Анализ объемных и качественных показателей эксплуатационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При анализе объемных показателей эксплуатационной работы (количество погруженного и выгруженного груза (в тоннах и вагонах), грузооборот, пробеги вагонов и локомотивов, пробеги поездов, грузонапряженность, количество перевезенных пассажиров; пассажирооборот и др.) используют метод сравнения фактических и плановых показателей, а также фактических показателей отчетного и предшествующего периода.

Пример оценки степени выполнения плана по объемным показателям грузовой работы железнодорожной станции представлен в таблице 9.5 (данные условные).

Таблица 9.5

Анализ объемных показателей грузовой работы железнодорожной станции (данные условные)

Показа-тели

Ед.

изм.

Пред-ше-ствую-щий

период

Отчетный период

Отклонение к плану

Отклонение к факту предшествующего периода

план факт +/- % +/- %
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Погрузка

ваг 4840 4338 4409 71 101,6 -431 91,1
тыс. т 248,8 187,8 192,5 4,7 102,5 -56,3 77,4

Выгрузка

ваг 4840 3679 3708 29 100,8 -1132 76,6
тыс. т 249,8 184 190,4 6,4 103,5 -59,4 76,2

Итого объем грузовой работы:

ваг 9680 8017 8117 100 101,2 -1563 83,9
тыс. т 498,6 371,8 382,9 11,1 103,0 -115,7 76,8

 

Сначала определяем абсолютное отклонение фактических показателей от плановых:

ст.6 = ст.5 – ст. 4.

Затем оцениваем степень выполнения плана:

ст.7 = (ст.5 : ст.4)×100%.

План по общему объему грузовой работы станции в вагонах был выполнен на 101,2%, в тоннах на 103%. В том числе: план погрузки в вагонах перевыполнен на 71 вагон или на 1,6%, в тоннах на 4,7 тыс. т или на 2,5%; план выгрузки в вагонах перевыполнен на 29 вагонов или на 0,8%, в тоннах – на 6,4 тыс. т или на 3,5%.

Далее определяем абсолютное отклонение фактических показателей отчетного периода от фактических показателей предшествующего периода:

ст.8 = ст.5 – ст.3.

Определяем темп роста фактических показателей по сравнению с предшествующим периодом:

ст.9 = (ст.5 : ст.3)×100%.

По сравнению с предыдущим периодом общий объем грузовой работы в вагонах снизился на 1563 вагона на 16,1%, а в тоннах на 115,7 тыс. т или на 23,2%. В том числе: объем погрузки в вагонах упал на 431 вагон или на 8,9%, в тоннах – на 56,3 тыс. т или на 22,6%; объем выгрузки в вагонах уменьшился на 1132 вагона или на 23,4%, в тоннах ­– на 59,4 тыс. т или на 23,8%.

При анализе работы станции помимо оценки грузовой работы проводят оценку объема технической работы, включающую анализ следующих показателей: среднесуточный вагонооборот станции; отправление вагонов с подразделением на транзитные с переработкой, без переработки и местные; рабочий парк вагонов; число маневровых локомотивов. (табл. 9.6).

Таблица 9.6

Анализ объема технической работы станции (данные условные)

Показатели

Предше-ствую-щий период

Отчетный период

Отклонение к плану

Отклонение к факту предшествующего периода

план факт +/- % +/- %
1 2 3 4 5 6 7 8
Среднесу-точный вагоно-оборот, ваг. 12602 10876 11463 587 105,4 -1139 91,0
Общее отправление вагонов, тыс. ваг., в том числе: 2277,1 1984,9 2059,7 74,8 103,8 -217,4 90,5
транзитные без переработки, тыс. ваг. 586 508,4 553 44,6 108,8 -33 94,4
транзитные с переработкой, тыс. ваг. 1682,8 1469,4 1499,5 30,1 102,0 -183,3 89,1
местные, тыс. ваг. 8,3 7,1 7,2 0,1 101,4 -1,1 86,7
Рабочий парк, ваг. 884 816 870 54 106,6 -14 98,4

 

Среднесуточный вагонооборот станции составил 11463 вагона, что выше запланированного значения на 587 вагонов или на 5,4%.

По сравнению с предшествующим периодом произошло снижение среднесуточного вагонооборота станции на 1139 вагонов, темп снижения составил 9%.

План отправления вагонов на станции перевыполнен на 74,8 тыс. вагонов или на 3,8%, в том числе за счет перевыполнения плана по отправлению транзитных вагонов без переработки - на 44,6 тыс. вагонов, транзитных вагонов с переработкой – на 30,1 тыс. вагонов и местных вагонов – на 0,1 тыс. вагонов.

По сравнению с предыдущим периодом количество отправленных вагонов на станции уменьшилось на 217,4 тыс. вагонов или на 9,5%, в том числе: транзитных вагонов с переработкой ­– на 183,3 тыс. вагонов (темп снижения – 10,9%); без переработки – на 33 тыс. вагонов (темп снижения – 5,6%); местных вагонов – на 1,1 тыс. вагонов (темп снижения – 13,3%).

Следует отметить, что наибольшее влияние на снижение количества отправленных вагонов оказало снижение числа транзитных вагонов с переработкой.

В процессе анализа объема отправленных вагонов на станции, необходимо оценить их структуру (табл. 9.7).

 

 

Таблица 9.7

Структура отправления вагонов, % (данные условные)

Показатели

Предшествующий период

Отчетный период

план факт
1 2 3 4
Общее количество отправленных вагонов, в т.ч. 100,0 100,0 100,0
Доля транзитных вагонов без переработки 25,7 25,6 26,9
Доля транзитных вагонов с переработкой 73,9 74,0 72,8
Доля местных вагонов 0,4 0,4 0,3

 

В структуре отправленных вагонов на станции наибольший удельный вес занимают транзитные вагоны с переработкой – 72,8%. По сравнению с планом и фактом предшествующего периода произошло небольшое увеличение доли транзитных вагонов без переработки и снижение удельного веса транзитных вагонов с переработкой и местных вагонов.

Анализ качественных показателей эксплуатационной работы включает анализ и оценку следующих показателей:

- скорость движения поездов (км/ч);

- оборот вагона (сут.);

- среднесуточный пробег вагона (км);

- среднесуточная производительность вагона (т-км нетто/ваг.);

- статическая и динамическая нагрузки на вагон (т);

- среднесуточный пробег локомотивов (км);

- средний вес поезда брутто (т);

- среднесуточная производительность локомотива (т-км брутто/лок.).

Пример анализа качественных показателей работы железнодорожной станции представлен в таблице 9.8.

Таблица 9.8

Анализ качественных показателей работы железнодорожной станции (данные условные)

Показатели

Ед.

изм.

Предшест-вующий

период

Отчетный период

Отклонение к плану

Отклонение к факту предшествующего периода

план факт +/- % +/- %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Статичес-кая нагрузка т/1 ваг. 51,4 43,3 43,7 0,4 100,85 -7,8 84,9
Простой транзитного вагона с перерабо-ткой час. 11,11 10,9 10,74 -0,16 98,53 -0,37 96,7
Простой транзитного вагона без перерабо-тки час. 1,14 1,13 1,09 -0,04 96,46 -0,05 95,6
Простой вагона под одной грузовой операцией час. 18,55 18,3 18 -0,3 98,36 -0,55 97,0
Выполне-ние графика движения грузовых поездов по просле-дованию % 101,7 - 103,8 - - 2,1 102,1
Производи-тельность маневро-вого локомотива ваг. / лок. час 233 199 229 30 115,08 -4 98,3

 

Данные таблицы 9.8 свидетельствуют о перевыполнении плана по показателю статическая нагрузка на 0,4 т/ваг или на 0,85%. План по показателю производительность маневрового локомотива перевыполнен на 30 ваг/лок-час или на 15,08%. Анализ выполнения плана по показателям простоя вагонов свидетельствует о снижении простоя:

- транзитного вагона с переработкой на 0,16 часа или на 1,47%;

- транзитного вагона без переработки на 0,04 часа или на 3,54%;

- вагона под одной грузовой операцией на 0,3 часа или на 1,64%.

Процент выполнения графика движения грузовых поездов по проследованию в отчетном году составил 103,8%, что выше аналогичного показателя предшествующего периода на 2,1%.

По сравнению с предшествующим периодом произошло улучшение показателей простоя вагонов, при одновременном снижении показателей статической нагрузки и производительности маневрового локомотива.

В анализе производственно-хозяйственной деятельности железнодорожной станции должен быть проведен расчет комплексного простоя вагонов на станции, его составляющих в целом и по основным технологическим операциям. Комплексный простой вагона рассчитывается как средневзвешенная величина всех видов простоя вагона на станции – транзитных с переработкой, транзитных без переработки и местных.

С целью более определенной локализации узких мест в работе станции предусматривается анализ расчетного простоя, то есть выявление изменения простоя по сравнению с технологическими нормами и в динамике, отдельно в парках прибытия, отправления, под накоплением.

Средний простой вагона на станции рассчитывается по формуле:

tср = tс/п. jс/п + tб/п . jб/п + tм . jм ,

где tс/п, tб/п, tм – простой транзитного вагона с переработкой, транзитного вагона без переработки и местного вагона, ч.;

jс/п, jб/п, jм – структура отправленных вагонов транзитных с переработкой, транзитных без переработки и местных вагонов, %, может быть рассчитана по данным таблицы 9.7.

В структуре отправления вагонов наибольшую долю (72,8%) занимают транзитные вагоны с переработкой. Норму времени нахождения транзитного вагона с переработкой определяют в целом по станции и с разделением по элементам: время нахождения в парке прибытия; на расформировании; время нахождения в сортировочном парке под накоплением; время нахождения в парке отправления. Пример анализа простоя транзитного вагона с переработкой приведен в табл. 9.9.


Таблица 9.9

Анализ простоя транзитного вагона с переработкой, час. (данные условные)

Показатели

Предшест-вующий период

Отчетный период

Отклонение к плану

Отклонение к факту предшествующего периода

план факт +/- % +/- %
Общий простой транзитного вагона с переработкой в том числе: 8,5 8,95 10,35 + 1,4 115,6 + 1,85 121,8
до расформирования: 0,9 1,17 1,36 + 0,19 116,2 + 0,46 151,1
в ожидании обработки 0,1 0 0,23 + 0,23 - + 0,13 230,0
обработка по прибытию 0,5 0,6 0,62 + 0,02 103,3 + 0,12 124,0
в ожидании расформирования 0,3 0,57 0,51 - 0,06 89,5 + 0,21 170,0
расформирование на горке 0,2 0,3 0,2 - 0,1 66,7 0 100,0
сортировочный парк: 5,3 5,42 5,89 + 0,47 108,7 + 0,59 111,1
накопление 4,5 4,82 3,79 -1,03 78,6 - 0,71 84,2
ожидание перестановки 0,2 0 1,89 + 1,89 - + 1,69 945,0
формирование 0,6 0,6 0,3 - 0,3 50,0 - 0,3 50,0
парк отправления 2,1 2,06 2,9 + 0,84 140,8 + 0,8 138,0
ожидание обработки 0 0 0,09 + 0,09 - + 0,09  
обработка 1,0 1,0 0,8 - 0,2 80,0 - 0,2 80,0
ожидание локомотива 0,5 0 1,51 + 1,51 - + 1,01 302,0
ожидание отправления 0,6 1,06 0,5 - 0,56 47,2 - 0,1 83,3

 

Общее время нахождения транзитного вагона с переработкой равно сумме времени, затрачиваемого на технологические операции и межоперационный простой:

tпер = tпп + tрасф + tсп + tпо

За предыдущий период: tпер = 0,9 + 0,2 + 5,3 + 2,1 = 8,5 (ч.)

За отчетный (план): tпер = 1,17 + 0,3 + 5,42 + 2,06 = 8,95 (ч.)

За отчетный (отчет): tпер = 1,36 + 0,2 + 5,89 + 2,9 = 10,35 (ч.)

Анализ простоя транзитного вагона с переработкой позволяет установить влияние составляющих факторов. Так, в нашем примере, наибольшее время вагон на станции находится под накоплением (3,79 часа из 10,35 ч), что составляет 36,6% от общего времени. Приведенные данные свидетельствуют о том, что простой вагона с переработкой увеличился на 1,4 ч по сравнению с планом, с отчетом предыдущего периода - на 1,85 ч. Наибольший рост времени простоя вагонов наблюдается в парке отправления на 0,84 ч по сравнению с планом, и на 0,8 ч по сравнению с предшествующим периодом, что обусловлено увеличением времени ожидания локомотива. В тоже время следует отметить сокращение времени простоя транзитного вагона с переработкой по отдельным элементам. Сокращение времени простоя вагонов наблюдается в парке приема в ожидании расформирования на 0,06 ч. по сравнению с планом отчетного периода. Снизилось время расформирования на 0,1 ч. по сравнению с планом отчетного периода и осталось на прежнем уровне по сравнению с фактом предыдущего периода. Сократилось время формирования на 0,3 ч по сравнению с планом отчетного периода и фактом предшествующего периода. Сократилось также время обработки по отправлению на 0,2 ч по сравнению с планом отчетного периода и фактом предшествующего периода. Снизилось время ожидания отправления на 0,56 ч по сравнению с планом отчетного периода и на 0,1 ч по сравнению с фактом предшествующего периода.

При проведении анализа объемных и качественных показателей эксплуатационной работы широко используются методы факторного анализа (в том числе методы элиминирования).

Приведем пример факторного анализа количества погруженных вагонов :

Графическая схема взаимосвязи объема погрузки в вагонах с факторами, определяющими его величину представлена на рисунке 9.3.

 

 

 


Рисунок 9.3 – Графическая схема взаимосвязи факторов и субфакторов с результативным показателем Vпогр

 

Количество погруженных вагонов зависит от объема погрузки в тоннах, и средней статической нагрузки на вагон, что выражается следующей аналитической формулой:

где Vn огр – объем погрузки в вагонах;

– объем погрузки в тоннах;

средняя статическая нагрузка на вагон, т/вагон.

 

В свою очередь средняя статическая нагрузка на вагон зависит от структуры породовой погрузки и статических нагрузок на вагон по каждому роду груза, т. е.:

где структура породовой погрузки;

Рст. iстатические нагрузки на вагон по каждому i-му роду груза;

И ni – количество вагонов, поданных под погрузку i-го рода груза;

И n – общее количество вагонов, поданных под погрузку.

 

Используя данные таблиц 9.5 и 9.8. определим изменение объема погруженных вагонов в отчетном году по сравнению с предыдущим за счет изменения таких факторов, как объем погрузки в тоннах и средняя статическая нагрузка на вагон, применив метод цепных подстановок:

1. Определим влияние изменения объема погрузки в тоннах на количество погруженных вагонов:

,

вагонов

2. Определим влияние изменения средней статической нагрузки на количество погруженных вагонов:

вагонов

3. Проведем проверку выполненных расчетов, используя балансовый

метод:

Суммарное влияние факторов на изменение количества погруженных вагонов составит:

вагонов,

что соответствует абсолютному изменению результата:

ΔV погр = V погр(факт) – V погр(баз) = 4239 – 4745 = –506 (вагонов).

т.е. расчеты выполнены правильно.

Вывод. Количество погруженных вагонов в отчетном периоде по сравнению с предшествующим уменьшилось на 506 вагонов, в том числе за счет снижения погрузки в тоннах на 1145 вагонов; снижение же средней статической нагрузки увеличило количество погруженных вагонов на 639 единиц.

Определим влияние факторов на снижение средней статической нагрузки на вагон. Расчеты произведем в таблице 9.9.

Таблица 9.9

Исходные данные для определения влияния факторов на снижение средней статической нагрузки на вагон (данные условные)

Род груза % %
уголь 26,0 23,8 62 60 16,1 14,3 14,8
нефть 13,8 13,2 44 39 6,1 5,1 5,8
хлебные 8,8 7,9 48 40 4,2 3,2 3,8
лесные 9,1 12,7 47 39 4,3 5,0 6,0
прочие 42,3 42,4 49 38 20,7 16,1 20,8
Итого 100 100 - - 51,4 43,7 51,1

 

Определим влияние изменения структуры погрузки на среднюю статическую нагрузку:

,                    т/вагон

Определим влияние изменения статической нагрузки на вагон по каждому роду груза на среднюю статическую нагрузку:

,                т/вагон

Балансовая проверка:

т/вагон.

Вывод. Средняя статическая нагрузка в отчетном периоде по сравнению с предшествующим уменьшилась на 7,8 т/вагон, в том числе за счет:

- изменений в структуре погрузки по родам грузов на 0,3 т/вагон;

- уменьшения статических нагрузок по каждому из родов грузов на 7,5 т/вагон, что обеспечило 96% снижения средней статической нагрузки.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 539.