Характерным объектом управления в собственно экологической (природоохранной) сфере являются особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водного и воздушного пространства, включающие природные номиналы, имеющие особое экологическое, научное, культурное, эстетическое, историческое значение, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.
Научное содержание понятия ООПТ раскрывает такая категория, как заповеданиие. Заповедание - это изъятие определенного пространства природы (или какого-либо объекта) из сферы обычной хозяйственной деятельности (до полного запрещения посещения людьми) для достижения особых нетрадиционных (социально-экологических, экологических, зколого-экономических) целей (например, для поддержания экологического равновесия на конкретной территории сохранения видовогоразнообразия природы природы, ее генофонда и т. д.
Сущность управления особо охраняемыми природными территориями состоит в поддержании постоянною продуцирован логически устойчивого природного комплекса и соответствую ему социума на основе сохранения экологической ценности территории, ослабление и нейтрализации внутренних и внешних отрицательных факторов с учетом планетарного значения генетических ресурсов OOПТ и достижения высокой эколого-экономической эффективности природопользования.
Формирование системы управления и собственно экологической сфере предполагает существование исходных определяющих установок а также создание экономико-правовых и иных социальных условий реализации важнейших целевых функций особо охраняемых природных территорий.
Одной из принципиальных установок для экологического управления является стратегия устойчивого развития, которая выступает в качестве альтернативы неконтролируемому развитию, обусловленному главным образом удовлетворением возрастающих во времени потребностей.
Основная задача устойчивого развития состоит в переводе стихийной социоприродной коэволюции (взаимосвязанной эволюции человека и биосферы) на путь регулируемого развития.
В данном контексте одной из главных целей устойчивого развития является обеспечение сохранения способности экосистем к самовоспроизводству.
Для сохранения биоразнообразия (как практической реализации целевой функции особо охраняемых природных территорий) в реальной практике невозможно создать замкнутые, локальные условия абсолютной заповедности, поскольку побочное влияние хозяйственной деятельности на экосистемы происходит на всей территории страны. Однако по возможности необходимо исключить чрезмерное антропогенное воздействие на развитие естественных процессов в уникальных экосистемах особо охраняемых природных территорий.
В разной степени биологическое разнообразие повсеместно социально детерминировано. Поэтому особо охраняемые природные территории должны быть включены в общую систему регулируемой коэволюции при помоши механизма экологического управления.
Традиционным объектом экологического управления на особо охраняемых природных территориях выступают заповедники и национальные парки.
Категории «заповедник» и «национальный парк» имеют два значения В первом они выступают в качестве природоохранных, научно-исследовательских и эколог-просветительских государственных учреждений, которым в установленном государством порядке даны права и на которые возложены обязанности юридических лиц.
Заповедники и национальные парки представляют собой также отграниченные на местности (в натуре) участки окружающей среды, включающие земли, леса, воды, другие природные ресурсы и образующие особо охраняемые экологические комплексы.
Структура заповедников и национальных парков как научно-исследовательских, экого-просветительских учреждений и юридических лиц должна определяться с учетом естественно-физических характеристик особо охраняемых природных комплексов, целей и задач, режимов заповедания и природоохранения регулируемого природопользования рекреации и хозяйственной деятельности по обеспечению заповедания.
Как известно, для реализации основных целей заповедания вокруг заповедников и национальных парков организуются так называемые охранные зоны (без изъятия их у первоначальных земле- и иных природопользователей).
В условиях усиливающегося антропогенного прессинга на окружающую среду традиционные организационно-правовые формы заповедания, присущие системе управления особо охраняемыми природными территориями, даже с самым жестким охранным режимом не в состоянии в полной мере обеспечить сохранение биологического разнообразия.
Это обусловливает необходимость радикального упорядочения существующих особо охраняемых природных территорий посредством их объединения в комплексный объект управления.
В качестве новой организационно-правовой формы такого объединения должна выступать пространственно-интеграционная система особо охраняемых природных территорий и объектов.
Составными природно-антропогенными элементами такой системы являются:
1) экологические регионы, охватывающие:
· заповедники, национальные парки, другие территории и объекты;
· охранные зоны особо охраняемых природных территорий;
· территории, прилегающие к особо охраняемым природным территориям и их охранным зонам, которые используются в незаповедных целях;
2) связующие звенья между особо охраняемыми природными территориями, их охранными зонами и незаповедными территориями:
· искусственно созданные природные объекты (каналы, водохранилища, парки, лесопарки и т. д.);
· ландшафтно-экологические ниши;
· сезонные и суточные миграционные пути (коридоры).
Из перечисленных структурных звеньев пространственно-интеграционной системы особо охраняемых природных территорий и объектов важное место отводится экологическому региону.
В самом общем понимании экологический регион представляет собой территорию, в пределах которой находятся земли, леса, воды, другие ресурсы и объекты, населенные пункты, промышленные и хозяйственные предприятия, линии связи, строения, сооружения и иные объекты, созданные человеческим трудом, а также население.
Перечисленные элементы экологического региона тесно взаимосвязи и взаимодействуют друге другом, предопределяя в конечном счете его экологическое, социально-экономическое и социально-демографическое состояние.
Таким образом, экологический регион - это регион, в состав которого входят особо охраняемая природная территория и ее охранная зона, а также территория, оказывающая наибольшее воздействие на экологическое состояние природы особо охраняемой природной территории и одновременно формирующая свою специализацию и инфраструктуру.
Правовой статус и заповедный режим заповедников, национальных парков (охранных зон и экологических регионов) должны закрепляться в общих законодательных и подзаконных актах по природному заповеданию, а также в локальных положениях об этих особо охраняемых природных территориях.
В условиях сложной экологической обстановки процесс устойчивого регионального природопользования может осуществляться только на основе придания экологическому региону особого статуса с ярко выраженным природоохранным режимом хозяйствования.
По своему содержанию и специализации экологический регион - это регион заповедно-природно-рекреационно-культурного целевого направления развития.
Система управления экологическими регионами должна быть направлена на упорядочение природоохранных, хозяйственных и иных мероприятий в целях стабилизации экологического режима в этом регионе, увеличение экологического капитала особо охраняемых природных территорий, формирование нового социального облика территории на основе экологизации производства и развития национальной культуры, религии, местных традиций, народных промыслов.
Пространственно-экологическое единство и биосвязь особо охраняемых природных территорий обеспечивают искусственно создаваемые природные объекты, природоохранные ландшафтно-экологические ниши и миграционные пути. Отношения по использованию последних в совокупности с отношениями пользования экологическими регионами составляют целостный объект управления природными ресурсами особо охраняемых природных территорий - пространственно-интеграционную систему.
Процесс интеграции особо охраняемых природных территорий и объектов обуславливает появление в них дополнительных и нетрадиционных видов деятельности. Так, в экологическом регионе и пространственно-интеграционной системе помимо заповедания, научно-прикладных экологических исследований, мониторинга, регулирующего природопользования, рекреации, осуществляется также промышленное, сельскохозяйственное, иное производство, строительств), перевозки, торговля их д.
В данном контексте развитие материального производства, его уровень воздействия на природные комплексы экологического региона необходимо в обязательном порядке согласовывать с органами Минприроды, местного управления и самоуправления.
С целью экономического регулирования экологизации производства для экологических регионов должна законодательно быть определена система льготного налогообложения и кредитования.
В свою очередь, для предприятий экологического региона следует установить более жесткие штрафные санкции в отношении нарушения экологических норм хозяйственной деятельности. В этой связи усиливается роль таких управленческих функций, как экологическое прогнозирование и планирование, стимулирование, нормирование, лимитирование, лицензирование, экологический контроль и т. д., что в целом повышает статус экологического управления конкретной территории. Ядром этой территории являются ООПТ, особенно такие организационные формы, как заповедники и национальные парки, которые опробованы на практике в стране, а также за рубежом и подтвердили свою жизнеспособность и эффективность.
Они и в дальнейшем должны остаться базисным объектом в системе «заповедного менеджмента».
Формирование системы целей экологического управления заповедниками и национальными парками предполагает учет:
· принципа заповедания;
· принципа регулируемой коэволюции или сбалансированности социально-экономических, демографических и экологических процессов устойчивого развития;
· содержания и определяющей роли стратегии сохранения биоразнообразия;
· положений закона «Об особо охраняемых природных территориях и объектах»;
· основных факторов продуцирования экосистем особо охраняемых природных территорий и региональных проблем природопользования;
· активной и определяющей роли экономического интереса местного населения в сохранении биоразнообразия, возникающего на основе возрождения крестьянских хозяйств и промыслов, развития экотуризма и обслуживающих его экологически чистых производств.
Система целей управления заповедниками и национальными парками, основанная на принципах заповедания и коэволюционного развития, включает стратегическую цель, а также основные цели и подцели сохранения биоразнообразия.
Стратегическая цель управления заповедниками и национальными парками сводится к сохранению «insitu» (in situ - естественный) экосистем и естественных местообитаний, поддержанию и восстановлению в естественных условиях жизнеспособных популяций.
Основные цели управления заповедниками и национальными парками сводятся к организации и осуществлению в них природоохранной, научно-исследовательской, мониторинговой, оздоровительно-рекреационной, образовательно-воспитательной и социально-экономической деятельности.
К подцелям управления заповедниками и национальными парками относятся виды деятельности по обеспечению и осуществлению:
1. абсолютного заповедания;
2. сохранения уникальных ландшафтов, редких и исчезающих видов, естественных памятников истории и культуры;
3. устойчивости экологических связей и пространственной целостности природного комплекса конкретной особо охраняемой природной территории;
4. экологизации хозяйственной деятельности на прилегающих к особо охраняемым природным территориям пространствах;
5. научной деятельности в целях заповедания;
6. рекреационного природопользования с учетом заповедания;
7. развития экотуризма и экобизнеса;
8. осуществления экопросвещения, воспитания, образования;
Реализация целей экологического управления обуславливает необходимость четкого разграничения полномочий и функций управления заповедниками и национальными парками между ветвями исполнительной власти, а также между центром и регионами, в которых находятся данные об особо охраняемых территориях.
В этом процессе определяющими являются отношения собственности, на базе которых формируется та или иная организационная структура управления особо охраняемыми природными территориями.
Учитывая возможность рассредоточения собственником своих полномочий собственности (владения, распоряжения, пользования) между соответствующими государственными органами и лицами, право владения заповедными территориями как достоянием всего народа следует оставить за государством, делегировав данное полномочие Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Распоряжаться богатствами особо охраняемых природных территорий может только государство как выразитель общенациональных интересов, что не свойственно министерствам, ведомствам, субъектам хозяйствования. Право распоряжения природными ресурсами заповедников, национальных парков в юридическом аспекте следует закрепить за Совмином, а также за областными, районными (городскими) распорядительными и исполнительными органами в пределах их компетенции.
Указанные органы будут решать юридическую судьбу данных ресурсов: создавать, расширять, ликвидировать заповедники и национальные парки, разрешать отдельные виды деятельности в этих особо охраняемых природных территориях и т. д.
Система названных органов возглавляется непосредственно Президентом, являющимся главой государства и гарантом реализации экологической политики.
Специализированным пользователем природных ресурсов заповедников и национальных парков выступает Управление делами Президента или любой другой орган, в ведение которого передаются создаваемые и функционирующие заповедники и национальные парки.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 519.