Виды бюджетов. Уровни управления бюджетным процессом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Неотъемлемой частью системы бюджетного управления являются сводные бюджеты.

В компании ОАО «РЖД» в соответствии со спецификой видов деятельности железнодорожного транспорта разрабатывают операционные (функциональные бюджеты) и финансовые бюджеты (бюджеты верхнего уровня).

К основным операционным бюджетам можно отнести следующие: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет запасов и закупок, бюджет капитальных вложений, бюджет затрат.

Ключевыми финансовыми бюджетами являются: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс.

Каждый из разрабатываемых бюджетов имеет свой формат, в котором отражаются наиболее значимые для видов деятельности объемные, качественные и финансово-экономические характеристики деятельности.

Сводный бюджет продаж составляется для планирования и контроля объема продаж (реализации). Представляет плановые и фактические, натуральные и стоимостные объемы продаж по основным видам деятельности и прочей деятельности, в разрезе хозяйств, продуктов, работ и услуг. Бюджет продаж – утвержденный в натуральном и стоимостном выражении план продаж, который ожидается в течение бюджетного периода. Этот бюджет разрабатывается по центрам ответственности, видам деятельности и хозяйствам. Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и выручке от реализации. Здесь указывается выручка, начисленная по перевозкам, а также выручка по прочим видам деятельности.

Сводный бюджет производства – утвержденный план объемных, качественных показателей, характеризующих производство в разрезе видов деятельности и хозяйств. Это программа, определяющая запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде.

Сводный бюджет запасов и закупок – план затрат на покупку производственных ресурсов с учетом установленных нормативов затрат и запасов товарно-материальных ценностей, а также прогнозируемое их наличие на складах компании.

Сводный бюджет затрат – этот бюджет заполняется по элементам затрат в разрезе хозяйств и видов деятельности. Бюджет затрат должен быть увязан с бюджетом производства в части оплаты труда и с бюджетом запасов и закупок в части расходов по элементам «Материалы».

Сводный бюджет капитальных вложений предназначен для планирования капитальных вложений по которым подразделение выступает исполнителем, а также заказчиком по внешним подрядчикам. В этом бюджете отражается создание и движение собственно объектов капитальных вложений, а не использование финансовых средств на капитальные вложения.

Сводный бюджет доходов и расходов – предназначен для планирования, учета и контроля доходов и расходов, выведения планируемого финансового результата деятельности (для филиалов по прочим продажам).

Сводный бюджет движения денежных средств – предназначен для обобщения информации о движении денежных средств, сформированной на основе системы бюджетов, а также определения контрольных цифр по укрупненным статьям поступления и расходования денежных средств для использования при формировании платежного баланса. Кроме этого, в бюджете формируются и обобщаются внутрихозяйственные обороты.

Сводный прогнозный баланс – предназначен для расчета значений укрупненных статей бухгалтерского баланса на конец текущего периода. Прогнозный баланс-прогноз соотношения активов и пассивов. Он позволяет прогнозировать сальдо по счетам оборотных активов, основных средств, кредиторской задолженности и капитала.

Все бюджеты, как операционные, так и финансовые, должны быть увязаны между собой и иметь ряд корреспондирующих статей.

Показатели, входящие в несколько бюджетов, вводятся только один раз в том бюджете, в котором показатель формируется. Изменение показателя в одном бюджете отражается во всех бюджетах, на которые он влияет, и, в конечном итоге, влияет на статьи прогнозного баланса.

Неотъемлемой частью системы бюджетного управления является финансовая структура компании. Финансовая структура ОАО «РЖД» представляет собой совокупность структурных элементов, называемых центрами финансовой ответственности (ЦФО). Центр финансовой ответственности (бюджетный центр) – структурное подразделение или группа подразделений, осуществляющие определенные хозяйственные операции, способные оказывать непосредственное воздействие на финансовый результат работы компании.

Для каждого центра финансовой ответственности (ЦФО) определяется:

- его тип (центр доходов, центр затрат, центр прибыли и инвестиций, центр эффективности);

- структура доходов и расходов;

- финансовые взаимоотношения между структурными подразделениями, входящими в ЦФО;

- финансовый результат;

- система ключевых показателей эффективности деятельности.

Тип ЦФО определяет:

- права и ответственность руководителей за достижение финансовых результатов;

- основные финансовые показатели деятельности ЦФО;

- перечень бюджетов, формируемых для данного центра финансовой ответственности;

- процедуры и регламенты формирования бюджетов.

В ОАО «РЖД» выделены следующие типы ЦФО:

1. Центр доходов, руководитель которого в рамках выделенного бюджета несет ответственность за увеличение доходов от продаж. Для центра доходов устанавливается план продаж, а также смета затрат на обеспечения его деятельности.

2. Центр затрат – структурное подразделение или группа подразделений, как правило, обеспечивающие поддержку и обслуживание функционирования центров финансовой эффективности и центров прибыли и инвестиций, и непосредственно не приносящие прибыль. Руководитель отвечает за выполнение производственного плана и достижение плановых затрат по выпуску продукции.

Для центра затрат формируется производственная программа и смета затрат на ее выполнение. Контроль исполнения сметы затрат осуществляется с учетом реального объема и качества производственных работ и услуг.

Сюда относят структурные подразделения (дистанции пути, дистанции электроснабжения, вагонные эксплуатационные депо и др.), объекты социальной сферы.

3. Центр расчетной финансовой эффективности – структурное подразделение или группа подразделений, осуществляющие определенные хозяйственные операции, способные оказывать непосредственное воздействие на прибыльность компании, а также отвечать перед вышестоящим руководством за реализацию поставленных перед ними целей и соблюдение установленных для них лимитом расходов. Руководитель отвечает за достижение конечного финансового результата, который представляется как разность между доходными поступлениями и затратами. К этой категории относят филиалы компании: железные дороги, дирекции.

4. Центр прибыли и инвестиций – группа подразделений или компания в целом (ОАО «РЖД»), осуществляющие хозяйственную деятельность, целью которой является получение прибыли.

Тип ЦФО определяет основные финансовые показатели, перечень бюджетов, который он формирует, процедуры и регламенты бюджетирования.

Бюджетные формы являются едиными для всех филиалов и подразделений ОАО «РЖД», однако перечень бюджетов, формируемых подразделениями ОАО «РЖД», зависит от места в структуре ОАО «РЖД», статуса соответствующего центра финансовой ответственности.

Например, по большинству филиалов, к которым относится и Центральная дирекция управления движением, формируются следующие операционные бюджеты: Бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат, бюджет капитальных вложений, бюджет запасов и закупок.

Управление бюджетным процессом подразумевает наличие четкого распределения сфер ответственности и определенного порядка взаимодействия между структурными подразделениями, отраженных в регламенте формирования и контроля исполнения бюджетов.

Причастные к бюджетному процессу подразделения ОАО «РЖД» делятся на:

- участвующие в процедурах формирования и распределения показателей бюджетных заданий;

- участвующие в процедурах формирования плановых сводных бюджетов и контрольных отчетов об их исполнении.

Подразделения, участвующие в процедурах формирования и распределения показателей бюджетных заданий, делятся на:

- департаменты (управления) ОАО «РЖД», ответственные за формирование объемных и качественных показателей бюджетных заданий по ОАО «РЖД» в целом, филиалам, Аппарату управления ОАО «РЖД»;

- департаменты (управления) ОАО «РЖД», ответственные за согласование объемных и качественных показателей бюджетных заданий по ОАО «РЖД» в целом, филиалам, Аппарату управления ОАО «РЖД»;

- департаменты (управления) ОАО «РЖД», ответственные за формирование стоимостных показателей бюджетных заданий по ОАО «РЖД» в целом, филиалам, Аппарату управления ОАО «РЖД».

В соответствии с Регламентом устанавливается перечень департаментов (управления) ОАО «РЖД», ответственных за формирование и согласование объемных, качественных и стоимостных показателей бюджетных заданий по ОАО «РЖД» в целом, по филиалам, Аппарату управления ОАО «РЖД», в разрезе показателей бюджетных заданий и выполняемых функций.

Например, ответственность за формирование стоимостных показателей бюджетных заданий несут следующие Департаменты (Управления) ОАО «РЖД»:

- Департамент корпоративных финансов (Выручка, начисленная по всем видам деятельности, за исключением грузовых перевозок, затраты и рентабельность по прочим видам деятельности, Период оборота и остатки дебиторской и кредиторской задолженности);

- Центр фирменного транспортного обслуживания (Выручка по грузовым перевозкам);

- Департамент экономики (Расходы по перевозочным видам деятельности);

- Департамент инвестиционной деятельности (Ввод в эксплуатацию основных средств, незавершенные капитальные вложения на конец периода);

- Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов (Запасы на конец периода, обеспеченность запасами);

- Департамент налоговой политики и методологии налогового учёта Бухгалтерской службы ОАО «РЖД» (Остаток по текущей задолженности по налогам и внебюджетным фондам).

 

Подразделения, участвующие в процедурах формирования плановых сводных бюджетов и контрольных отчетов об их исполнении, делятся на:

- филиалы, ответственные за формирование плановых сводных бюджетов филиалов (структурных подразделений) и контрольных отчетов об их исполнении;

- департаменты (управления) ОАО «РЖД», ответственные за формирование плановых сводных бюджетов Аппарата управления ОАО «РЖД» и контрольных отчетов об их исполнении;

- департаменты (управления) ОАО «РЖД», ответственные за согласование (утверждение) плановых сводных бюджетов (раздела бюджета);

- департаменты (управления) ОАО «РЖД», ответственные за формирование (консолидацию) по ОАО «РЖД» в целом плановых сводных бюджетов и контрольных отчетов об их исполнении.

За согласование и утверждение большинства разделов сводных бюджетов несут ответственность Департамент экономики и Департамент корпоративных финансов.

Центральная дирекция управления движением несет ответственность за формирование целевых параметров, согласование и утверждение показателей сводного бюджета производства: Среднесуточная производительность грузового локомотива, участковая скорость движения грузового поезда, также планирование среднего веса поезда, пробега и парков локомотивов.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 602.