В компании ОАО «РЖД» большое внимание уделяется вопросам повышения качества эксплуатационной работы и операционной эффективности как основным параметрам управления себестоимостью перевозочного процесса. Формирование и мониторинг показателей качества эксплуатационной работы и операционной эффективности осуществляется Дирекцией управления движением на разных уровнях управления. Для каждого уровня управления выделяют основные и вспомогательные показатели.
К основным показателям Центральной дирекции управления движением, характеризующим качество эксплуатационной работы относят:
- выполнение графика движения грузовых поездов по проследованию, %;
-выполнение расписания пассажирских поездов по станциям посадки (высадки), %;
- доля грузовых отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок, %;
- среднесуточная производительность локомотива рабочего парка грузового движения, тыс. т-км брутто;
- средняя скорость доставки грузовых отправок в груженых вагонах, км/сут;
- средняя скорость доставки грузовых отправок в контейнерах, км/сут;
- средний вес брутто грузового поезда, т;
- средняя участковая скорость движения грузового поезда, км/час.
Производительность маневрового локомотива (ваг/лок) является вспомогательным показателем, характеризующим качество эксплуатационной работы в Центральной дирекции управления движением.
К основным показателям операционной эффективности в Центральной дирекции управления движением относят:
- расходы по перевозочным видам деятельности, млн. руб;
- финансовый результат по прочим видам деятельности, млн. руб.;
- себестоимость перевозок, коп/10 прив. т-км;
- производительность труда (по перевозочным видам деятельности), млн. прив. т-км/чел.;
- доля протяженности линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, %;
- уровень безопасности движения, ед./млн. поездо-км;
- темп роста производительности труда (по всем видам деятельности), %.
Вспомогательными показателями, характеризующими операционную эффективность в Центральной дирекции управления движением являются:
- выручка, начисленная по прочим видам деятельности, млн. руб.;
- расходы по прочим видам деятельности, млн. руб.;
- дебиторская задолженность (покупатели и заказчики, в том числе по перевозкам), млн. руб.;
- кредиторская задолженность (поставщики и подрядчики), млн. руб.;
- соотношение между эксплуатационным пробегом и тарифным пробегом, %;
- соотношение темпов роста реальной заработной платы и производительности труда (по всем видам деятельности), раз;
- интенсивность отказов, ед./млн. поездо-км и т.д.
В региональных дирекциях управления движением основные и вспомогательные показатели качества эксплуатационной работы и операционной эффективности совпадают с основными и вспомогательными показателями Центральной дирекции управления движением.
В состав региональных дирекций управления движением входят Центры организации работы железнодорожных станций (ДЦС), которые формируют показатели качества эксплуатационной работы и операционной эффективности и осуществляют их мониторинг.
В состав основных показателей качества эксплуатационной работы в Центрах организации работы железнодорожных станций входят:
- доля грузовых отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок, %;
- средний вес брутто грузового поезда, т.
Вспомогательных показателей качества эксплуатационной работы в Центрах организации работы железнодорожных станций нет.
К основным показателям операционной эффективности в Центрах организации работы железнодорожных станций относят:
- расходы по перевозочным видам деятельности, млн. руб;
- финансовый результат по прочим видам деятельности, млн. руб.;
- уровень безопасности движения, ед./млн. поездо-км.
В состав вспомогательных показателей операционной эффективности в Центрах организации работы железнодорожных станций входят:
- выручка, начисленная по прочим видам деятельности, млн. руб.;
- расходы по прочим видам деятельности, млн. руб.;
- дебиторская задолженность (покупатели и заказчики, в том числе по перевозкам), млн. руб.;
- кредиторская задолженность (поставщики и подрядчики), млн. руб.;
- интенсивность отказов, ед./млн. поездо-км и т.д.
Линейным уровнем управления в Дирекции управления движением являются железнодорожные станции. В данных структурных подразделениях показатели качества эксплуатационной работы и операционной эффективности также подразделяются на основные и вспомогательные.
К основным показателям качества эксплуатационной работы на железнодорожной станции относят:
-выполнение графика движения грузовых поездов по отправлению, %;
-простой местного вагона на ответственности ОАО «РЖД», час;
- простой транзитных вагонов на станциях, час.
К вспомогательным показателям качества эксплуатационной работы на железнодорожной станции относят:
-простой транзитных вагонов на станциях с переработкой, час;
-простой транзитных вагонов на станциях без переработки, час.
Основными показателями операционной эффективности для железнодорожной станции являются:
- убыток от просрочки доставки грузов, млн. руб.;
- производительность труда (по перевозочным видам деятельности), ваг./чел.;
-соотношение темпов роста реальной заработной платы и производительности труда (по перевозочным видам деятельности), раз;
- темп роста производительности труда (по всем видам деятельности), %;
- доля отправленных неполновесных поездов, %;
- доля отправленных неполносоставных поездов, %;
- доля тяжеловесных поездов, %;
- количество нарушений безопасности движения, ед.;
- количество поездов, задержанных по причине отказов технических средств, ед.
Вспомогательными показателями операционной эффективности для железнодорожной станции являются:
- расходы по прочим видам деятельности, млн. руб.;
- выручка, начисленная по прочим видам деятельности, млн. руб.;
- соотношение темпов роста реальной заработной платы и производительности труда (по всем видам деятельности), раз.
Показатели, используемые для характеристики качества эксплуатационной работы имеют разное влияние на финансовый результат. Например, сокращение простоя вагона на станции снижает себестоимость перевозок, а снижение величины показателя «выполнение графика движения поездов», наоборот, увеличивает себестоимость.
Показатели операционной эффективности могут как прямо отражаться на величине финансового результата (увеличение расходов снижает финансовый результат компании), так и иметь косвенное влияние. К показателям, косвенно влияющим на результат, можно отнести такой показатель как «доля протяженности линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности». Увеличение данного показателя может отразиться на снижении доли грузовых отправок, доставленных в нормативный срок, и, как следствие, приведет к увеличению расходов и снизит финансовый результат. Но этот показатель может повлиять и на снижение средней участковой скорости, что негативно отразится на сроках доставки и в дальнейшем может привести к уходу клиентов с железнодорожного транспорта и потере выручки.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 530.