К числу наиболее распространенных (классических) теорий мотивации труда, в основе которых лежит специфическая картина человека, принадлежит концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, называемая «XY—теорией» («икс, игрек— теория»). Эта концепция включает две противоположные теории: теорию «X» и теорию «Y».
Теория «X» исходит из того, что:
· средний человек ленив и стремится избегать работы;
· работники не очень честолюбивы, боятся ответственности и хотят, чтобы ими руководили;
· для достижения целей предприятия надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении;
· строгое руководство и контроль являются главными методами управления;
· в поведении работников доминирует стремление к безопасности.
На этих постулатах о человеке как плохом, недобросовестном и безынициативном работнике следует, согласно данной теории, строить управление организацией. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания.
Теория «Y», являющаяся дополнением теории «X», в том виде, в котором она существует сейчас, сложилась в 60-х годах, хотя ее идеи развиваются примерно с 30-х годов. Данная теория строится на противоположных теории «X» принципах и включает следующие постулаты:
· нежелание работать – это не врожденное качество работника, а следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожденную любовь к труду;
· при благоприятном, успешном прошлом опыте работники стремятся брать на себя ответственность;
· лучшие средства осуществления целей организации – вознаграждение и личностное развитие;
· при наличии соответствующих условий труда сотрудники усваивают цели организации, формируют в себе такие качества, как самодисциплина и самоконтроль;
· трудовой потенциал работников выше, чем принято считать. В современном производстве их созидательные возможности используются лишь частично.
Главный практический вывод теории «Y» следующий: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.
Согласно рекомендации Д. Макгрегора, «XY–теорию» необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Руководители должны стремиться развивать трудовой коллектив, если он недостаточно мотивирован, от состояния «X» к состоянию «Y», или от состояния «экономического человека» к «человеку социальному». В целом во взглядах современных специалистов и менеджеров на работника преобладают установки теории «Y».
Одну из современных развернутых интерпретаций теории «Y» предложили немецкие специалисты в области управления персоналом В. Зигерт и Л. Ланг. Их интерпретация включает следующие положения:
Любые организационные действия должны быть осмысленными. В первую очередь это относится к руководителю, требующему соответствующего поведения от других.
Большинство людей получают от работы удовлетворение, радость, чувствуют ответственность за свой труд, реализуя свою потребность в личной причастности к результатам деятельности, к работе с людьми (клиентами, поставщиками, пациентами). Люди хотят, чтобы их деятельность была полезной.
· Каждый сотрудник желает доказать свою значимость, а так же важность своего рабочего места. Кроме того, он желает принимать участие в решении тех вопросов, в которых он разбирается, компетентен.
· Каждый работник стремится выразить себя в труде, глубже познать себя в деле, показать другим свои возможности.
· Почти каждый сотрудник имеет собственную точку зрения на то, как улучшить результаты своей деятельности. Он желает реализовать свои цели и не боится санкций, рассчитывая при этом на то, что его инициатива всегда будет понята.
· Каждый работник склонен ощущать свою значимость, имеет соответствующее мнение.
· Каждый человек стремится к успеху. Успех – это достижение цели. Для достижения сознательно поставленной цели работник прилагает большие усилия.
· Успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо работающий человек рассчитывает на признание и поощрение, причем не только материальное, но и моральное.
· Работники оценивают свою значимость в глазах руководства по своевременности и полноте получаемой информации. Если доступ к информации затруднен, и она приходит с запозданием, то у работников возникает чувство приниженности (с их мнением не хотят считаться).
· Работники испытывают недовольство, если решения об изменении в их работе (даже если они позитивные) принимаются без их ведома.
· Каждый работник хочет знать, как оценивается его работа, его усердие. Он также желает знать критерии оценки труда. Без таких знаний ему очень трудно своевременно вносить соответствующие коррективы в свою работу.
· Внешний контроль, или контроль со стороны, неприятен для любого человека, поэтому так важен самоконтроль. Многое зависит от организации контроля.
· Большинство людей стремятся получать новые знания. Повышенные требования, дающие шанс на дальнейшее развитие, воспринимаются гораздо охотнее, чем заниженные.
· Сотрудники очень остро переживают, если их наказывают за проявленную инициативу. Причиной инициативы часто бывает не погоня за вознаграждением, а стремление к самовыражению.
· Если работник имеет свободу выбора действий, то он работает с полной отдачей.
Эти важнейшие положения, подтвержденные эмпирическим опытом, полезно учитывать в практической работе по мотивации персонала.
К теории «Y» достаточно близка по своей направленности теория человеческих отношений, которую разработали Э. Мэйо, Ротлизбергер и др. Эта теория возникла в 30-40-х годах в США, а в 60-х годах получила широкое распространение не только в Америке, но и в Европе. Она дала импульсы для дальнейшего развития различных теорий гуманизации труда.
Теория человеческих отношений базируется на следующих основополагающих идеях:
· трудовая мотивация определяется в первую очередь существующими в организации социальными нормами, а не физиологическими потребностями и материальными стимулами;
· важнейший мотив высокой эффективности деятельности – удовлетворенность трудом, которая предполагает хорошую оплату, возможность служебного роста (карьеры), ориентацию руководителей на сотрудников, интересное содержание и перемену труда, прогрессивные методы организации труда;
· важное значение для мотивации производительного труда имеют социальное обеспечение и забота о каждом человеке, информирование работников о жизни организации, развитые коммуникации между иерархическими уровнями организации, т.е. руководителями всех уровней и подчиненными.
Теория человеческих отношений получила широкое распространение и практическое использование, однако в настоящее время она подвергается разносторонней критике. Так, например, ее нередко упрекают в том, что она преувеличивает значение удовлетворенности трудом в мотивации работников, уделяет чрезмерно много внимания социальным потребностям, которые не всегда совпадают с целями организации. Кроме того, вопреки одному из главных тезисов теории человеческих отношений, эмпирически доказано, что в определенных условиях повышению производительности может способствовать и неудовлетворенность трудом.
Несмотря на критику, многие идеи теории человеческих отношений широко используются и в наши дни. В частности, эта теория, равно как и ее реальное воплощение в управлении персоналом, оказала большое влияние на практику коллективной мотивации, получившей распространение в Японии.
На основе обобщения японского опыта использования личностного потенциала профессором Калифорнийского университета В. Оучи. Была разработана теория «Z» («зет»).
Главная отличительная черта теории «Z» — обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно этой теории, мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т.е. предприятия как одной большой семьи, одного рода. С помощью соответствующей организации и стимулирования, эти ценности требуют развития у сотрудников отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям, повышения производительности труда, удовлетворенности выполняемой работой и пребыванием на предприятии (в корпорации).
Главным мотиватором поведения работников выступает построенная по клановому принципу корпорация. Признаками такого рода корпорации являются:
· пожизненный наем, создающий твердые гарантии занятости и сопричастности к общей судьбе организации;
· медленное, но гарантированное продвижение по службе;
· универсальный характер квалификации, широкие коммуникации;
· коллективный, основывающийся на согласованиях, метод принятия решений и групповая ответственность;
· широкая свобода действий и нечетко выраженный механизм контроля;
· постоянная забота о социальных и экономических потребностях работников;
· регулярное присутствие руководства на производстве;
· доверительное, товарищеское общение руководителей с подчиненными;
· гласность;
· сглаженность ранговых различий;
· систематическое культивирование здоровой социальной обстановки, корпоративных ценностей и преданности организации.
В целом же теории мотивации, дающие общую картину человека-работника, при их творческом использовании служат важным ориентиром практической деятельности в области мотивации труда.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 755.