения присутствия на рынках многих стран фирм и компаний, не сертифицированных на соответствие экологическим требованиям.

Системы экологической сертификации создаются и функционируют на национальном, международном и отраслевом уровнях. Развитие экологической сертификации за рубежом начиналось с экологической сертификации продукции, услуг, некоторых природных объектов и шло в направлении подтверждения соответствия определенным (экологическим) требованиям производства в целом, технологических процессов, систем экологического менеджмента. К концу 80-х- началу 90-х годов, как уже отмечалось, был накоплен значительный опыт в развитии систем экологического менеджмента и экологической сертификации продукции. Развитие этих инструментов экологического управления и регулирования шло параллельно, взаимно дополняя друг друга. Сейчас это, по сути, единый процесс.

Преимущественным направлением экологической сертификации (ЭС) в развитых странах является экологическая сертификация производства, которая проводится в форме ЭС системы экологического менеджмента, и экологическая сертификация продукции. В большинстве стран используется добровольная сертификация, а применительно к продукции в некоторых случаях используется самоидентификация, или самодекларация.

Добровольность ЭС, как и связанные с ней затраты, являются фактором, сдерживающим сертификацию СУОС. Для того чтобы руководство организации приняло решение об организации СУОС и ее последующей сертификации, необходимо создать соответствующий уровень мотивации, который формируется в результате сопоставления издержек и преимуществ, которые связаны с внедрением СУОС и ее сертификацией. К таким преимуществам относятся:

· экологическая деятельность начинает соответствовать основным целям руководства предприятия;

· систематически снижаются производственные и эксплуатационные расходы, уменьшается количество отходов, снижаются энерго- и ресурсоемкость производства, уменьшаются издержки, связанные с воздействием предприятия на окружающую среду;

· повышается конкурентоспособность предприятия на внутреннем и внешнем рынках;

· предприятию легче выполнять требования природоохранного-законодательства;

· банки охотнее инвестируют средства в предприятия с хорошо функционирующей системой экологического менеджмента;

· ряд клиентов предпочитают иметь дело с предприятиями, в которых функционирует система экологического менеджмента;

· создается более благоприятный имидж предприятия среди населения и общественности;

· предприятие получает дополнительные возможности быть признанным на международном уровне и на мировых рынках;

· используются дополнительные возможности предотвращения развития чрезвычайных экологических ситуаций и аварий на предприятии, которые могут привести к существенному загрязнению окружающей среды, финансовым потерям и банкротству.

В качестве дополнительных аспектов подобной мотивации в разной степени могут использоваться:

· преимущества и льготы, получаемые экологически более состоятельными предприятиями при инвестициях;

· получение дополнительной прибыли, связанной с экологическими аспектами деятельности предприятия;

· возможности воздействия на фондовые рынки и увеличения стоимости акционерного капитала;

· преимущества в развитии двусторонних отношений с отечественными и зарубежными партнерами;

· экологическая сертификация систем экологического менеджмента в соответствии с отраслевыми, территориальными, национальными и международными стандартами;

· система налоговых и таможенных льгот для экологически сертифицированных предприятий;

· льготное лицензирование производственной деятельности для экологически сертифицированных предприятий;

· упрощение условий государственной и общественной экологической экспертизы для экологически более состоятельных предприятий,

· дополнительный экологический маркетинг производимых товаров и услуг;

· снижение ставок страховых платежей и упрощение процедур экологического страхования для экологически более состоятельных предприятий;

· формирование благоприятного общественного мнения о деятельности предприятия и др.;

· улучшение имиджа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т. ч. природоохранного законодательства);

· экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;

· увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;

· желание завоевать рынки «зеленых» продуктов;

· улучшение системы управления предприятием;

· интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

Затраты на создание СУОС (без затрат на технологическое, очистное и прочее оборудование) включают затраты на материалы, обучение персонала, консультационные услуги, некоторое оборудование (компьютеры и программное обеспечение).

Добровольность экологической сертификации СУОС предполагает самостоятельность не только в решении вопроса о создании системы, но и в выборе схемы (системы) сертификации, т. е. документов (стандартов), на соответствие требованиям которых она приводится, а также выбор органа по сертификации. Руководству организации решать, на соответствие каким требованиям проводить сертификацию - BS 7750 или других национальных стандартов, EMAS, ISO 14001 или FSC (для лесоуправления). Возможна сертификация по нескольким схемам. Так как требования ISO 14001 наименее «жесткие», то сертификация на соответствие этому стандарту иногда рассматривается в качестве первого этапа к созданию и сертификации СУОС по требованиям EMAS. Однако большая «доступность» ISO 14001, его международный статус все чаще склоняют организации к выбору его в качестве основы для создания и сертификации СУОС. В мире выдано уже более 13 000 сертификатов на соответствие требованиям этого стандарта.

Как уже отмечалось, сертификация СУОС развивалась во многом на основе опыта сертификации систем менеджмента качества, требования к которым установлены ISO 9001. Поскольку принципы, на которых построены ISO 14001 и ISO 9001, схожи, то предприятия, создавшие и сертифицировавшие систему управления качеством, в большей степени готовы для создания СУОС и ее сертификации. В будущем возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют документ соответствия ИСО 9001, на соответствие ИСО 14001. Тенденция к сближению процедур сертификации на соответствие упомянутым стандартам уже нашла отражение в принятии в 2002 г. международного стандарта ISO 19011 «Руководство по аудиту качества и экологическому аудиту». Параллельная, или «двойная», сертификация, как и одновременное проведение работ по созданию рассматриваемых систем управления, существенно сократит общую стоимость работ.

Экологическая сертификация продукции имеет более давнюю историю в сравнении с ЭС СУОС. Однако еще задолго до внедрения экологической сертификации продукции многие производители использовали знаки или текстовую информацию, которые утверждали, очень часто безосновательно, что данная продукция имеет какие-то особенные характеристики в плане экологичности («экологически чистый продукт» и др.). Реализация программ экологической сертификации продукции обеспечивает переход от безосновательного утверждения об экологической чистоте продукции к наполнению этого определения конкретным содержанием.

Экологическая сертификация продукции часто отождествляется с экологической маркировкой (ЭМ). Под экомаркировкой понимают комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций, наносимый в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку и/или сопроводительную документацию. С 1977 г. в ФРГ применялся экознак «Голубой ангел», который сейчас используют не только немецкие производители продукции. Этот знак присваивается по результатам проверки на соответствие критериям экологической безопасности, которую проводит независимая сторона.

С 1992 г, во Франции было введено экологическое маркирование знаком «NF Environment», который присваивается непродовольственной продукции на основании определения критериев, отнесенных ко всему жизненному циклу: от первичного сырья до конечной продукции. В Нидерландах в качестве критериев в программах ЭС и ЭМ использовали характеристики экологичности продукции, учитывающие потребление энергии и сырья, эмиссию загрязняющих веществ, возможность рециклинга и прочее на всех стадиях жизненного цикла.

В Швеции с 1970 г. введен экознак «Hall Sverge rent», маркировка которым также предполагает оценку экологичности на всех стадиях жизненного цикла. В 1989 г. усилиями правительств и экологических организаций Скандинавских стран (Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии) была создана система ЭС и ЭМ «Белый лебедь», которая предполагает исследование полного жизненного цикла продукции, оценку соответствия требованиям самых жестких норм и стандартов, действующих в странах Скандинавии.

На основе немецкой системы экологической сертификации была разработана региональная система Европейского Сообщества и в начале 90-х годов ряд европейских стран приступил к реализации рекомендаций ЕЭК ООН о декларировании экологических характеристик продукции. С1992 г. в странах ЕС эта работа проводится исходя из директивы 92/888/ЕЭС «Об экологических знаках», которая устанавливает требования по проведению оценки экологической безопасности продукции на стадиях ее жизненного цикла и правила присвоения экознака ЕС.

Экознаки, помимо европейских стран, используются в США, Японии. Канаде, Китае и других странах. В США реализуется ряд программ (энергосберегающие, водосберегающие приборы и бытовая техника), которые предусматривают использование маркировки продукции, соответствующей требованиям (критериям) этих программ, распространение экологическая маркировка, которая используется для отдельных видов продукции. Например, на кожаную и хлопчатобумажную одежду существует уже более 10 различных экознаков. Известны системы экологической маркировки организаций и обществ, таких, как Oko-Тех, TQX PROOF, Eco-tex, СиТ и др.

Oko-Тех разработано и введено около 100 стандартов, создано 3 органа сертификации и выдано около 400 сертификатов, имеющих отношение к кожаной и текстильной одежде. Система сертификации Oko-Тех получила международное признание.

За время существования экологической маркировки и сертификации продукции использованы десятки различных экознаков и вариантов программ экологической сертификации, что затрудняет ориентацию в них не только потребителей, но и специалистов. До недавнего времени экомаркировка появлялась в основном на импортной продукции, но незнание ее назначения и смысла делали ее малоэффективной. В последнее время многие производители, в том числе отечественные, стали использовать экомаркировку без должного обоснования для стимулирования продаж своей продукции. Это в значительной степени дискредитирует сами подходы, которые лежат в основе ЭС продукции и экомаркировки.

Следует упомянуть, что область применения экологической маркировки значительно шире, чем декларация (обозначение) соответствия определенным требованиям (подтверждение экологической чистоты). Часто экознаки несут определенную информацию о свойствах, связан- ных с экологическими аспектами производства, применении и утилизации продукции. Это знаки на аэрозольных препаратах, отражающие отсутствие озоноразрушающих веществ, знаки, отражающие возможность утилизации материала после использования с наименьшим воздействием на окружающую среду, возможность повторного использования (рециклинг) и др. Экомаркировка используется также для указания на прохождение сертификации СУОС на предприятии, выпускающем соответствующую продукцию. То есть налицо отсутствие единого системного подхода к применению экомаркировки, что, как уже указывалось, используется для недобросовестной конкуренции, дезориентирует потребителей, дискредитирует цели экологической сертификации.

В связи с этим весьма важным и своевременным является направление «экологическая маркировка» при разработке международных стандартов 1 ISO серии 14000. Как уже указывалось, разработан и принят ряд стандартов по экологической маркировке, в которых рассмотрены общие принципы экологической маркировки и принципы и процедуры экомаркировки по различным вариантам, отличающиеся способом подтверждения соответствия установленным требованиям: - программы экомаркировки на основе сертификации, проводимой третьей стороной (тип I по международной классификации в стандартах ISO серии 14000);

· самодекларации информационного характера (тип 2 по международной классификации в стандартах 1 ISO серии 14000);

· программы экомаркировки на основе сертификации, проводимой третьей стороной, которые предполагают оценку на основе количественной информации, предоставляемой поставщиком и подтвержденной независимой стороной (тип 3 по международной классификации в стандартах ISO серии 14000).

Ряд стандартов и документов этой серии рассматривает такие важнейшие для экологической сертификации продукции вопросы, как оценка жизненного цикла, включение экологических аспектов в стандарты на продукцию. Несмотря на это, непосредственно для целей сертификации они не используются, так как не содержат требования к продукции, на соответствие которым сертификация проводится.

Особенностью проведения экосертификации и экомаркировки продукции по схеме I (тип I) являются:

· добровольность проведения;

· проведение с учетом позиций и требований 3 сторон: заявителя- изготовителя продукции (1 сторона); потребителя (2 сторона), которым может выступать как правительственная, так и неправительственная организация, юридическое или физическое лицо; органа по сертификации (3 сторона), аккредитованного в национальной или региональной системе сертификации (все 3 стороны имеют право проводить как параллельные, так и совместные исследования по оценке соответствия продукции критериям экологичности);

· оценка соответствия по критериям, устанавливаемым для каждой из групп однородной продукции с учетом их функциональных характеристик (критерии должны быть реально применимы и относительно просты, например балльная оценка характеристик продукции);

· установление критериев экологичности на основе оценки воздействия продукции на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла;

· предварительный отбор и выделение из группы однородной продукции образцов, которые характеризуются наименьшим воздействием на окружающую среду (избирательная сертификация продукции);

· пересмотр критериев экологичности, которые используются при оценке продукции с учетом изменения характеристик продукции и наличия новых данных об особенностях воздействия на окружающую среду.

Эффективность экологической сертификации продукции по типу 1 и ее соответствующая маркировка зависят от обоснованности критериев экологической безопасности продукции. Эти критерии должны устанавливать более жесткие требования к экологическим характеристикам продукции в сравнении с действующими стандартами. Критерии должны определяться на основе широких маркетинговых исследований по каждой группе продукции в зависимости от степени ее негативного воздействия на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла. Оценка экологичности продукции предполагает также ее сравнение с лучшими на данный момент образцами.

Проблемы экологической сертификации продукции связаны с тем, что каждый объект экологической сертификации требует использования соответствующих критериев для оценки воздействия на окружающую среду. Кроме этого, экологическая сертификация продукции предполагает рассмотрение (и сертификацию) системы управления окружающей средой предприятия-производителя сертифицируемой продукции.

Экомаркировка и соответствующие программы ЭС по типу 1 относятся в основном к непродовольственной продукции, хотя бывают исключения, когда сертификации подлежат пищевая продукция с упаковкой или контейнеры продовольственного сырья. Примерами экомаркировки этого типа являются уже упоминавшиеся экознаки.

Экомаркировка по типу 2 (самодекларация) в основном носит чисто информационный характер и в большей степени используется в маркетинге. Она содержит такие тексты, как «пригодный для повторного использования», «не разрушающий озоновый слой» и т. п. Некоторые из них являются экологически значимыми, другие могут быть чисто информативными, а иногда даже вводящими в заблуждение потребителей. Но практически все не имеют отношения к ЭС. В экознаках этой группы наблюдается наибольшее разнообразие и различие подходов к их использованию, что требует выработки общих подходов. В стандарте ИСО 14021 определены границы использования экомаркировки по типу 2 и особенности применения тех или иных знаков.

Директивами ЕС по упаковке и ее утилизации предусматривается использование экознаков для маркирования упаковки повторного или многоразового пользования, пригодной для вторичной переработки (рециклинга), несушей значительную экологическую угрозу.

В границах ЕС также определен вопрос соответствия экознаку типа II. Наиболее распространен национальный экознак рециклинга «Зеленая точка», применяемый для маркировки продукции, для которой разработана программа по упорядочению использования отходов и снижению воздействия на окружающую среду. В ФРГ в рамках проекта «Зеленая точка» или «Дуальная система» (DSD), в котором задействована экологическая маркировка, создано специализированное предприятие по утилизации н переработке вторичного сырья, обеспечивающее через специализированные организации сбор вторичных материалов (стекло, пластмассы, металлы и т. п.) и отправляющее их организациям-гарантам по переработке вторичных ресурсов. Финансовую основу «Дуальной системы» составляет продажа права маркирования упаковки продукции знаком «Зеленая точка».

Наличие названной маркировки означает, что:

· соответствующее предприятие дает гарантию по отношению приемки и вторичной переработки маркированного упаковочного материала;

· производитель или продавец маркированной продукции подписали с предприятием, входящим в DSD, контракт на использование знака «Зеленая точка» и вносят соответствующую лицензионную плату;

· после использования маркированная знаком упаковка является собственностью одной из организаций, которые действуют в границах «Дуальной системы».

Вместе с тем знак «Зеленая точка» не означает, что продукция прошла экологическую сертификацию и является безопасной для потребителя.

Экомаркировка по типу 3 является отдельной формой сертификации (схемой экомаркировки) третьей стороной, разработанной с целью избежания определенных трудностей, которые возникают при экомаркировке по типу 1.

Многие виды продукции не могут быть оценены по методике, применяемой в программах экологической маркировки по типу 1. Это связано с тем, что воздействие на окружающую среду может определяться не только характеристиками продукции, но и особенностями ее использования или условиями, характерными для отдельных стадий жизненного цикла. Нанесенная на этикетке полная объективная характеристика продукции поможет самому потребителю разобраться в ситуации, решить, использовать или не использовать данную продукцию, либо принять на себя ответственность за ее применение.

Экомаркировка по типу 3 предполагает экологическую сертификата, проведенную третьей стороной, которая включает изучение жизненного цикла продукции с нанесением экологических характеристик продукции на этикетку. Показатели экологичности (как правило, количественные) устанавливаются на основании исследований жизненного цикла продукции.

Потребители могут сравнить этикетки, сопоставить характеристики отдельных видов продукции и сделать выбор, опираясь на избранную самостоятельно систему анализа в отношении ценности каждого показателя, а не полагаться на общий, как правило, вывод эксперта-аудитора. С этим связаны определенные трудности, так как потребитель не всегда может ориентироваться в показателях экологичности, особенно если он непостоянно использует данный вид продукции. При 3 типе экомаркировки не используется специальных знаков, и только на этикетке-характеристике продукции может быть указан орган сертификации, который аттестовал данную продукцию.

Критическим моментом в развитии экологической сертификации является установление требований к экологическим характеристикам объекта сертификации, создание нормативной базы для проведения сертификации. Как только такие требования устанавливаются, появляется надежная основа для проведения работ по ЭС. Система сертификации должна создаваться в первую очередь на национальном уровне.

Сертификация товаров, работ и услуг стала активно развиваться с 1995 г., когда были приняты Законы «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции, работ и услуг». В этот период была создана Национальная система сертификации. Однако ряд вопросов, связанных с экологической безопасностью, не вошел в сферу деятельности этой системы. Поэтому в июне 1998 г. совместным приказом Минприроды и Госкомитета по стандартизации, метрологии и сертификации в рамках Национальной системы сертификации создана Подсистема экологической сертификации. Несколько позднее также в рамках Национальной системы сертификации начала создаваться Подсистема лесной сертификации.

Согласно Закону «Об охране окружающей среды» (статья 31), под экологической сертификацией понимают деятельность специально аккредитованных в установленном законодательством порядке органов по подтверждению соответствия определяемых Минприроды объектов сертификации требованиям в области охраны окружающей среды и другим показателям, установленным законодательством. Основной целью, которая ставится перед Подсистемой экологической сертификации, является защита интересов граждан и государства в сфере обеспечения экологической безопасности. Задачи, которые стоят перед подсистемой, заключаются в создании условий и стимулировании деятельности субъектов хозяйствования в области обеспечения экологической безопасности производства и продукции; содействии экспорту и повышении конкурентоспособности отечественной продукции; интеграции экономики в мировой рынок; предотвращении ввоза в страну экологически опасных технологий и продукции, выполнении международных обязательств в области охраны окружающей среды.

Принципы, на которых строится работа Подсистемы, общие для всех видов деятельности, предполагающие независимую оценку на соответствие каким-либо требованиям, - независимость, объективность, компетентность, открытость.

Основными условиями проведения работ по экологической сертификации являются:

· наличие утвержденных в установленном порядке требований к экологическим характеристикам объекта сертификации, на соответствие которым она проводится;

· наличие процедур проверки объектов сертификации и метрологически аттестованных методик испытаний;

· наличие аккредитованных на компетентность и независимость в соответствии с нормативными документами Подсистемы органов по сертификации, лабораторий (центров), специалистов, аттестованных в установленном порядке, и органов по их аттестации.

Объектами экологической сертификации в настоящее время являются: продукция, способная оказывать негативное воздействие на окружающую среду, здоровье населения; системы у правления окружающей средой объектов и организаций; территории. Предусматривается как добровольная, так и обязательная экологическая сертификация. В мире развивается преимущественно добровольная сертификация по экологическим требованиям. Обязательной экологической сертификации будут подлежать товары, работы и услуги, на которые нормативно-правовыми и нормативно- техническими документами установлены требования к экологическим характеристикам. В настоящее время таких требований по большинству названных объектов нет. По мере развития Подсистемы перечень объектов сертификации государственным специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды может быть расширен.

Организационная структура Подсистемы включает Совет Подсистемы, Апелляционный совет Подсистемы, Центральный орган по экологической сертификации, аккредитованные органы по экологической сертификации СУОС, территорий, продукции; аккредитованный центр подготовки аудиторов в области экологии, штат аудиторов в области экологии, аккредитованные испытательные лаборатории Подсистемы. В рамках организационной структуры Подсистемы могут рассматриваться держатели экологических сертификатов и заявители, претендующие на их получение.

Порядок проведения экологической сертификации установлен руководящими документами (РД РБОЗ810.5.01-2000, РД РБ03810.5.04-2000, РД РБ03810.5.05-2000, РД РБ03810.5.06-2000) и в общем случае включает:

· подачу заявителем в Центральный орган по экологической сертификации заявки на проведение сертификационных работ;

· предварительный анализ и оценку представленной документации;

· проверку и оценку состояния объекта сертификации;

· определение соответствия объекта сертификации установленным требованиям;

· принятие решении о выдаче сертификат соответствия, инспекционный контроль сертифицированного объекта.

Представлению документации, состав которой определен соответствующими документами, предшествует большая подготовительная работа заявителя, в ходе которой объект сертификации приводится в соответствие с действующими требованиями. На этом этапе к работе целесообразно привлекать аттестованных экологов-аудиторов по соответствующей области деятельности.

Отдельно остановимся на лесной сертификации, которая активно развивается, что связано не только с исключительным как средообразующим и природоохранным, так и экономическим значением лесов в обеспечении устойчивого развития государства. Цель лесной сертификации - создать условия для развития экологически ориентированных систем лесоуправления и лесопользования, которые гарантируют выполнение лесами экономических, экологических и социальных функций. В настоящее время в лесной сертификации используется несколько схем сертификации. О двух схемах, базирующихся на стандарте ISO 14001 и Лесного попечительского совета, упомянуто выше. Помимо них, с 1998 г. активно развивается Общеевропейская система лесной сертификации (PEFC), в основу которой положены схемы сертификации Финляндии, Швеции и Норвегии. Важным преимуществом этой системы является то, что участники системы могут проводить лесную сертификацию на основе национальных стандартов, которые должны отвечать требованиям устойчивого управления лесами. Оценку соответствия национальных стандартов и национальной системы лесной сертификации указанным требованиям проводит Совет PEFC.

Аналогичный подход реализует и FSC, однако, видимо, требования к национальным стандартам в области лесной сертификации этой организации более жесткие, и потому подтверждение соответствия этим требованиям получили стандарты только нескольких стран. Площадь лесов, сертифицированных по схеме PEFC на 2001 г, составила более 42 млн. га, по схеме FSC около 18 млн. га. В республике проведена разработка государственных стандартов и нормативных документов по лесной сертификации в соответствии с требованиями PEFC. Цели и принципы, общий порядок проведения работ по лесной сертификации, на которых базируется работа Подсистемы лесной сертификации, близки к аналогичным положениям Подсистемы экологической сертификации. Отличия касаются главным образом объектов сертификации. Объектами лесной сертификации являются

· участки лесной территории, выделенные по природно-экономическим, хозяйственным и иным признакам, по которым осуществляется лесоуправление и лесопользование в границах одного или нескольких лесопользователей, являющихся заявителями, или их производственных подразделений;

· системы лесоуправления и их аспекты, реализуемые в упомянутых границах: лесохозяйственное проектирование, охрана и защита леса, лесовосстановление, рубки ухода за лесом;

· лесопользование, осуществляемое в упомянутых границах, технология и практика ведения заготовок древесины при рубках главного пользования, промежуточного пользования, прочих; заготовок живицы, второстепенных лесных ресурсов; при различных вариантах пользования участками государственного лесного фонда и др.;

· лесная продукция и продукты ее переработки по признаку происхождения (из сертифицированных лесов), а также полученная на основе или в результате переработки такой продукции.

Таким образом, экологическая сертификация является важнейшим звеном в системе управления окружающей средой и государственного экологического контроля. Если ОВОС и экологическая экспертиза призваны не допустить (предупредить) реализацию проектов и программ, которые могут нанести значительный вред окружающей среде, лицензирование обеспечивает санкционирование определенных видов деятельности с указанием обязательных для исполнения требований его осуществления, то экологическая сертификация (в частности, обязательная) призвана определить степень соответствия осуществляемых видов деятельности, продукции и услуг установленным требованиям.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 483.