Оценка предприятиями, фирмами экологических аспектов, связанных с их деятельностью, стала активно использоваться в странах Европы и США с начала 70-х годов. В частности, в США этот процесс активизировался после принятия федерального закона США о Национальной политике в области окружающей среды, согласно которому предприятия стали привлекаться к юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде. По внешним признакам и форме проведения процедуры таких оценок напоминали финансовый аудит, поэтому получили название экологического аудита.
В 80-х годах экологический аудит получил широкое распространение в промышленно развитых странах. Собственные программы экологического аудита имели многие крупные компании. В середине 80-х годов Международная торговая палата начала использовать ЭА в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной деятельностью и оценкой соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического законодательства.
В этот период существенно расширилась область применения экологического аудита. Выделились специализированные виды аудита: по минимизации отходов; оценке риска, связанного с производственной деятельностью; совершенствованию контроля источников загрязнения; связанные с приобретением или передачей собственности и др.
К началу 90-х годов экологический аудит стали активно использовать коммерческие банки в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам заемщиков и в процедурах выработки решений по финансированию компаний и фирм, проектов, которые могли оказывать значительное воздействие на окружающую среду.
В начале 90-х годов в странах СНГ стали известны процедуры экологического аудита, регламентированные требованиями Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Мирового банка. Так, экологические процедуры Европейского банка реконструкции и развития предполагают проведение ЭА для проектов, связанных с деятельностью, осуществляемой в настоящее время или осуществлявшейся в прошлом. Аудит при этом призван помочь достижению договоренностей об ответственности за ущерб окружающей среде. Банк разработал бланк протокола экологического аудита для производственных объектов и конкретные анкеты для различных отраслей.
В этот же период создание и внедрение систем экологического менеджмента (систем управления окружающей средой), отвечающих требованиям Британского стандарта BS 7750, дало дальнейший стимул развитию экологического аудита, который стал широко и систематически использоваться при создании таких систем в компаниях, фирмах в качестве процедуры внутреннего контроля и при их сертификации на соответствие установленным требованиям. В 1993 г. принято, а в 1995 г. вступило в силу Руководство (Правила) Европейского Союза EMAS (см. п. 4.3)
В 1996 г. в серии стандартов ISO 14000 Системы экологического управления были выпущены стандарты ISO 14 010 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы», ISO 14011 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита для систем управления окружающей средой» и ISO 14012 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии». Упомянутые стандарты ИСО в 1999-2000 гг. приняты в качестве стандартов. В 2003 г. взамен стандартов ИСО 14010-12
принят стандарт ИСО 19011. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента Несмотря на то, что названные документы рассматривают экологический аудит главным образом как организационно-управленческий инструмент создания и обеспечения функционирования систем управления, они содержат положения, которые актуальны для всех видов экологического аудита.
Нормативная правовая база экологического аудита только начинает формироваться. В Законе «Об охране окружающей среды», принятом в 1993 г., и других нормативно-правовых актах вплоть до 2000 г. отсутствовало упоминание об ЭА и его месте в системе управления природопользованием и охраны окружающей среды. Такая же ситуация характерна для России и других стран СНГ. Первый нормативный акт, касающийся экологического аудита, в России принят в 1993 г. Наиболее интенсивно ЭА в России стал проводиться с 1994 г. Инициирование и проведение ЭА в этот период непосредственно связано с деятельностью иностранных инвесторов. Это - прямые иностранные инвестиции (создание, покупка предприятий, организация совместного производства); кредитование российских предприятий международными финансовыми институтами (кредиты и займы ЕБРР, Мирового банка и т. п.). Сам аудит также проводился преимущественно западными или совместными консалтинговыми фирмами. Таким образом, сегодня в наибольшей степени заинтересованными в проведении экологического аудита остаются иностранные инвесторы и предприятия, претендующие на получение иностранного финансирования. Процедуры экологического аудита были основаны преимущественно на упоминавшихся выше требованиях ЕБРР и Мирового банка. В 1996 г. экологический аудит в России отнесен к лицензируемым видам деятельности.
В новой редакции закона «Об охране окружающей среды» от 2002 г. содержится статья 97 «Экологический аудит», в которой определены цели ЭА, нашли отражение общие вопросы, касающиеся его проведения.
Развитие экологического аудита связано с созданием в рамках Национальной системы сертификации Подсистемы экологической сертификации. В 2000 г введен в действие РД 03810.5.08 -2000 «Национальная система сертификации. Подсистема экологической сертификации. Требования к аудиторам в области экологии». Так как этот документ регламентирует требования к аудиторам-экологам, действующим в рамках подсистемы экологической сертификации, то область их деятельности ограничивается созданием и сертификацией СУОС С введением экологического страхования, совершенствованием экономического механизма природопользования, лицензирования сфера применения экологического аудита расширится. Этому будет способствовать и создание нормативной правовой и методической базы проведения экологического аудита. В законе «Об охране окружающей среды» от 2002 г. указано, что ЭА может проводиться при приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду.
Обобщая всю информацию, касающуюся возможностей применения экологического аудита, можно констатировать, что экологический аудит следует применять при:
1. проверке соблюдения хозяйствующими субъектами природоохранного законодательства;
2. оценке экологических и экономических последствий хозяйственной деятельности;
3. обосновании экологической политики, определении приоритетов при планировании природоохранной деятельности;
4. оценке эффективности систем управления окружающей средой;
5. оценке воздействия на окружающую среду продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
6. оценке финансовых рисков при инвестировании проектов финансовыми структурами, акционировании, заключении договоров долгосрочной аренды и договоров страхования ответственности за причинение убытков, вызванных загрязнением окружающей среды в результате аварий, а также рисков, связанных с ответственностью за нарушение допустимого воздействия на окружающую среду;
7. реализации процедуры объявления банкротства;
8. оценке экологического ущерба в процессе смены собственника с целью определения ответственности за прошлый экологический у щерб;
9. подтверждении данных, представленных в инициативной экологической отчетности организации;
10. проверке соблюдения лицензиатом установленных экологических требований, лицензионных соглашений;
11. повышения эффективности регулирования воздействия на окружающую среду деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами;
12. снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 506.