Характеристика производственных процессов в эксплуатационной работе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эффективность использования трудовых ресурсов во многом определяется уровнем организации труда во всех звеньях производственного процесса. При этом организация труда является неотъемлемой частью организации производства.

На организацию труда работников железнодорожного транспорта оказывают влияние следующие основные особенности организации производственных процессов на железнодорожном транспорте:

непрерывность перевозочной работы;

протекание технологических процессов не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи;

повышенный уровень опасности, связанный с движением поездов;

территориальная разобщённость работников;  

разъездной (подвижной) характер работы значительной части работников.

Отличительной особенностью железнодорожного транспорта, по сравнению с другими отраслями сферы материального производства, является значительная удалённость большей части его производственных объектов от административных и промышленных центров, других крупных населённых пунктов.

Исходя из особенностей организации производственных процессов на железнодорожном транспорте работников железных дорог можно подразделить на работников, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта, выполняющих работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов, и работников, осуществляющих деятельность в области строительства, ведомственной охраны, эксплуатационных организаций связи, образовательной деятельности, торговли, медицинского обслуживания, общественного питания, водителей автомобилей, а также работников, для которых применяется вахтовый метод организации работ.

Особенности производственных процессов на железнодорожном транспорте оказывают большое влияние на организацию труда.

Труд значительной части работников направлен на обеспечение бесперебойного движения поездов, которое регламентируется графиком движения и расписанием движения поездов. На основе графиков движения и расписаний движения поездов разрабатываются, например, графики работы локомотивных бригад и проводников пассажирских вагонов.

Широкое распространение на железнодорожном транспорте получила бригадная форма организации труда. Бригадная форма организации труда применяется при эксплуатации локомотивов, на ремонте подвижного состава, в путевом хозяйстве, в механизированных дистанциях погрузочно-разгрузочных работ и в других структурных подразделениях, связанных с перевозочной деятельностью.

На крупных технических станциях организуются единые смены. Единые смены работают по единому плану и имеют единое диспетчерское руководство. В состав единых смен входят работники различных служб и разных профессий, занятые на работах по приёму, отправлению, формированию и расформированию поездов, на маневровой работе.

Большими возможностями для совершенствования разделения и кооперации труда обладают коллективные формы организации труда, в том числе бригадная форма организации труда.

Различают следующие основные бригадные формы организации труда:

- специализированные бригады, которые организуются из рабочих одной профессии или специальности для выполнения однородных технологических операций;

- комплексные бригады, которые организуются из рабочих различных профессий и специальностей для выполнения комплекса технологически разнородных, но взаимосвязанных работ.

Специализированные и комплексные бригады могут быть сменными, объединяющими рабочих одной смены, и сквозными, включающими рабочих, занятых в нескольких сменах.

Основными предпосылками развития многостаночного обслуживания является повышение уровня автоматизации применяемого оборудования и улучшение системы управлением оборудованием. Многостаночное обслуживание – это обслуживание одним или группой рабочих нескольких станков, при котором машинно-автоматическое время работы одного станка используется для выполнения рабочим ручных элементов операции, а также всех или части функций обслуживания рабочего места на других станках.

Одним из основных направлений совершенствования разделения и кооперации труда служит совмещение профессий и должностей, расширение зон обслуживания и функций отдельных работников.

При совмещении профессий (должностей) работнику поручается дополнительная работа по другой профессии (должности). Понятие «совмещение профессий» применяется в отношении рабочих, а понятие «совмещение должностей» – в отношении специалистов и других служащих. Совмещение профессий (должностей) разрешается, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник. График работы по всем совмещаемым профессиям (должностям) должен совпадать.

При расширении зон обслуживания работнику поручается дополнительная работа по такой же, как у него, профессии (должности). Расширение зон обслуживания предполагает возложение на работника дополнительных обязанностей на работах с чётким разделением их границ.

Разделение труда руководителей, специалистов и других служащих организации охватывает распределение совокупности всех выполняемых ими работ между группами или отдельными исполнителями и отражается в организационной структуре организации. Основываясь на принятой организационной структуре управления организацией, проводится набор и расстановка руководителей, специалистов и других служащих в соответствии с их квалификацией, специализацией, опытом работы, деловыми и другими качествами.

При разработке режимов рабочего времени, его учета и оплаты необходимо учитывать специфические условия и особенности организации труда работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов. Регламентация режима рабочего времени данных работников осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Минтранса России от 09.03.2016
№ 44 « Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов».

Данные Особенности имеют следующую структуру:

- время начала и окончания работы;

- особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригад;

- особенности режима рабочего времени сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на части;

- особенности режима рабочего времени работников путевого хозяйства;

- время отдыха и др.

Время начала и окончания работы

Время начала работы – это время явки работника к постоянному месту работы, а время окончания работы – время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей в часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка. Начало и окончание работы могут назначаться вне постоянного места работы, о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены). В этих случаях время следования до назначенного места работы и обратно не считается рабочим временем.

В других случаях, время следования от постоянного пункта сбора до места предстоящей работы включается в рабочее время и определяется в правилах внутреннего трудового распорядка с учетом удаленности места предстоящей работы от постоянного пункта сбора и способа доставки работников. Например, в соответствии с Коллективным договором ОАО «РЖД», в рабочее время работников включается время следования от постоянного пункта сбора до места предстоящей работы и обратно (расстояние при пешем следовании от постоянного пункта сбора до места проведения работ более 3 км или фактическое время проезда от постоянного пункта сбора до места проведения работ превышает 36 мин) в случае, когда начало и окончание работы назначают вне места постоянной работы, а работник не был своевременно информирован. Данное положение не распространяется на работников с разъездным и (или) подвижным характером работы

Время приема и сдачи локомотивов, вагонов, рефрижераторных секций локомотивными и поездными бригадами, бригадами рефрижераторных секций, а также время на подготовку в рейс указанных бригад включается в рабочее время работников.

Временем начала работы (смены) локомотивных и поездных бригад, водителей ССПС, бригад рефрижераторных секций и АРВЭ, бригад, обслуживающих вагоны-транспортеры сочлененного типа является время явки к месту постоянной работы (депо, линейный пункт, резерв, пункт подмены локомотивных бригад, пункт оборота локомотивов) по графику, наряду или вызову, а временем окончания работы (смены) – завершение оформления соответствующей технической документации после сдачи локомотива, поезда, состава, рефрижераторной секции, АРВЭ или вагона в депо или пункте смены. В случае несостоявшейся поездки окончание работы (смены) – время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей представителем администрации организации в порядке, определенном правилами внутреннего трудового распорядка.

Для работников, работающих посменно, и работников, рабочий день которых разделен на части, время начала и окончания работы (смены) определяется графиком сменности.

На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. При этом междусменный отдых вызываемого работника должен быть не менее 12 часов.

Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригад

Работа локомотивных и кондукторских бригад организуется по именным графикам сменности или по безвызывной системе. В других случаях, а также в случаях нарушения работы по графикам сменности, локомотивные и кондукторские бригады назначаются на работу по вызову.

Для обеспечения своевременной сменяемости и предотвращения переработки сверх нормальной продолжительности смены бригад маневровых локомотивов и локомотивов с вывозными и передаточными поездами не допускается отправление этих бригад на другие железнодорожные станции, если время окончания поездки превысит установленное время смены.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад устанавливается в соответствии с графиком движения поездов и вариантными графиками движения поездов, разрабатываемыми в связи с предоставлением «окон» в движении поездов в границах участка обслуживания во всех видах движения поездов с учетом затрат рабочего времени, принятых к расчету при разработке норм выработки. Продолжительность непрерывной работы машинистов поездного движения, обслуживающих локомотивы без помощников, не может превышать 7 часов.

Время следования локомотивных и кондукторских бригад от места постоянной работы к пункту (железнодорожной станции), назначенному для приема локомотива (поезда), если они не приняты на эти пункты на постоянную работу, а также во время возвращения к месту постоянной работы после сдачи локомотива (поезда), включается в их рабочее время и не включается в продолжительность непрерывной работы. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов, как правило, не может превышать 10 часов. При работе с ночным отдыхом в пункте оборота локомотивных бригад суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 часов, а непрерывной работы после отдыха – 6 часов.

Для локомотивных бригад запрещаются поездки более двух календарных дней подряд в период с 0 часов до 5 часов местного времени. Это требование не распространяется на локомотивные бригады, возвращающиеся из пункта оборота локомотивов или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров.

Особенности режима рабочего времени сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на части

Для работников структурных подразделений железнодорожного транспорта, где длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы (смены) работников, работа которых протекает посменно (но не круглосуточно), а также работников с разделенным на части рабочим днем, устанавливается суммированный учет рабочего времени при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем и работе по четырехсменным графикам работы с двенадцатичасовой продолжительностью. Продолжительность смен в ночное время не сокращается.

Для поездных диспетчеров, работающих на участках I группы магистральных железных дорог, и дежурных по железнодорожным станциям внеклассным и I класса магистральных железных дорог, устанавливается пятисменный график работы с двенадцатичасовой продолжительностью непрерывной работы с предоставлением отдыха после дневного и ночного дежурства продолжительность 48 часов с соблюдением месячной (квартальной) нормы рабочего времени или, в особых случаях, четырехсменный график с двенадцатичасовой продолжительностью непрерывной работы с предоставлением отсроченного отдыха равномерно в течение учетного периода.

Особенности режима рабочего времени работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями

Режим рабочего времени проводников пассажирских вагонов в поездке регламентируется графиками сменности на каждый поезд применительно к местным условиям.

По графику сменности продолжительность непрерывной работы (смены) проводников пассажирских вагонов в поездке не должна превышать 12 часов, а суммарная продолжительность ежедневной работы (смены) в течение календарного дня не должна превышать 16 часов.

При обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку, каждому проводнику включается в рабочее время половина времени в пути следования и, в соответствии с графиком сменности, в пункте формирования и оборота пассажирских поездов.

Продолжительность поездки бригады рефрижераторной секции и АРВЭ, как правило, не должна превышать 45 суток. Продолжительность поездки сверх этого срока может быть увеличена до 15 суток, если на момент смены бригады рефрижераторная секция и АРВЭ находятся в нагруженном состоянии или следуют в депо приписки, а при согласии работников бригады и на больший срок. Продолжительность поездки и порядок ее увеличения устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка.

В рабочее время при поездке работников в качестве пассажиров на пограничные и другие железнодорожные станции из депо приписки для приема рефрижераторных секций и АРВЭ, а также после сдачи смены и возращении обратно в депо приписки, включается 7 часов за каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения в пути следования или на пограничных и других железнодорожных станциях. При нахождении в пути следования (на пограничных и других железнодорожных станциях) менее 24 часов – рабочее время определяется в соответствующей пропорции.

При обслуживании рефрижераторных секций и АРВЭ, находящихся в запасе, продолжительность работы (смены) каждого работника (механика, проводника по сопровождению грузов и спецвагонов) по графику сменности не должна превышать 12 часов в сутки.

Особенности режима рабочего времени работников путевого хозяйства

При проезде работников путевых машинных станций к месту производства работ и обратно в пределах обслуживаемого участка специальными рабочими поездами, время, затраченное в пути сверх предусмотренного графиком движения этих поездов, включается в рабочее время. Если место производства работ находится за пределами обслуживаемого участка, то время проезда включается в рабочее по 8 часов за каждые 24 часа проезда при пятидневной рабочей неделе.

В рабочее время работников, в том числе специалистов, обслуживающих железнодорожно-строительные машины, включается: время на подготовку машины к работе, время непосредственной работы на машине, ожидание прицепки и отцепки локомотива, ожидание отправления, следование по перегону, маневры на станции и постановка машины в тупик.

Время, затраченное на подготовку, погрузку и выгрузку хоппер-дозаторов и думпкаров и приведение их в транспортное положение, а также на технический уход, включается в рабочее время каждого работника бригады, обслуживающей хоппер-дозаторы и думпкары в соответствии с графиком работ.

Время отдыха

Работникам локомотивных и кондукторских бригад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца, путем добавления 24 часов к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе. В соответствии со статьей 110 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна составлять не менее 42 часов. Продолжительность ежедневного непрерывного отдыха не может сокращаться, если по расчету она получается больше установленной. Дни еженедельного непрерывного отдыха указываются в графиках сменности (нарядах). Дни еженедельного отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад предоставляются только в основном пункте работы и объявляются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

Дни еженедельного непрерывного отдыха работников, работающих на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени, указываются в графике сменности.

Число дней еженедельного непрерывного отдыха должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение учетного периода.

Работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой поездки в оба конца в основном пункте работы (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригады) предоставляется междусменный отдых. Допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в основном пункте работы, но не более, чем на четверть от полагающегося по расчету, с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. После двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для бригад пригородных поездов – 12 часов) не допускается.

С учетом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в основном пункте постоянной работы работникам локомотивных бригад продолжительностью не менее 12 часов.

При обслуживании пригородных поездов с продолжительностью работы работников локомотивных бригад до конечного пункта следования до четырех часов предоставляется междусменный отдых в основном пункте работы в соответствии с графиком сменности.

При многократном обороте пригородного поезда в течение смены работникам локомотивных бригад может предоставляться перерыв для отдыха и питания в пункте оборота или на конечной железнодорожной станции следования поезда, а также в основном пункте работы (рассматриваемом как пункт оборота). Перерыв для отдыха и питания может составлять менее половины времени предшествующей работы, но не менее одного часа. Время нахождения работников локомотивных бригад в пункте оборота (подмены) локомотивных бригад или в основном пункте работы локомотивных бригад до одного часа включается в рабочее время.

Работникам локомотивных бригад предоставляется отдых в пункте оборота (подмены), когда время непрерывной поездки (в оба конца) превышает установленную продолжительность непрерывной работы. Продолжительность отдыха (не более одного за поездку) должна составлять не менее половины отработанного времени, но не менее трех часов и не должна превышать времени работы с момента явки в основной пункт работы локомотивных бригад до сдачи локомотива в пункте оборота (подмены).

Для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, общее время полагающегося междусменного отдыха в основном пункте определяется так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад, за вычетом времени отдыха в пути следования с прибавлением приходящихся по календарю воскресений и нерабочих праздничных дней за поездку (туру). При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Междусменный отдых работнику должен быть предоставлен после каждой поездки полностью. В отдельных случаях, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов междусменного отдыха после обслуживания состава в течение 2-5 поездок общей продолжительностью не более 15 суток, рассматриваемых, в данном случае, как одна поездка.

В исключительных случаях, когда междусменный отдых после данной поездки не может быть предоставлен полностью, неиспользованное количество часов междусменного отдыха за данную поездку присоединяется к причитающемуся количеству часов междусменного отдыха за следующие 1-2 поездки (туры). Междусменный отдых может быть уменьшен не более, чем на четверть от полагающегося по расчету.

Кроме междусменного отдыха в основном пункте работы работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути, предоставляется отдых во время поездки. Продолжительность этого отдыха должна соответствовать графику сменности, принятому для этого поезда (вагона, секции), но не менее половины времени предшествующей работы.

Поездным электромеханикам, начальникам, механикам-бригадирам пассажирских поездов в основном пункте работы предоставляется междусменный отдых такой же продолжительности, как проводникам пассажирских вагонов того же поезда.

В период массовых пассажирских перевозок (июнь-сентябрь) работодателем с учетом мнения представительного органа работников, может устанавливаться особый режим времени отдыха работников бригад пассажирских поездов, кассиров билетных железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств, при котором междусменный отдых по месту постоянной работы, с их письменного согласия, предоставляется в размере не менее половины времени отдыха, определяемого в установленном порядке. Указанное сокращенное время междусменного отдыха не может составлять менее: у работников бригад пассажирских перевозок – 2 суток, кассиров билетных – 12 часов.

Неиспользованное время междусменного отдыха должно быть компенсировано работникам бригад пассажирских поездов, кассирам билетным железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств предоставлением дополнительного времени отдыха по окончании периода массовых пассажирских перевозок, но не позднее 1 мая следующего календарного года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой в установленном порядке.

В период летних путевых работ для работников путевых машинных станций и машинистов железнодорожно-строительных машин дистанций пути, в отдельных случаях, с их письменного согласия, и с учетом мнения представительного органа работников, допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха, но не более, чем на четверть от полагающегося по графику сменности и не более, чем на 24 часа в месяц.

Неиспользованное время полагающегося междусменного отдыха должно быть компенсировано работникам путевых машинных станций и машинистам железнодорожно-строительных машин дистанций пути путем предоставления дополнительного времени отдыха по окончании летних путевых работ, но не позднее 1 мая следующего календарного года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой в установленном порядке.

4.2. Методы планирования численности работников в структурных подразделениях

Эффективное управление трудовыми ресурсами с учетом уровня образования, здоровья, профессиональной подготовки и мотивации труда является основой для достижения стратегических и оперативных целей и задач ОАО «РЖД» в области эксплуатационной работы и транспортного обслуживания.

В качестве основных показателей, отражающих эффективность использования трудовых ресурсов в    ОАО «РЖД», используются следующие:

- численность работников;

- производительность труда;

- расходы на оплату труда;

- среднемесячная заработная плата.

Филиалы и их структурные подразделения вправе сами определять общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, устанавливать должностные оклады и тарифные ставки на основании действующих нормативных документов.

Для расчёта численности работников в ОАО «РЖД» применяются следующие методические документы:

- Методические указания по расчёту численности работников железнодорожных станций, занятых приёмом, отправлением поездов, маневровой работой и обработкой составов;

- Методика расчёта численности локомотивных бригад ОАО «РЖД»;

- Рекомендации по расчёту численности работников на предприятиях вагонного хозяйства по нормативам трудовых затрат;

- Методика расчёта нормативной численности монтёров пути и машинистов железнодорожно-строительных машин на ремонте пути;

- Методические рекомендации по расчёту численности работников массовых профессий хозяйства грузовой и коммерческой работы на базе отраслевых материалов по труду и выполняемых объёмов работ;

- Методические рекомендации по установлению рационального численного состава комплексных бригад, занятых на погрузочно-разгрузочных работах на станциях железных дорог и др.

Различают следующие виды численности работников:

- Расчетная численность – это численность работников, необходимая для выполнения планового объема работ при безусловном соблюдении технологического процесса. Определяется по нормативам трудозатрат, как на предстоящий год, так и месяц.

- Списочная численность – это численность работников списочного состава на определенное число или дату. Она учитывает численность всех работников подразделения, принятых на постоянную, сезонную и временную работу в соответствии с заключенными трудовыми договорами (контрактами). Не включаются в списочный состав лица, работающие по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера. В списочном составе работников за каждый календарный день учитываются как фактически явившиеся на работу, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам (отпуска, болезни, командировки и т. д.).

-  Явочная численность — это количество работников списочного состава, явившихся на работу в конкретный день, включая находящихся в командировках. Это необходимая численность рабочих для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции.

- Среднесписочная численность - численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, с начала года, за год). При определении среднесписочной численности работники, принятые на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (совместители) учитываются пропорционально фактически отработанному ими времени. Не учитываются при определении среднесписочной численности: женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, в дополнительном отпуске по уходу за ребенком; работники, находящиеся в учебном отпуске без сохранения заработной платы, и др.

Оценка укомплектованности работников производится соотношением фактической списочной численности на конец учетного периода к расчетной численности.

Расчет численности работников ОАО «РЖД» осуществляется в разрезе категорий персонала:

- руководители;

- специалисты;

- служащие;

- рабочие.

К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. К рабочим, в частности, относятся машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики путей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за оборудованием и средствами передвижения.

К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей филиалов и их структурных подразделений. К ним, в частности, относятся начальники железнодорожных станций, дистанций, депо; главные специалисты (главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный электрик, главный экономист). К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям.

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами. К специалистам, в частности, относятся бухгалтеры, диспетчеры, инженеры всех наименований, инспекторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, экономисты, энергетики, юрисконсульты. К категории специалистов относятся также ассистенты и помощники названных специалистов.

К другим служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учёт и контроль, хозяйственное обслуживание. К другим служащим в частности относятся агенты, архивариусы, дежурные, делопроизводители, кассиры, коменданты, контролеры (не относимые к рабочим), копировальщики технической документации, статистики, табельщики, учётчики.

По основным производственным группам расчет численности производится на основе утвержденных нормативов трудозатрат.

Потребность контингента по филиалам и структурным подразделениям может быть определена с использованием метода пофакторного анализа, где за основу принимается отчетная численность, которую корректируют по факторам влияния. Этот метод предусматривает два этапа расчета. На первом этапе изучают факторы и определяют степень их влияния на численность работников данной категории. В отдельные периоды времени факторы различны и зависят от следующих условий:

- изменение грузооборота и его структуры, дальности перевозок, пассажирооборота (приведенной работы);

- улучшение качественных показателей использования подвижного состава;

- внедрение новой техники и технологии;

- применение передового опыта и прогрессивных методов труда;

- совершенствование организации труда;

- улучшение нормирования труда, введение научно-обоснованных норм, нормирование труда рабочих-повременщиков и др.

Указанные факторы оказывают влияние на расчетную величину контингента как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

На втором этапе филиалы и структурные подразделения выделяют основные группы работников и определяют изменение численности групп работников с учетом вышеперечисленных условий. Степень влияния факторов на численность работников устанавливают с помощью технико-экономических расчетов, проводимых раздельно по хозяйствам. Влияние факторов на контингент различно. Под влиянием одних изменяются сразу несколько групп работников, под влиянием других — контингент одной группы. Например, рост (падение) приведенной работы приводит к изменению зависящей части контингента, которая для среднесетевых условий составляет около 30% общей численности. К ним отно­сятся локомотивные бригады, электромонтеры, составительские бригады на станциях, рабочие по текущему ремонту подвижного состава, работники, занятые на экипировке локомотивов и др. Большая часть численности работников на перевозках (около 70%) не имеет прямой зависимости от объема перевозок при условии, что размеры движения возрастают в пределах имеющейся пропускной способности. Если объем перевозок (приведенная работа) филиала (полигона железной дороги) увеличивается на 5%, то плановая численность увеличится на 1,5%:

На железнодорожном транспорте наибольшее распространение получили следующие методы расчета численности работников:

1) по плановому объему работы и установленным нормам выработки. При этом в расчетах необходимо использовать технически обоснованные нормы, так как при одном и том же объеме работы численность будет разной в зависимости от уровня норм выработки:

 

,

где n – число наименований устройств, узлов, агрегатов;

Ni – плановая годовая программа объема работ i-го вида устройств, узлов, агрегатов;

HiBP – норма выработки по ремонту i-го вида устройств, узлов, агрегатов;

12 – число месяцев в году;

kсп – коэффициент перевода явочной численности в списочную;

2) по трудоемкости работ и номинальному годовому фонду рабоче­ го времени одного работника:

,

где ТНi – нормативная трудоемкость ремонта или содержания i-го вида устройств;

Fn – годовой фонд рабочего времени (в соответствии с производственным календарем);

3) по числу объектов и нормам затрат рабочей силы на один объект:

,

где Мi – число машин, стрелок и других объектов i-го наименования, обслуживаемых в планируемом периоде;

Tiоб – норма обслуживания, т. е. число машин, стрелок, обслуживаемых одним или группой работников в единицу времени (смену);

S – число смен работы участка, цеха, бригады.

Первый способ используют при определении численности ра­ботников локомотивных бригад поездных локомотивов и др. основных производственных групп.

Численность работников по ремонту подвижного состава, контактной сети, оборудования тяговых подстанций и других технических средств дистанции электроснабжения исчисляют вторым способом.

Третий способ применяют при определении численности рабочих на экипировке локомотивов, пунктов технического обслуживания вагонов, монтеров пути, дежурных стрелочных постов и других работников станций, электромонтеров и электромехаников дистанций сигнализации, централизации и блокировки, региональных центров связи и работников других профессий.

При выполнении расчетов численности по нормам трудовых затрат по тем профессиям рабочих и должностям специалистов и служащих, для которых устанавливается явочная (технологическая) численность, списочная численность определяется по формуле:

Ч сп . = Ч яв . х К сп .

где Чяв. - явочная численность, чел.;

Kсп. - коэффициент перевода явочной численности в списочную.

Критерии применения коэффициента перевода явочной численности в списочную следующие:

- круглосуточный режим работы;

- работа на объектах котлонадзора;

- численность смены менее трех человек.

При расчете численности работников со сдельной оплатой труда должен быть учтен достигнутый уровень выполнения установленных норм времени.

Коэффициент перевода явочной численности в списочную устанавливается отдельно по каждой профессии и должности работников или группе работников, так как на его величину оказывают влияние продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска по учебе, отсутствия по болезни и другие неявки, характерные для данной профессии, должности или группы работников.

Коэффициент перевода явочной численности в списочную определяется по формуле:

,

где Котп.осн. - коэффициент, учитывающий продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска;

Котп.доп.1 - коэффициент, учитывающий продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, принимается в зависимости от продолжительности дополнительного отпуска - 8, 16 или 24 календарных дня;

Котп.доп.2 - коэффициент, учитывающий продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, принимается в зависимости от продолжительности дополнительного отпуска – 7-14 календарных дней;

Котп.доп.3 - коэффициент, учитывающий продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в зонах радиоактивного загрязнения, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

Куч. - коэффициент, учитывающий продолжительность отпуска по учебе;

Кбол. - коэффициент, учитывающий продолжительность отсутствия работников по болезни;

Кзам. - коэффициент, учитывающий отвлечение машинистов локомотивов на замещение машинистов-инструкторов локомотивных бригад на период их очередного отпуска;

Кдр. - коэффициент, учитывающий продолжительность отсутствия работников по другим неявкам, разрешенным законом.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 814.