Основные ключевые показатели эффективности работы железнодорожного транспорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономическое управление в сфере железнодорожных перевозок базируется на основе ключевых показателей деятельности ОАО «РЖД». Данные показатели путем постоянного мониторинга должны свидетельствовать об успехах компании, ее экономическом росте, конкурентоспособности, а также имеющихся проблемах в системе управления перевозочным процессом.

Для эффективного управления деятельностью подразделений филиалов в 2010 году ОАО «РЖД» была организована работа по внедрению на железных дорогах оценки работы подразделений на основе ключевых показателей эффективности (далее КПЭ), по специальной системе измерителей эффективности работы, позволяющей фокусировать внимание руководителей на управление ключевыми факторами получения и удержания долгосрочных конкурентных преимуществ.

Система КПЭ включает в себя:

1) формирование целевых значений КПЭ;

2) мониторинг значений КПЭ;

3) анализ отклонений фактических значений КПЭ от целевых (плановых);

4) анализ динамики КПЭ относительно предыдущих периодов.

В данной системе к ключевым показателям деятельности предъявляются следующие требования:

- управляемость (показатели должны находиться в зоне ответственности руководителя подразделений, формироваться на основе функциональных обязанностей и областей ответственности, закрепленных в действующих регламентирующих документах, что обеспечит объективное распределение ответственности руководителей за достижение целевых значений показателей);

- значимость (показатели должны формироваться на основе сопоставления основных функций подразделений и задач, определенных в стратегии, отражать значимые факторы, от изменения которых зависит степень достижения стратегических целей и задач ОАО «РЖД»);

- взаимосвязь показателей (показатели для подразделений должны быть взаимосвязаны и непротиворечивы, обеспечивая объективность оценки результатов деятельности подразделений);

- стратегическая направленность (показатели должны формироваться исходя из стратегических целей и задач ОАО «РЖД» и обеспечивать оценку деятельности подразделений с точки зрения их вклада в устойчивое развитие ОАО «РЖД» в выбранных стратегических направлениях).

Ключевые показатели деятельности подразделений формируются на основе функциональных обязанностей подразделений. В системе ключевых показателей предусматривается следующая классификация:

1. Показатели перспективы «Экономика и финансы» - оценивают финансово-экономические результаты деятельности подразделений (например: выручка, расходы по перевозочным видам деятельности).

Данные показатели имеют большое значение для акционеров и концентрируются на текущей и прогнозируемой финансовой эффективности.

2. Показатели перспективы «Клиенты и рынки» - оценивают эффективность деятельности подразделений в целевом сегменте рынка (например: выполнение расписания движения поездов, доля рынка грузовых перевозок). Важны с точки зрения долгосрочной перспективы эффективности.

3. Показатели перспективы «Производство и безопасность движения» - оценивают эффективность основных внутренних производственных процессов подразделений (среднесуточная производительность локомотива, количество нарушений безопасности движения). Особое внимание руководителями организации по данным показателям уделяется объему.

4. Показатели перспективы «Персонал и развитие» - оценивают деятельность подразделений с точки зрения обеспечения развития персонала, совершенствования информационных технологий и систем (укомплектованность штата, количество работников, повысивших квалификацию, прошедших переподготовку). Зависят от стратегических планов каждой компании (стратегические инициативы, программы, мероприятия).

При формировании целевых значений показателей эффективности используются данные текущей системы планирования ОАО «РЖД»: показатели среднесрочного (трехлетнего) финансового плана ОАО «РЖД»; целевые показатели и сводные бюджеты (год и квартал в детализации по месяцам); данные отдельных систем планирования, разработанных в целях формирования платежных балансов, планового уровня дебиторской и кредиторской задолженностей; данные производственных планов и операционных бюджетов (объемные и качественные показатели).

Основными этапами управления показателями эффективности предприятия является:

1. постановка цели (определение задач высшего уровня для реализации стратегии бизнеса; каскадирование задач через иерархию ключевых показателей эффективности);

2. планирование (разработка мероприятий по совершенствованию для достижения целей бизнеса; документирование планов совершенствования; интегрирование планов коррективных мероприятий в общие планы совершенствования);

3. реализация;

4. анализ результатов (выявление отставания в эффективности; обзор ситуации на производстве и совещания по планированию; обзоры эффективности деятельности руководителей подразделений; обзоры эффективности деятельности производственных руководителей высшего звена);

5. планирование коррективных мероприятий (определение направлений усовершенствования по их важности; определение коренных причин отставания в эффективности; оценка краткосрочных мероприятий по локализации недостатков; выработка идей по устранению первопричин и выбор приоритетов; пересмотр целей в рамках цикла бизнес планирования; мероприятия на производственных участках по отслеживанию процесса устранения недостатков).

Целевые значения ключевых показателей деятельности филиалов и структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД» формируются в соответствии со следующими принципами:

1. Согласованность. Целевые значения показателей должны быть согласованы, с точки зрения обеспечения реализации поставленных общекорпоративных задач. Необходимо исключить противоречие целевых значений показателей для подразделений различных уровней управления ОАО «РЖД».

2. Достижимость или реалистичность. Целевые значения показателей должны стимулировать повышение эффективности деятельности, быть ориентированными на реализацию перспективных целей, и быть достижимыми при учете существующих лимитирующих факторов (время, материальные ресурсы, кадровые ресурсы и т.д.).

3. Своевременность. Установление четких временных ориентиров достижения целевых значений показателей является необходимым условием дальнейшего мониторинга значений показателей.

4. Контролируемость. Необходимы эффективные инструменты контроля достижения целевых значений показателей, обеспечивающие необходимую информацию для расчета и анализа значений показателей, с учетом степени влияния руководителей подразделений на их значение.

5. Планирование от возможного, а не от достигнутого (относительно предыдущих периодов). Планирование от достигнутого снижает мотивацию на обеспечение существенного роста эффективности. Планирование целевых значений показателей должно быть направлено на решение общекорпоративных задач по развитию Компании, отдельных подразделений и видов бизнеса, учитывать внутренние и внешние факторы, влияющие на реализацию этих задач.

Для каждого филиала и структурного подразделения разработаны свои показатели эффективности, которые представлены в Классификаторе, методике и регламенте формирования целевых значений ключевых показателей деятельности филиалов и структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД», утвержденных распоряжение ОАО «РЖД» и пересматриваемых ежегодно, в соответствии со структурными изменениями в Компании.

Классификатор ключевых показателей включает в себя на уровне Центральной дирекции управления движением 22 основных показателя и 16 вспомогательных. К основным в сфере эксплуатационной работы относятся следующие:

1. Расходы по перевозочным видам деятельности.

2. Финансовый результат по перевозочным видам деятельности.

3. Себестоимость перевозок.

4. Объем инвестиций. Характеризует освоение капитальных вложений в объекты Дирекции.

5. Выполнение графика движения грузовых поездов по проследованию. Данный показатель определяется по следующей формуле:

где Nгрграф – количество проследовавших грузовых поездов по графику;

Nгропозд - количество проследовавших грузовых поездов с опозданием по вине ЦД;

Nгрб/граф - количество проследовавших грузовых поездов без нормативного графика;

Nгробщ – общее количество проследовавших грузовых поездов

6. Выполнение расписания движения пассажирских поездов по станциям посадки (высадки). Расчет показателя производится следующим образом:

где Кобщ – количество фактов прибытия на станции посадки (высадки);

Копозд - количество фактов прибытия с опозданием на станции посадки (высадки).

7. Доля грузовых отправок, доставленных в нормативный (договорной ) срок:

 

 

8. Погрузка грузов (тыс.т).

9. Грузооборот (с учетом пробега собственных и арендованных вагонов в порожнем состоянии).

10. Производительность труда по перевозочным видам деятельности (млн.прив. т-км/чел.).

11. Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка грузового движения (расчет приведен в 3 главе настоящего учебного пособия).

12. Средняя скорость доставки грузовых отправок в груженых вагонах (км/сут).

13. Средняя скорость доставки грузовых отправок в контейнерах (км/сут).

14. Пассажирооборот включает в себя пассажирооборот в дальнем и пригородном сообщениях.

15. Доля протяженности линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности. Расчет показателя производится по формуле:

где Lогр - протяженность линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, км;

L – общая протяженность линий железнодорожного транспорта общего пользования, км.

16. Средний вес поезда брутто грузового поезда (т).

17. Средняя участковая скорость движения грузового поезда (км/ч).

18. Соотношение темпов роста реальной заработной платы и производительности труда (по перевозочным видам деятельности):

,

где Трном – темп роста номинальной заработной платы;

ИПЦ – индекс потребительских цен;

Тпр.тр. – темп роста производительности труда.

19. Обучение персонала. Эффективность обучения персонала оценивается как количество работников, повысивших квалификацию, прошедших переподготовку за отчетный период (чел.).

20. Уровень безопасности движения (ед/млн.поездо-км). Определяется следующим образом:

 

 

21. Соотношение уровня оплаты труда работников с общероссийским:

 

 

22. Темп роста производительности труда (по всем видам деятельности):

 

.

 

К вспомогательным ключевым показателям ЦД относятся такие показатели как:

- выручка, начисленная по прочим видам деятельности;

- расходы по прочим видам деятельности;

- кредиторская и дебиторская задолженности;

- соотношение между эксплуатационным и тарифным пробегом;

- производственный травматизм;

- текучесть кадров;

- интенсивность отказов;

- среднемесячная заработная плата работников по всем видам деятельности и др.

Глава 2. Организация планирования и бюджетирования

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1165.