Качественные показатели эксплуатационной работы влияют на величину текущих расходов производственных подразделений ОАО «РЖД» через изменение объемов эксплуатационной работы, требуемой для осуществления неизменного объема перевозок. Таким образом, необходимость в экономической оценке изменения качественных показателей эксплуатационной работы может возникать в следующих случаях:
- в процессе разработки бюджетов производственных подразделений и компании в целом корректируются плановые значения расходов по перевозочным видам деятельности с учетом качества эксплуатационной работы;
- в процессе анализа исполнения бюджетов производственных подразделений и компании в целом; при этом оценивается влияние качества работы производственных подразделений на экономические результаты;
- для оценки эффективности мероприятий, направленных на повышение качества эксплуатационной работы.
Расчеты по определению изменения расходов по перевозочным видам деятельности под влиянием качественных показателей эксплуатационной работы могут проводиться с использованием как единичных, так и укрупненных расходных ставок.
При применении единичных расходных ставок представленные в таблицах 8.1 – 8.3 формулы зависимости измерителей эксплуатационной работы от качественных показателей использования подвижного состава (в грузовом движении: массы поезда брутто, участковой скорости, коэффициента вспомогательного пробега локомотивов; в пассажирском движении: населенности вагона, составности поезда, участковой скорости) могут быть использованы в процессе пересчета размеров зависящих расходов под влиянием качества эксплуатационной работы. Расчеты могут проводиться как по каждому показателю в отдельности, так и с учетом одновременного изменения нескольких показателей. Для оценки влияния качества эксплуатационной работы на величину зависящих расходов в соответствующей таблице пересчитываются величины только тех измерителей, на величину которых оказывают влияние изменяющиеся качественные показатели, и определяется новая величина связанных с измерителями расходов; расходы, связанные с неизменными измерителями, также остаются неизменными. Экономия (перерасход) рассчитывается путем сопоставления зависящих расходов, исчисленных при исходных и новых величинах качественных показателей. При проведении расчетов необходимо учесть взаимосвязи эксплуатационных измерителей.
С целью сокращения объемов проводимых расчетов в процессе моделирования поведения затрат, могут быть получены формулы зависимости расходов от отдельных качественных показателей использования подвижного состава, перечисленных выше. Для получения формулы зависимости анализируемый показатель принимается за переменную величину, а все остальные – считаются неизменными и принимаются средними для компании, региона (железной дороги). Расходы, связанные с каждым измерителем, определяются в соответствии с приведенными в таблицах формулами, при этом устанавливается зависимость каждой группы зависящих расходов от анализируемого качественного показателя. В результате суммирования всех групп расходов выводится формула зависимости зависящих расходов от данного показателя использования подвижного состава. Подробно методика определения формул зависимости затрат и себестоимости от качественных показателей использования подвижного состава по видам перевозок, типам тяги, вариантам анализа с учетом особенностей условий перевозок изложена в [1][2].
Наличие информации о доле зависящих расходов на уровне ОАО «РЖД» и железных дорог (регионов) позволит определить себестоимость перевозок и ее динамику при изменении качественных показателей эксплуатационной работы.
Расчет себестоимости также производится по форме таблиц 8.1 – 8.3.
Величина условно-постоянных расходов (Руп) определяется по формуле:
где Рзав – величина зависящих расходов, млрд. руб.
Себестоимость (C) рассчитывается по формуле:
C = (Рзав + Руп)*10/SPl, руб./10ткм.,
либо C = (Рзав + Руп)*10/SПl, руб./10пкм.
Таким образом, на уровне ОАО «РЖД» и железных дорог (регионов) возможна оценка влияния качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость перевозок. Методика выполнения расчетов аналогична приведенной для оценки влияния качества эксплуатационной работы на размеры зависящих расходов, однако расчеты дополняются определением новой величины себестоимости. С этой целью полученная после пересчета сумма зависящих расходов складывается с условно-постоянными расходами, величина которых остается неизменной. Далее себестоимость рассчитывается по приведенной выше формуле.
Аналогичный подход применяется и для получения формул зависимости себестоимости перевозок от отдельных качественных показателей использования подвижного состава.
Таблица 8.1.
Калькуляционная таблица определения себестоимости грузовых перевозок по ОАО «РЖД», железной дороге
Калькуляционные измерители | Расходная ставка, руб. | Формула расчета измерителя | Величина расходов |
вагоно-км вагонов, курсирующих в грузовом движении ånSсоб | еnSсоб | ånSсоб = åPlнтсоб *(1+a) / pдин, где åPlнтсоб – объем перевозок грузов в собственных и арендованных вагонах, ткм; pдин - динамическая нагрузка вагона рабочего парка, т; a – коэффициент, характеризующий отношение порожнего пробега вагонов к груженому. | еnSсоб * ånSсоб |
локомотиво-км åMS | еMS | åPlбр в = åPlнт + ånS * qт åNS = åPlбр / Qбр å МS = å NS * (1+bобщ), где qт – вес тары вагона, т.; Qбр – масса поезда брутто, т.; bобщ – коэффициент общего вспомогательного пробега локомотивов. | еMS * åМS |
локомотиво-часы åMH | еMH | å МSл = åNS * (1+bл) å МH = (åNS * (1+bл) * 24)/ Sл, где bл – коэффициент линейного вспомогательного пробега локомотивов, Sл – среднесуточный пробег локомотива, км. | еMH * åМH |
бригадо-часы локомотивных бригад åМhбр | еMhбр | å Мhбр = (å NS*(1+bобщ) * Kбр)/ Vуч, где Vуч – участковая скорость в грузовом движении, км/ч.; Kбр – коэффициент, учитывающий дополнительное время работы локомотивных бригад. | еMhбр * åМhбр |
т-км брутто вагонов и локомотивов åPlбр | еPlбр | åPlбр = åPlбр в + åМSл*Pл, где Pл – масса локомотива, т. | еPlбр * åPlбр |
расход топлива (электроэнергии) åВ (åА) | еВ (еА) | åВ (åА) = åPlбр в * aэ(bт) / 10000, где aэ(bт) – норма расхода электроэнергии (топлива) на 10000 ткм. бр. | еВ * åВ (еА * åА) |
маневровые локомотиво-часы åМHман | еМHман | åМHман = ånS * Hм / 1000, где Hм – норма расхода маневровых часов на 1000 вагоно-км | еМHман * åМHман |
количество отправленных вагонов ånо | en | å nо = ånS*γ* / lср, где lср - средняя дальность пробега 1т груза, км.; γ – доля грузов, отправленных с данной железной дороги. | en * ånо |
количество грузовых отправок åО | еО | åО = åPlнт*γ* / (lср * pо), где pо – вес одной отправки, т. | еО * åО |
часы занятия 1 км станционных путей | еHст | Hст = lваг*0,001*ånS * tст / 1000, где tст – удельный простой вагонов на станциях в расчете на 1000 вагоно-км, ч.; lваг – средняя длина грузового вагона, м. | еHст * Hст |
Итого зависящих расходов | Ез = å Езi | ||
Итого условно-постоянных расходов | Еуп | ||
себестоимость, руб/10ткм | С = (Ез + Еуп)*10/ åPlнт |
Таблица 8.2.
Калькуляционная таблица определения себестоимости пассажирских перевозок по ОАО «РЖД», железной дороге
Калькуляционные измерители | Расходная ставка, руб. | Формула расчета измерителя | Величина расходов |
вагоно-км ånS | еnS | ånS = åПl / pн, где åПl – объем перевозок пассажиров, пасс-км.; pн - населенность пасс.вагона, чел. | еnS * ånS |
вагоно-часы ånH | еnH | ånH = ånS *24 / Sв | еnH * ånH |
Вагоно-часы в движении ånHдв | еnHдв | ånHдв = å nS / Vм, где Vм - маршрутная скорость пасс.поезда, км/ч. | еnHдв * ånHдв |
локомотиво-км åMS | еMS | åNS = ånS / m, где m - состав поезда, ваг åМS = åNS * (1+bобщ). | еMS * åМS |
локомотиво-часы åMH | еMH | åМSл = åNS * (1+bл), åМH = åМSл * 24 / Sл. | еMH * åМH |
бригадо-часы локомотивных бригад åМhбр | еMh | åМhбр = å МSл * Kбр/ Vуч. | еMh * åМhбр |
т-км брутто вагонов и локомотивов åPlбр | еPlбр | åPlбр = åPlбр в + åМSл*Pл = qбр*ånS + åМSл*Pл = (qт +0,1*pн)*ånS + åМSл*Pл | еPlбр * åPlбр |
расход топлива (электроэнергии) åВ (åА) | еВ (еА) | åА(åВ) = åPlбр в * aэ(bт) / 10000, где aэ(bт) – норма расхода электроэнергии (топлива) на 10000 ткм бр. | еВ * åВ (еА * åА) |
маневровые локомотиво-часы åМHман | еМHман | åМHм = åNS * Hм / 1000, где Hм – норма расхода маневровых часов на 1000 поездо-км. | еМHм * åМHм |
количество отправленных пассажиров åPп | ePп | åPп = åПl / lп , где lп - средняя дальность поездки одного пассажира, км. | ePп * åPп |
часы занятия 1 км станционных путей | еHст | Hст = lваг*0,001*ånS * tст / 1000, где tст – удельный простой вагонов на станциях в расчете на 1000 вагоно-км, ч.; lваг – средняя длина пассажирского вагона, м. | еHст * Hс |
Итого зависящих расходов | Ез = å Езi | ||
Итого условно-постоянных расходов | Еуп | ||
себестоимость, руб/10пасс-км | С = (Ез + Еуп)*10/ åПl |
Таблица 8.3.
Калькуляционная таблица определения себестоимости перевозок в пригородном сообщении при использовании моторвагонного подвижного состава по ОАО «РЖД», железной дороге
Калькуляционные измерители | Расходная ставка, руб. | Формула расчета измерителя | Величина расходов |
секцие-км моторвагонного подвижного состава åMSс | еMSс | ånS = åПl / pн . åМSс = ånS / mс, где mс - состав секции, ваг. | еMSс * åМSс |
секцие-часы моторвагонного подвижного состава åMHс | еMHс | åМHс = åМSс / Vуч, где Vуч – участковая скорость пасс.поезда, км/ч. | еMHс * åМHс |
бригадо-часы локомотивных бригад моторвагонного подвижного состава åМhбр | еMh | åМhбр = (å МSс * Kбр)/ Vуч | еMh * åМhбр |
т-км брутто вагонов и локомотивов åPlбр | еPlбр | åPlбр = åМSс * (qт + 0,1*pн)* mс | еPlбр * åPlбр |
расход топлива (электроэнергии) åВ (åА) | еВ (еА) | åА(åВ) = åPlбр * aэ(bт) / 10000 | еВ * åВ (еА * åА) |
количество отправленных пассажиров åPп | ePп | åPп = åПl / lп | ePп * åPп |
часы занятия 1 км станционных путей | еHст | Hст = lваг*0,001* mс *åМSс * tст / 1000, где tст – удельный простой вагонов на станциях в расчете на 1000 вагоно-км, ч.; lваг – средняя длина пассажирского вагона, м. | еHст * Hс |
Итого зависящих расходов | Ез = å Езi | ||
Итого условно-постоянных расходов | Еуп | ||
себестоимость, руб/10пасс-км | С = (Ез + Еуп)*10/ åПl |
Однако нужно отметить, что применение укрупненных расходных ставок для экономической оценки изменения качества эксплуатационной работы сокращает количество вычислительных операций, при этом перечень рассчитываемых укрупненных расходных ставок является достаточным для экономической оценки изменения основных качественных показателей.
При применении метода укрупненных расходных ставок изменение расходов по перевозочным видам деятельности (DР) при изменении качественных показателей эксплуатационной работы определяется путем умножения изменения величины укрупненного измерителя (DИ) под влиянием изменения конкретного качественного показателя на соответствующую расходную ставку (eу.и.):
.
В таблице 8.4 приведены качественные показатели эксплуатационной работы, оценка изменения которых может быть проведена указанным выше способом.
Таблица 8.4.
Оценка влияния качественных показателей использования подвижного состава на текущие расходы ОАО «РЖД», железной дороги
Наименование показателя | Формула для оценки влияния изменения показателя на расходы | Условные обозначения |
Изменение средней массы грузового поезда | ∑Plбр*(1/Qбрф- 1/Qбрб) *eу.NSгр.Q | ∑Plбр – грузооборот брутто, ткм бр.; Qбрф, Qбрб – средняя масса поезда брутто, т., соответственно фактическая и базовая; eу.NSгр.Q – укрупненная расходная ставка на 1 поездо-километр (при изменении объема) |
Изменение участковой скорости движения поездов | ∑NSгр*(1/vуч.г.ф- 1/vуч.г.б) * eу.NHгр. | ∑NSгр – поездо-километры (по видам движения); vуч.г.ф, vуч.г.б – участковая скорость поезда в соответствующем виде движения, км/ч., соответственно фактическая и базовая; eу.NHгр. – укрупненная расходная ставка на 1 поездо-час в соответствующем виде движении |
Изменение среднего времени простоя поездного локомотива с бригадой | ∆∑MHпр.бр.* eу.MHпр.бр | ∆∑MHпр.бр. – изменение локомотиво-часов простоя локомотивов соответствующего типа с бригадой; eу.MHпр.бр – укрупненная расходная ставка на 1 час простоя локомотива соответствующего типа с бригадой |
Изменение среднего времени простоя поездного локомотива без бригады | ∆∑MHпр* eу.MH | ∆∑MHпр – изменение локомотиво-часов простоя локомотивов соответствующего типа без бригады; eу.MH. – укрупненная расходная ставка на 1 час простоя локомотива соответствующего типа без бригады |
Изменение процента одиночного пробега локомотивов | ∑NSгр*(βодф-βодб)/100 *eу.MSгр | βодф, βодб – процент одиночного пробега локомотивов по видам движения, соответственно фактический и базовый; eу.MSгр – укрупненная расходная ставка на 1 локомотиво-километр одиночного следования в соответствующем виде движения |
В некоторых случаях изменение качества эксплуатационной работы выражается в непосредственном изменении ее объемных показателей. Необходимость в экономической оценке соответствующего изменения объемных показателей эксплуатационной работы возникает:
- при реализации различных мероприятий по увеличению пропускной и провозной способности участков;
- оптимизации графиков движения поездов, анализе их выполнения;
- оптимизации суточных планов-графиков работы железнодорожных станций, анализе их выполнения;
- для определения размеров ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий и т.п.
Расчеты по определению изменения расходов по перевозочным видам деятельности под влиянием объемов эксплуатационной работы рекомендуется проводить с использованием укрупненных расходных ставок.
В таблице 8.5 приведены укрупненные измерители, оценка изменения которых может быть проведена указанным выше способом.
Таблица 8.5.
Оценка влияния величины отдельных укрупненных измерителей на текущие расходы ОАО «РЖД», железной дороги
Наименование показателя | Усл. обозн. | Формула для оценки влияния изменения показателя на расходы | Примечания |
Изменение пробега грузовых поездов (при направлении поездопотоков по более коротким или длинным направлениям) | ∆∑NSгр | ∆∑NSгр*eу.NSгр.o | Для оценки планового изменения графика движения поездов; исполнения графика движения поездов; ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий |
Изменение числа остановок грузовых поездов | ∆kост.гр. | ∆kост.гр.*eу.k | Для оценки планового изменения графика движения поездов; исполнения графика движения поездов |
Изменение вагоно-километров порожнего пробега | ∆∑nSпор | ∆∑nSпор*eу.1000nS/1000 | в процессе разработки и анализа исполнения бюджетов |
Изменение количества погруженных вагонов | ∆∑nпогр | ∆∑nпогр *eу.нко | в процессе разработки и анализа исполнения бюджетов |
Изменение пробега поездов в пригородном сообщении (при снятии или добавлении ниток графика) | ∆∑NSприг | ∆∑NSприг *eу.NSприг | в процессе разработки и анализа исполнения бюджетов |
Изменение числа остановок поездов в пригородном сообщении | ∆kост.приг. | ∆kост.приг.*eу.koст.приг. | |
Изменение поездо-часов простоя грузовых поездов на участках | ∆∑NHпр.гр. | ∆∑NHпр.гр.*eу.NHпр.гр. | Для оценки планового изменения графика движения поездов; исполнения графика движения поездов; ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий |
Изменение поездо-часов простоя поездов в пригородном сообщении на участках | ∆∑NHпр.приг. | ∆∑NHпр.приг.*eу.NHпр.приг. | Для оценки планового изменения графика движения поездов; исполнения графика движения поездов; ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий |
Изменение локомотиво-часов простоя одиночных локомотивов в грузовом движении с бригадой на участках | ∆∑MHпр.гр. | ∆∑MHпр.гр.*eу.MHпр.гр | Для оценки исполнения графика движения поездов; ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий |
Изменение пробега локомотивов в грузовом движении в одиночном следовании | ∆∑MSод.гр | ∆∑MSод.гр *eу.MSод.гр | Для оценки планового изменения графика движения поездов; исполнения графика движения поездов; ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий |
Изменение вагоно-часов простоя грузовых вагонов на станциях | ∆∑nHпр.ст. | ∆∑nHпр.ст.*eу.nHпр.ст. | Для оценки планового изменения суточных планов-графиков работы станций; исполнения суточных планов-графиков работы станций |
Если оценка проводится на уровне ОАО «РЖД» или региона, применяются укрупненные расходные ставки, рассчитанные централизованно, в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету единичных и укрупненных расходных ставок для использования в экономических задачах ОАО «РЖД» по перевозочным видам деятельности, утвержденных Распоряжением ОАО «РЖД» от 08 декабря 2015г. №2874р.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 545.