Качественные показатели позволяют оценить эффективность использования подвижного состава.
К показателям, характеризующим качество использования локомотивов можно отнести:
- средний вес грузового поезда брутто;
- среднесуточную производительность локомотива;
- скорость движения (участковая, техническая, маршрутная);
- среднесуточный пробег локомотива рабочего парка;
- коэффициент вспомогательного линейного пробега.
Средний вес грузового поезда брутто отражает эффективность использования силы тяги локомотива, показывает среднее количество тонн груза в поезде на всем пути следования:
,
где ∑Plбр – тонно-км брутто в грузовом движении, включая вывозные и передаточные поезда (без одиночного следования);
∑NS – пробег локомотивов в голове поездов.
Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка является комплексным показателем, характеризующим эффективность использования локомотивов. Под среднесуточной производительностью локомотива понимается количество тонно-километров брутто, приходящееся в среднем на один локомотив рабочего парка за сутки. Он определяется:
- через перевозочную работу:
,
где ∑ Pl бр – тонно-километры брутто;
M – рабочий парк локомотивов, занятых в грузовом движении;
t – число суток в отчетном периоде.
- через средний вес грузового поезда брутто поезда:
,
где Qбр – средний вес грузового поезда брутто;
Sл – среднесуточный пробег локомотива;
– отношение вспомогательного линейного пробега к пробегу локомотивов в голове поезда.
В числе показателей качества использования подвижного состава, существенную роль играют техническая и участковая скорости движения поезда.
Техническая скорость движения грузового поезда, км/ч – это средняя скорость движения при безостановочном пропуске поезда по участку, но с учетом фактически потерянного времени на разгоны и торможения из-за остановок поездов. Техническая скорость зависит от ходовой скорости и фактического числа остановок поездов.
,
где – суммарные поездо-километры на участке;
- суммарные поездо-часы в движении на участке без учета продолжительности остановок поездов и времени, затраченного при этих остановках на разгоны и торможения.
– суммарные поездо-часы, затраченные на разгоны и замедления при остановках поездов на участке.
Участковая скорость движения грузового поезда, км/ч – это средняя скорость движения поезда по участку с учетом стоянок на промежуточных станциях. Участковая скорость зависит от пропускной способности участка, размеров движения грузовых и пассажирских поездов, технического состояния пути, блокировки и подвижного состава, графика движения поездов и диспетчерского регулирования.
,
где ∑NS – суммарные поездо-километры на участке;
∑Ntуч - поездо-часы с учетом стоянок поездов на промежуточных станциях.
Эффективность использования локомотивов во времени характеризует также и маршрутная скорость, которая определяется как расстояние, пройденное за 1 сутки движения поезда с учетом простоев на раздельных пунктах участка, а также простоя на технических станциях без переработки.
,
где ∑Ntм – время нахождения в пути от момента погрузки (формирования состава) до момента выгрузки (расформирования состава).
К качественным показателем использования локомотивов относится также коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов, определяется как отношение пробега локомотивов в двойной тяге, подталкивании и в одиночном следовании к пробегу в голове поездов ( ):
.
где - пробег локомотивов соответственно в одиночном следовании, двойной тяге и подталкивании, лок.км.;
- пробег локомотивов в голове поездов, лок.км.
Среднесуточный пробег локомотива показывает, какое расстояние в среднем за сутки проходит локомотив рабочего парка.
Среднесуточный пробег локомотива определяют по линейному пробегу и парку локомотивов:
,
где - линейный пробег локомотивов, лок.-км;
М - рабочий парк локомотивов, ед.;
t – число суток в отчетном периоде.
Рабочий парк локомотивов составляют локомотивы, выполняющие работу (поездную, маневровую и прочую) с локомотивными бригадами на железнодорожных путях инфраструктуры ОАО «РЖД», других железнодорожных администраций и иных организаций (при заездах), а также ожидающие работу на станционных путях с локомотивными бригадами.
3.5. Особенности планирования работы подвижного состава в пассажирском движении
При планировании объема работы подвижного состава в пассажирском движении исходной базой для расчетов служит расписание движения поездов.
К показателям объема работ относят:
- вагоно-километров;
- поездл-километры;
- тонно-километры брутто;
- локомотиво-километры.
Поездо-километры определяются по формуле:
где - удвоенное расстояние маршрута следования поезда, км.
- периодичность обращения поезда в планируемом периоде.
Для расчета вагоно-километров следует пробег поездов умножить на состав поезда в вагонах:
где - количество вагонов в поезде.
Тонно-километры брутто определяются исходя из пробега поездов и среднего веса поезда брутто:
где - средний вес поезда бруто, т.
Показатели, характеризующие объем работы рассчитывается по видам сообщений, в границах железных дорог и по сети в целом.
К основным показателям, характеризующим качество использования подвижного состава в пассажирском движении является участковая и техническая скорость движения.
Техническая скорость пассажирского поезда - это средняя скорость движения поезда по участку без учета стоянок на промежуточных станциях.
- сумма времени нахождения пассажирского поезда на участке, без учета стоянок на промежуточных станциях, поездо-часы.
Участковая скорость - это средняя скорость движения пассажирского поезда по участку с учетом стоянок на промежуточных станциях:
Где - суммарное время нахождения пассажирским поездов на участке между техническими станциями, поездо-часы.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 872.