Для оценки эффективности управления эксплуатационной работой необходимо иметь представление о следующих понятиях и параметрах работы:
график движения – графическое изображение движения поездов по участкам и направлениям. Это основной документ, отражающий технологию перевозочного процесса и являющийся связующим элементом в обеспечении взаимосвязи всех его участников (филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»);
план формирования – система организации вагонопотоков, устанавливающая, какие поезда и из каких вагонов должны формироваться станциями данного направления;
пропускная способность устанавливает максимальные размеры движения (в поездах), которые могут быть освоены в течение суток в зависимости от технического оснащения и способа организации движения;
провозная способность характеризует максимум возможностей с точки зрения грузовых перевозок ( в тоннах), которые можно реализовать на данном направлении в течение года;
перерабатывающая способность станции – наибольшее число вагонов, которое станция может переработать за сутки;
направление – железнодорожная линия между пунктами массового зарождения и погашения поездопотоков. Направление делится на участки. Участок – часть направления между техническими (участковыми и сортировочными) станциями. Участок делится на перегоны промежуточными станциями и раздельными пунктами, имеющими путевое развитие.
Основными объектами управления движением на участках железных дорог являются поезда.
На станции формирования составляют натурный лист, который содержит общие данные о составе каждого поезда (наименование станция формирования и назначения, номера составов, его условную длину и вес, а также дату и время отправления). Натурный лист сопровождает каждый поезд до станции расформирования.
На каждую отправку грузоотправитель составляет накладную и дорожную ведомость, которые вместе с квитанцией и корешком составляют комплект перевозочных документов. В настоящее время перевозочные документы формируются в электронном виде в системе ЭТРАН.
Основные показатели эксплуатационной работы в своем большинстве определяются эффективностью использования вагонов и локомотивов на направлении.
Показатели эксплуатационной работы применяются для оценки и анализа деятельности железных дорог, определения потребности в подвижном составе, погрузочных ресурсах, а также анализа экономических результатов работы железнодорожного транспорта.
Показатели эксплуатационной работы делятся на количественные и качественные.
Количественные показатели характеризуют объемы перевозок грузов и пассажиров, а также работу подвижного состава. К ним относятся:
количество погруженного и выгруженного груза (в тоннах и вагонах);
грузооборот;
пробеги вагонов и локомотивов, поездов;
грузонапряженность;
количество перевезенных пассажиров;
пассажирооборот и др.
Погрузку и выгрузку учитывают в тоннах и физических вагонах, грузооборот – в тонно-километрах ( т-км), пассажирооборот – в пассажиро-км (пасс-км).
Пробеги вагонов, локомотивов и поездов измеряются соответственно в вагоно-километрах, локомотиво-километрах и поездо-километрах.
Грузонапряженность или густота перевозок определяется отношением грузооборота (в тонно-километрах) к протяженности участка в год (т-км/1 км).
Качественные показатели определяют эффективность использования вагонов и локомотивов. Они включают в себя:
скорость движения поездов (км/ч);
оборот вагона (сут.);
среднесуточный пробег вагона (км);
среднесуточную производительность вагона (т-км нетто/ваг.);
статическую и динамическую нагрузку на вагон (т);
среднесуточный пробег локомотивов (км);
средний вес поезда брутто (т);
среднесуточную производительность локомотива (т-км брутто/лок.).
Скорость движения поезда отражает уровень технической вооруженности железных дорог и качество организации движения. Рост скорости движения обеспечивает сокращение сроков доставки грузов, улучшение использования подвижного состава, увеличение пропускной и провозной способностей полигонов. Различают четыре вида скорости движения:
ходовая скорость – скорость движения поезда без учета времени на остановки, разгон и замедление поезда в пути следования;
техническая скорость учитывает затраты времени на участке на разгон и замедление, но без учета времени стоянок;
участковая скорость- учитывает затраты времени на участке на разгон и замедление, с учетом времени стоянок;
маршрутная скорость – средняя скорость движения на направлении с учетом времени на разгон и замедление, стоянки на промежуточных и технических станциях.
Под среднесуточным пробегом локомотива понимается расстояние, проходимое одним локомотивом в среднем за сутки.
Производительность локомотива характеризует эффективность его использования в среднем за сутки и определяется как объем работы (тонно-км брутто), приходящейся на один локомотив среднем за сутки.
Более подробно показатели эксплуатационной работы будут рассмотрены в 3 главе настоящего учебного пособия.
Оборот вагона представляет собой время, которое затрачивается на выполнение полного цикла работы с вагоном от момента начала одной погрузки до момента начала следующей погрузки.
Полный оборот вагона складывается из следующих элементов:
простой вагона на станции погрузки (от момента прибытия на станцию до момента отправления с этой станции);
время в пути следования в груженом состоянии (с момента прибытия на станцию погрузки до момента прибытия на станцию выгрузки);
простой на станции выгрузки (с момента прибытия на станцию выгрузки до момента отправления с этой станции);
время в пути следования в порожнем состоянии (с момента отправления поезда со станции выгрузки до момента прибытия на станцию погрузки).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 570.