Формы международною сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В политических, правовых и других источниках международные экологические проблемы неоправданно сводятся преимущественно к вопросам международной охраны окружающей природной среды, отдельных ее элементов и компонентов. Международные отношения по использованию трансграничных и иных международных природных ресурсов, как правило, не включаются в указанные источники или попутно и фрагментарно рассматриваются в рамках традиционной международной, сугубо природоохранной тематики.

Между тем истощение природных ресурсов многих, обычно индустриально развитых стран вызвало экстенсивную и интенсивную эксплуатацию естественных богатств экономически отсталых и развивающихся государств. Поэтому международные проблемы охраны окружающей природной среды могут и должны разрешаться только в неразрывном единстве с международными вопросами природопользования. В противном случае отсталые и развивающиеся государства будут охранять свои природные ресурсы для их «цивилизованного» потребления высокоразвитыми странами.

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды представляет собой совокупность политических, экономических, природоресурсных, природоохранных, иных отношений по сохранению, улучшению, восстановлению и воспроизводству соответственно биологических, энергетических, климатических, других естественных ресурсов как важнейших факторов устойчивого развития. Правовое регулирование указанных и других отношений является одной из функций международного сотрудничества по проблемам собственности на трансграничные или сопредельные природные ресурсы и объекты, их рационального использования, природного заповедования, оздоровления окружающей человека среды и др.

На основе существующего международного законодательства, нормы которого направлены на упорядочение природоресурсных и природоохранных отношений между членами мирового сообщества, постепенно сформировалось международное экологическое право. Оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, межгосударственные общественные отношения по сохранению, рациональному использованию, восстановлению международных природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, по защите прав человека 10 благоприятную окружающую среду. Следовательно, предметом международного экологического права являются международные экологические общественные отношения, которые по целям, кругу участников и содержанию отличаются от отношений, выступающих в качестве предмета национального экологического права отдельного государства.

Согласно ст. 8 Конституции, в стране признается приоритет только принципов международного права и обеспечивается соответствие им национального законодательства.

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды осуществляется на основе общих и специальных принципов, выработанных совместными усилиями членов мирового сообщества. Однако эти принципы не сосредоточены в каком- либо одном международно-правовом документе, а изложены в ряде решений Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, во Всемирной хартии охраны природы, других международно-правовых актах.

Примечательно, что в интегрированном виде и концептуально принципы международной охраны окружающей природной среды закреплены в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1993 г., к которым относятся: приоритет экологических прав человека; суверенитет государства на естественные ресурсы в пределах своей территории; недопустимость достижения государствами экологического благополучия за счет других государств; экологический контроль на всех уровнях; свободный обмен экологической информацией; взаимопомощь государств в чрезвычайных ситуациях; разрешение эколого-правовых споров мирным путем. Однако названные принципы изложены в национальном законодательном акте и в целом не обязательны для безоговорочного исполнения другими государствами. Более того, некоторые из общепризнанных мировым сообществом международных принципов многими странами фактически не соблюдаются. В частности, большинство развитых государств интенсивно эксплуатируют природные ресурсы экономически отсталых и развивающихся стран, вводят последним торговые эмбарго, экономические санкции или блокады при закрыти доступа к таким ресурсам, под разным предлогом и прикрытием решают экологические споры силовыми и даже военными способами.

Объектами между народного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей природной среды выступают Космос, воздушный бассейн, включая озоновый слой, Мировой океан, Арктика, Антарктида, мигрирующие животные, другие объекты природы, не входящие в юрисдикцию одного или нескольких государств. Ресурсы конкретных стран как национальное их достояние могут приобретать статус объектов международного природопользования только после надлежащего оформления через референдумы с согласия абсолютного, квалифицированного большинства (не менее 2/3) людей от всей численности населения этих стран. Однако государства и народы не должны препятствовать мировому сообществу в охране национальных природных ресурсов, имеющих международное значение.

Субъектами международного сотрудничества в области как охраны окружающей природной среды, так и отношений по международному природопользованию могут и должны выступать государства, международные негосударственные, государственные, межгосударственные, иные специализированные и неспециализированные организации, объединения, движения. При этом соответствующие государства обязаны выступать гарантами организаций, действующих от имени или в интересах этих государств по международным вопросам природопользования и охраны окружающей среды, что несколько снизило бы возможности крупных международных компаний монопольно эксплуатировать ресурсы экономически отсталых и развивающихся стран.

Международное сотрудничество по вопросам природопользования и охраны окружающей среды осуществляется через специфические организационные и нормативно-документальные формы.

Организационными формами международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды являются международные, двух- и многосторонние межгосударственные или негосударственные конференции, совещания, симпозиумы, «круглые столы» и другие официально оформленные мероприятия, имеющие международное значение.

Нормативно-документальными формами международного сотрудничества в природоресурсной и природоохранной сферах, упорядочи

вающими решения указанных конференций, совещаний, симпозиумов, круглых столов и других мероприятий, выступают конвенции, соглашения, договоры, иные международно-правовые акты и документы. К ним, в частности, относятся: Декларация правовых принципов деятельности государств по использованию космического пространства (1963), Договор о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), конвенции о предотвращении загрязнения и истощения морской среды (1954, 1972), Договор 1959 г. об Антарктиде, Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (1971), Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.), Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.), а также ряд договоров и соглашений по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, заключенных между странами СНГ, в рамках Союза Беларуси и России.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) направлена на обеспечение сохранения уникальных или типичных природных образований в формах заповедников, национальных парков, резерватов, памятников природы.

Особое значение в регулировании международного сотрудничества в рассматриваемой сфере имеют резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы» (1962 г.), резолюция 1968 г. и Всемирная хартия охраны природы (1982 г.), основными положениями которых являются: целостное понимание совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны; введение интегрированного понятия окружающей среды; концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития; признание экологического образования составной частью общеобразовательного процесса.

Проблемы международно-правовой ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды в определенной мере разрешаются с помощью Заключительного акта Совещания Европейских государств, США и Канады (1975 г.), в котором наряду с •опросами политической безопасности предусмотрены также некоторые аспекты экологической безопасности. Однако более детально передние урегулированы в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН

«Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений» (1980 г.), которая вместе с Заключительным актом стала базой для международно-правового регулирования применения ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды.

Межгосударственные проблемы природопользования и охраны окружающей среды неразрывно связаны с вопросом о соотношении международных правовых принципов и норм и национальными правовыми принципами и нормами, что обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, природоресурсная и природоохранная политика является одним из важнейших направлений деятельности парламентов, глав государств и правительств, стремящихся к достижению экономического, экологического, демографического, иного социального благополучия своих стран.

Однако реальная практика деятельности руководства многих постсоветских государств, к сожалению, направлена на сохранение власти ради самой власти, организацию эксплуатации имеющихся природных ресурсов, объектов и комплексов для обеспечения элементарного уровня жизни. Во-вторых, индифферентность официальных национальных государственных структур в природоресурсной и природоохранной сферах закономерно «компенсируется» политико - идеологической активностью стран, истощивших свои природные ресурсы или бедных на естественные блага, а также информационной, технологической, товарной и иной экспансией в указанные сферы транснациональных компаний, их филиалов, представителей, всевозможных международных организаций и даже отдельных дельцов «от экологии». Поэтому не случайно многие обязывающие принципы и нормы об основаниях, условиях и порядке использования биологических и других ресурсов и охране окружающей среды исходят от абстрактного «мирового сообщества», проявляющего повышенный интерес к судьбам африканских, латиноамериканских, ближневосточных, российских и иных «международных» естественных богатств. Например, США объявили богатый нефтью и газом Прикаспийский и некоторые другие регионы бывшего Союза ССР «зонами своих национальных интересов». «Развивающиеся» или «ориентирующиеся на рынок» национальные сообщества обязаны воспринимать указанные принципы и нормы как юридическую базу для интернационализации эксплуатации собственных природных ресурсов. В частности, целями Конвенции о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г., ратифицированной Советом Республики Беларусь 10 июня 1993 г., являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе посредством предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования. Словом, конвенционно детерминируется заведомо экономически и экологически неэквивалентный обмен «дорогостоящих» иностранных технологий и кредитов на «даровые» и, естественно, потенциально «малоценные» национальные природные богатства, поскольку гипотетично справедливое сравнение ценности ноу-хау или «всесильного» доллара с «обычным» сырьем. Торговля сырьевыми ресурсами является элементом политики колониальных администраций, случайных или преходящих правящих режимов.

В-третьих, после распада СССР в бывших его союзных республиках, многие из которых не имели опыта государственного строительства, началось создание национальных правовых систем. Эти процессы сопровождаются авральностью, хаотичностью и закономерной бессистемностью правотворчества, механическим копированием международных правовых принципов и норм, приданием им приоритета по отношению к национальным правовым принципам и нормам. Более того, согласно, например, Конституции РФ, международные правовые принципы и нормы признаются частью российской правовой системы.

В этой связи представляется в целом допустимой норма Основного закона, в соответствии с которой признается приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Однако из данной нормы будет оправданным исключение понятия «приоритет» при допущении только признания общепризнанных международно-правовых принципов. Признание же приоритета конкретных международных правовых принципов и норм над национальными правовыми принципами и нормами должно осуществляться в индивидуальном порядке высшим представительным органом с учетом политических, экономических, иных обстоятельств и факторов.

Экономико-правовые вопросы международной экологической ренты

Особое пространственно-географическое расположение на Европейском континенте, значительные и относительно малоизвестные запасы основных ее природных ресурсов предполагают настоятельную необходимость уяснения роли и юридического статуса этих ресурсов в сохранении и поддержании континентального евразийского и планетарного экологического равновесия. В силу крупномасштабного освоения естественных богатств в соседних и несколько отдаленных странах даже сравнительно (например, с Африкой н Латинской Америкой) ограниченные природные ресурсы способны выполнять и фактически выполняют уникальные функции стабилизации состояния экосистем многих регионов планеты. Поэтому возникают проблемы максимального сохранения природоохранных свойств естественных богатств, что, естественно, требует изыскания крупных средств для финансирования необходимых средозащитных работ и мероприятий. Одним из реальных источников таких средств может быть продукция экологической сферы. Продукция экологической сферы - это биомасса (количество живого вещества), производимая популяцией или сообществом на единицу площади за единицу времени, способная удовлетворять человеческие потребности благодаря продуцирующим и ассимиляционным способностям экосистем.

В общей структуре природоресурсного достояния доминирующее положение занимают лесные и водно-болотные системы, составляющие национальный природный капитал.

Политико-юридическим основанием МЭР является монополия государства на уникальные природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы, представляющие интерес для национальных структур н мирового сообщества. Эта рента возникает благодаря исключительным природным условиям, которые создают возможность получения редких продуктов природы. Механизм присвоения тем или иным государственным образованиям международной экологической ренты определяют не столько свободные рыночные отношения, сколько осознанная необходимость государств мира в финансировании устойчивого функционирования эталонов природы, хранящих в себе бесценную экологическую информацию. Поэтому составной, а может быть, и определяющей частью решения проблемы непродуктовой международной экологической ренты должно стать формирование надправительственного (надгосударственного) фонда обеспечения сохранения генетических ресурсов Земли и заповедной природы.

Следует отметить, что Конвенцией «О биологическом разнообразии» предусмотрены источники и механизм экономического обеспечения реализации положений данного международно-правового акта. В частности, согласно ст. 21 Конвенции, каждая Договаривающаяся Сторона обязуется обеспечивать в меру своих возможностей финансовую поддержку и стимулы в отношении тех видов деятельности на национальном уровне, которые направлены на достижение целей этого международного акта в соответствии со своими национальными планами, приоритетами и программами. Статьей 21 Конвенции определяется механизм финансирования сохранения биоразнообразия, элементы которого дифференцируются применительно к развитым и развивающимся государствам, а также странам, переходящим к рыночной экономике. Отдельные нормы экономического характера содержатся в других международно-правовых актах, однако они даже в совокупности не снимают проблемы международной экологической ренты.

На данном этапе наиболее приемлемой организационно-правовой формой извлечения непродуктовой МЭР способен стать международный экологический туризм. Предоставление субъектами международных отношений льготных кредитов на развитие данного вида туризма с последующим возвратом установленной части прибыли - один из наиболее вероятных путей утверждения института международной экологической ренты.

Туризм выступает как специфический вид природопользования. Цену «продукта» в данном случае образуют издержки по обеспечению обслуживания туристов (включая необходимую величину прибыли) и экологическая рента. Последняя дифференцируется в зависимости от ценности обследуемой туристами территории, включая, помимо оценки собственно экологического капитала, такие характеристики, как местоположение, культурно-эстетическую и историческую значимость, ландшафтные особенности и т. п. Доход в виде экологической ренты не должен оставаться в индустрии туризма, он возвращается в указанные территории и выступает в качестве стабильного финансового источника их развития.

Как дополнительный источник финансирования целесообразно выделить экологическую составляющую в налогах на владение оружием и другими средствами охоты и рыболовства, а также в доходах услуг и продуктов, непосредственно и опосредованно связанных с использованием живой природы (реклама, рекреация, продажа специальной литературы и печатной продукции и т. д.).

Одним из источников финансирования может быть экологический налог на продукцию, полученную в результате использования местных природных ресурсов. Чем больше используемые ресурсы связаны с природоохранными процессами, тем выше экологическая рента. Для пополнения целевых финансовых ресурсов в ближайшей перспективе необходимо более активно включаться в международную торговлю отдельными видами диких животных и растений и производимыми из них продуктами.

Для упорядочения уплаты-взимания обосновываемой экологической ренты должны быть разработаны соответствующие международный и национальные нормативно-правовые акты. В качестве международного нормативного правового акта оправдано избрать Конвенцию об экологической ренте за использование природных ресурсов, имеющих международное или межгосударственное природоохранное значение. Такой акт может быть подготовлен соответствующими организациями ООН либо специально созданным для этой цели международным органом, подписан и ратифицирован заинтересованными государствами. В Конвенции следует дать общее понятие, определить принципы, основания и условия правового упорядочения международных экологических рентных отношений, принципиальные организационные, экономические и юридические средства обеспечения

осуществления данных отношений. В развитие положений указанной Конвенции национальными нормативно-правовыми актами необходимо закрепить конкретные виды и разновидности экологической ренты, действенный механизм правового регулирования их введения, установления, исчисления, внесения, взимания, учета, расходования таких платежей, контроля за использованием, изменением или отменой последних и т. д.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 436.