При анализе объемных показателей эксплуатационной работы (количество погруженного и выгруженного груза (в тоннах и вагонах), грузооборот, пробеги вагонов и локомотивов, пробеги поездов, грузонапряженность, количество перевезенных пассажиров; пассажирооборот и др.) используют метод сравнения фактических и плановых показателей, а также фактических показателей отчетного и предшествующего периода.
Пример оценки степени выполнения плана по объемным показателям грузовой работы железнодорожной станции представлен в таблице 9.5 (данные условные).
Таблица 9.5
Анализ объемных показателей грузовой работы железнодорожной станции (данные условные)
Показа-тели | Ед. изм. | Пред-ше-ствую-щий период | Отчетный период | Отклонение к плану | Отклонение к факту предшествующего периода | |||
план | факт | +/- | % | +/- | % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Погрузка | ваг | 4840 | 4338 | 4409 | 71 | 101,6 | -431 | 91,1 |
тыс. т | 248,8 | 187,8 | 192,5 | 4,7 | 102,5 | -56,3 | 77,4 | |
Выгрузка | ваг | 4840 | 3679 | 3708 | 29 | 100,8 | -1132 | 76,6 |
тыс. т | 249,8 | 184 | 190,4 | 6,4 | 103,5 | -59,4 | 76,2 | |
Итого объем грузовой работы: | ваг | 9680 | 8017 | 8117 | 100 | 101,2 | -1563 | 83,9 |
тыс. т | 498,6 | 371,8 | 382,9 | 11,1 | 103,0 | -115,7 | 76,8 |
Сначала определяем абсолютное отклонение фактических показателей от плановых:
ст.6 = ст.5 – ст. 4.
Затем оцениваем степень выполнения плана:
ст.7 = (ст.5 : ст.4)×100%.
План по общему объему грузовой работы станции в вагонах был выполнен на 101,2%, в тоннах на 103%. В том числе: план погрузки в вагонах перевыполнен на 71 вагон или на 1,6%, в тоннах на 4,7 тыс. т или на 2,5%; план выгрузки в вагонах перевыполнен на 29 вагонов или на 0,8%, в тоннах – на 6,4 тыс. т или на 3,5%.
Далее определяем абсолютное отклонение фактических показателей отчетного периода от фактических показателей предшествующего периода:
ст.8 = ст.5 – ст.3.
Определяем темп роста фактических показателей по сравнению с предшествующим периодом:
ст.9 = (ст.5 : ст.3)×100%.
По сравнению с предыдущим периодом общий объем грузовой работы в вагонах снизился на 1563 вагона на 16,1%, а в тоннах на 115,7 тыс. т или на 23,2%. В том числе: объем погрузки в вагонах упал на 431 вагон или на 8,9%, в тоннах – на 56,3 тыс. т или на 22,6%; объем выгрузки в вагонах уменьшился на 1132 вагона или на 23,4%, в тоннах – на 59,4 тыс. т или на 23,8%.
При анализе работы станции помимо оценки грузовой работы проводят оценку объема технической работы, включающую анализ следующих показателей: среднесуточный вагонооборот станции; отправление вагонов с подразделением на транзитные с переработкой, без переработки и местные; рабочий парк вагонов; число маневровых локомотивов. (табл. 9.6).
Таблица 9.6
Анализ объема технической работы станции (данные условные)
Показатели | Предше-ствую-щий период | Отчетный период | Отклонение к плану | Отклонение к факту предшествующего периода | |||
план | факт | +/- | % | +/- | % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Среднесу-точный вагоно-оборот, ваг. | 12602 | 10876 | 11463 | 587 | 105,4 | -1139 | 91,0 |
Общее отправление вагонов, тыс. ваг., в том числе: | 2277,1 | 1984,9 | 2059,7 | 74,8 | 103,8 | -217,4 | 90,5 |
транзитные без переработки, тыс. ваг. | 586 | 508,4 | 553 | 44,6 | 108,8 | -33 | 94,4 |
транзитные с переработкой, тыс. ваг. | 1682,8 | 1469,4 | 1499,5 | 30,1 | 102,0 | -183,3 | 89,1 |
местные, тыс. ваг. | 8,3 | 7,1 | 7,2 | 0,1 | 101,4 | -1,1 | 86,7 |
Рабочий парк, ваг. | 884 | 816 | 870 | 54 | 106,6 | -14 | 98,4 |
Среднесуточный вагонооборот станции составил 11463 вагона, что выше запланированного значения на 587 вагонов или на 5,4%.
По сравнению с предшествующим периодом произошло снижение среднесуточного вагонооборота станции на 1139 вагонов, темп снижения составил 9%.
План отправления вагонов на станции перевыполнен на 74,8 тыс. вагонов или на 3,8%, в том числе за счет перевыполнения плана по отправлению транзитных вагонов без переработки - на 44,6 тыс. вагонов, транзитных вагонов с переработкой – на 30,1 тыс. вагонов и местных вагонов – на 0,1 тыс. вагонов.
По сравнению с предыдущим периодом количество отправленных вагонов на станции уменьшилось на 217,4 тыс. вагонов или на 9,5%, в том числе: транзитных вагонов с переработкой – на 183,3 тыс. вагонов (темп снижения – 10,9%); без переработки – на 33 тыс. вагонов (темп снижения – 5,6%); местных вагонов – на 1,1 тыс. вагонов (темп снижения – 13,3%).
Следует отметить, что наибольшее влияние на снижение количества отправленных вагонов оказало снижение числа транзитных вагонов с переработкой.
В процессе анализа объема отправленных вагонов на станции, необходимо оценить их структуру (табл. 9.7).
Таблица 9.7
Структура отправления вагонов, % (данные условные)
Показатели | Предшествующий период | Отчетный период | |
план | факт | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Общее количество отправленных вагонов, в т.ч. | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Доля транзитных вагонов без переработки | 25,7 | 25,6 | 26,9 |
Доля транзитных вагонов с переработкой | 73,9 | 74,0 | 72,8 |
Доля местных вагонов | 0,4 | 0,4 | 0,3 |
В структуре отправленных вагонов на станции наибольший удельный вес занимают транзитные вагоны с переработкой – 72,8%. По сравнению с планом и фактом предшествующего периода произошло небольшое увеличение доли транзитных вагонов без переработки и снижение удельного веса транзитных вагонов с переработкой и местных вагонов.
Анализ качественных показателей эксплуатационной работы включает анализ и оценку следующих показателей:
- скорость движения поездов (км/ч);
- оборот вагона (сут.);
- среднесуточный пробег вагона (км);
- среднесуточная производительность вагона (т-км нетто/ваг.);
- статическая и динамическая нагрузки на вагон (т);
- среднесуточный пробег локомотивов (км);
- средний вес поезда брутто (т);
- среднесуточная производительность локомотива (т-км брутто/лок.).
Пример анализа качественных показателей работы железнодорожной станции представлен в таблице 9.8.
Таблица 9.8
Анализ качественных показателей работы железнодорожной станции (данные условные)
Показатели | Ед. изм. | Предшест-вующий период | Отчетный период | Отклонение к плану | Отклонение к факту предшествующего периода | |||
план | факт | +/- | % | +/- | % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Статичес-кая нагрузка | т/1 ваг. | 51,4 | 43,3 | 43,7 | 0,4 | 100,85 | -7,8 | 84,9 |
Простой транзитного вагона с перерабо-ткой | час. | 11,11 | 10,9 | 10,74 | -0,16 | 98,53 | -0,37 | 96,7 |
Простой транзитного вагона без перерабо-тки | час. | 1,14 | 1,13 | 1,09 | -0,04 | 96,46 | -0,05 | 95,6 |
Простой вагона под одной грузовой операцией | час. | 18,55 | 18,3 | 18 | -0,3 | 98,36 | -0,55 | 97,0 |
Выполне-ние графика движения грузовых поездов по просле-дованию | % | 101,7 | - | 103,8 | - | - | 2,1 | 102,1 |
Производи-тельность маневро-вого локомотива | ваг. / лок. час | 233 | 199 | 229 | 30 | 115,08 | -4 | 98,3 |
Данные таблицы 9.8 свидетельствуют о перевыполнении плана по показателю статическая нагрузка на 0,4 т/ваг или на 0,85%. План по показателю производительность маневрового локомотива перевыполнен на 30 ваг/лок-час или на 15,08%. Анализ выполнения плана по показателям простоя вагонов свидетельствует о снижении простоя:
- транзитного вагона с переработкой на 0,16 часа или на 1,47%;
- транзитного вагона без переработки на 0,04 часа или на 3,54%;
- вагона под одной грузовой операцией на 0,3 часа или на 1,64%.
Процент выполнения графика движения грузовых поездов по проследованию в отчетном году составил 103,8%, что выше аналогичного показателя предшествующего периода на 2,1%.
По сравнению с предшествующим периодом произошло улучшение показателей простоя вагонов, при одновременном снижении показателей статической нагрузки и производительности маневрового локомотива.
В анализе производственно-хозяйственной деятельности железнодорожной станции должен быть проведен расчет комплексного простоя вагонов на станции, его составляющих в целом и по основным технологическим операциям. Комплексный простой вагона рассчитывается как средневзвешенная величина всех видов простоя вагона на станции – транзитных с переработкой, транзитных без переработки и местных.
С целью более определенной локализации узких мест в работе станции предусматривается анализ расчетного простоя, то есть выявление изменения простоя по сравнению с технологическими нормами и в динамике, отдельно в парках прибытия, отправления, под накоплением.
Средний простой вагона на станции рассчитывается по формуле:
tср = tс/п. jс/п + tб/п . jб/п + tм . jм ,
где tс/п, tб/п, tм – простой транзитного вагона с переработкой, транзитного вагона без переработки и местного вагона, ч.;
jс/п, jб/п, jм – структура отправленных вагонов транзитных с переработкой, транзитных без переработки и местных вагонов, %, может быть рассчитана по данным таблицы 9.7.
В структуре отправления вагонов наибольшую долю (72,8%) занимают транзитные вагоны с переработкой. Норму времени нахождения транзитного вагона с переработкой определяют в целом по станции и с разделением по элементам: время нахождения в парке прибытия; на расформировании; время нахождения в сортировочном парке под накоплением; время нахождения в парке отправления. Пример анализа простоя транзитного вагона с переработкой приведен в табл. 9.9.
Таблица 9.9
Анализ простоя транзитного вагона с переработкой, час. (данные условные)
Показатели | Предшест-вующий период | Отчетный период | Отклонение к плану | Отклонение к факту предшествующего периода | |||
план | факт | +/- | % | +/- | % | ||
Общий простой транзитного вагона с переработкой в том числе: | 8,5 | 8,95 | 10,35 | + 1,4 | 115,6 | + 1,85 | 121,8 |
до расформирования: | 0,9 | 1,17 | 1,36 | + 0,19 | 116,2 | + 0,46 | 151,1 |
в ожидании обработки | 0,1 | 0 | 0,23 | + 0,23 | - | + 0,13 | 230,0 |
обработка по прибытию | 0,5 | 0,6 | 0,62 | + 0,02 | 103,3 | + 0,12 | 124,0 |
в ожидании расформирования | 0,3 | 0,57 | 0,51 | - 0,06 | 89,5 | + 0,21 | 170,0 |
расформирование на горке | 0,2 | 0,3 | 0,2 | - 0,1 | 66,7 | 0 | 100,0 |
сортировочный парк: | 5,3 | 5,42 | 5,89 | + 0,47 | 108,7 | + 0,59 | 111,1 |
накопление | 4,5 | 4,82 | 3,79 | -1,03 | 78,6 | - 0,71 | 84,2 |
ожидание перестановки | 0,2 | 0 | 1,89 | + 1,89 | - | + 1,69 | 945,0 |
формирование | 0,6 | 0,6 | 0,3 | - 0,3 | 50,0 | - 0,3 | 50,0 |
парк отправления | 2,1 | 2,06 | 2,9 | + 0,84 | 140,8 | + 0,8 | 138,0 |
ожидание обработки | 0 | 0 | 0,09 | + 0,09 | - | + 0,09 | |
обработка | 1,0 | 1,0 | 0,8 | - 0,2 | 80,0 | - 0,2 | 80,0 |
ожидание локомотива | 0,5 | 0 | 1,51 | + 1,51 | - | + 1,01 | 302,0 |
ожидание отправления | 0,6 | 1,06 | 0,5 | - 0,56 | 47,2 | - 0,1 | 83,3 |
Общее время нахождения транзитного вагона с переработкой равно сумме времени, затрачиваемого на технологические операции и межоперационный простой:
tпер = tпп + tрасф + tсп + tпо
За предыдущий период: tпер = 0,9 + 0,2 + 5,3 + 2,1 = 8,5 (ч.)
За отчетный (план): tпер = 1,17 + 0,3 + 5,42 + 2,06 = 8,95 (ч.)
За отчетный (отчет): tпер = 1,36 + 0,2 + 5,89 + 2,9 = 10,35 (ч.)
Анализ простоя транзитного вагона с переработкой позволяет установить влияние составляющих факторов. Так, в нашем примере, наибольшее время вагон на станции находится под накоплением (3,79 часа из 10,35 ч), что составляет 36,6% от общего времени. Приведенные данные свидетельствуют о том, что простой вагона с переработкой увеличился на 1,4 ч по сравнению с планом, с отчетом предыдущего периода - на 1,85 ч. Наибольший рост времени простоя вагонов наблюдается в парке отправления на 0,84 ч по сравнению с планом, и на 0,8 ч по сравнению с предшествующим периодом, что обусловлено увеличением времени ожидания локомотива. В тоже время следует отметить сокращение времени простоя транзитного вагона с переработкой по отдельным элементам. Сокращение времени простоя вагонов наблюдается в парке приема в ожидании расформирования на 0,06 ч. по сравнению с планом отчетного периода. Снизилось время расформирования на 0,1 ч. по сравнению с планом отчетного периода и осталось на прежнем уровне по сравнению с фактом предыдущего периода. Сократилось время формирования на 0,3 ч по сравнению с планом отчетного периода и фактом предшествующего периода. Сократилось также время обработки по отправлению на 0,2 ч по сравнению с планом отчетного периода и фактом предшествующего периода. Снизилось время ожидания отправления на 0,56 ч по сравнению с планом отчетного периода и на 0,1 ч по сравнению с фактом предшествующего периода.
При проведении анализа объемных и качественных показателей эксплуатационной работы широко используются методы факторного анализа (в том числе методы элиминирования).
Приведем пример факторного анализа количества погруженных вагонов :
Графическая схема взаимосвязи объема погрузки в вагонах с факторами, определяющими его величину представлена на рисунке 9.3.
Рисунок 9.3 – Графическая схема взаимосвязи факторов и субфакторов с результативным показателем Vпогр
Количество погруженных вагонов зависит от объема погрузки в тоннах, и средней статической нагрузки на вагон, что выражается следующей аналитической формулой:
где Vn огр – объем погрузки в вагонах;
– объем погрузки в тоннах;
– средняя статическая нагрузка на вагон, т/вагон.
В свою очередь средняя статическая нагрузка на вагон зависит от структуры породовой погрузки и статических нагрузок на вагон по каждому роду груза, т. е.:
где – структура породовой погрузки;
Рст. i – статические нагрузки на вагон по каждому i-му роду груза;
И ni – количество вагонов, поданных под погрузку i-го рода груза;
И n – общее количество вагонов, поданных под погрузку.
Используя данные таблиц 9.5 и 9.8. определим изменение объема погруженных вагонов в отчетном году по сравнению с предыдущим за счет изменения таких факторов, как объем погрузки в тоннах и средняя статическая нагрузка на вагон, применив метод цепных подстановок:
1. Определим влияние изменения объема погрузки в тоннах на количество погруженных вагонов:
,
вагонов
2. Определим влияние изменения средней статической нагрузки на количество погруженных вагонов:
вагонов
3. Проведем проверку выполненных расчетов, используя балансовый
метод:
Суммарное влияние факторов на изменение количества погруженных вагонов составит:
вагонов,
что соответствует абсолютному изменению результата:
ΔV погр = V погр(факт) – V погр(баз) = 4239 – 4745 = –506 (вагонов).
т.е. расчеты выполнены правильно.
Вывод. Количество погруженных вагонов в отчетном периоде по сравнению с предшествующим уменьшилось на 506 вагонов, в том числе за счет снижения погрузки в тоннах на 1145 вагонов; снижение же средней статической нагрузки увеличило количество погруженных вагонов на 639 единиц.
Определим влияние факторов на снижение средней статической нагрузки на вагон. Расчеты произведем в таблице 9.9.
Таблица 9.9
Исходные данные для определения влияния факторов на снижение средней статической нагрузки на вагон (данные условные)
Род груза | % | % | |||||
уголь | 26,0 | 23,8 | 62 | 60 | 16,1 | 14,3 | 14,8 |
нефть | 13,8 | 13,2 | 44 | 39 | 6,1 | 5,1 | 5,8 |
хлебные | 8,8 | 7,9 | 48 | 40 | 4,2 | 3,2 | 3,8 |
лесные | 9,1 | 12,7 | 47 | 39 | 4,3 | 5,0 | 6,0 |
прочие | 42,3 | 42,4 | 49 | 38 | 20,7 | 16,1 | 20,8 |
Итого | 100 | 100 | - | - | 51,4 | 43,7 | 51,1 |
Определим влияние изменения структуры погрузки на среднюю статическую нагрузку:
, т/вагон
Определим влияние изменения статической нагрузки на вагон по каждому роду груза на среднюю статическую нагрузку:
, т/вагон
Балансовая проверка:
т/вагон.
Вывод. Средняя статическая нагрузка в отчетном периоде по сравнению с предшествующим уменьшилась на 7,8 т/вагон, в том числе за счет:
- изменений в структуре погрузки по родам грузов на 0,3 т/вагон;
- уменьшения статических нагрузок по каждому из родов грузов на 7,5 т/вагон, что обеспечило 96% снижения средней статической нагрузки.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 610.