Организация эксплуатационной работы и управление на железнодорожном транспорте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Железнодорожный транспорт играет важную роль в экономике страны, являясь материальной основой для осуществления связей между производителем и потребителем продукции. Современная экономика предъявляет жесткие требования к участникам рынков товаров и услуг, особенно к транспорту, от которого во многом зависит конечная стоимость продукта.

В условиях развития процесса активной интеграции национальной экономики в мировую, и, соответственно, роста ее зависимости от макроэкономических факторов, важно обеспечить адаптацию хозяйствующих субъектов к текущим конъюнктурным изменениям, как на товарных рынках, так и на рынке перевозок.

Учитывая не только технологическое значение железнодорожного транспорта – осуществление перевозок грузов и пассажиров, но и социально-экономическое – обеспечение баланса интересов государства, производителей и конечных потребителей продуктов/услуг, вопросы организации эффективного управления приобретают особую значимость.

Рациональные методы и принципы организации и управления эксплуатационной работой являются важнейшей составляющей эксплуатации железных дорог, формируя резервы экономического роста и финансовой устойчивости транспортной компании.

Ведущей компанией, функционирующей в сфере железнодорожных перевозок, является открытое акционерное общество «Российский железные дороги» (ОАО «РЖД») – хозяйствующий субъект, являющийся юридическим лицом, осуществляющий свою деятельность в соответствии с нормами законодательства и уставом общества. Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах, услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли. Функции государственного управления железнодорожным транспортом осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации, в составе которого создано Агентство железнодорожного транспорта – Росжелдор, в ведении которого находятся следующие функции:

- разработка и реализация государственной политики, направленной на максимальное удовлетворение спроса потребителей услуг железнодорожного транспорта;

- создание условий для устойчивой работы железнодорожного транспорта с целью обеспечения жизнедеятельности всех отраслей экономики, обороноспособности и национальной безопасности страны;

- разработка стандартов и норм, определяющих порядок функционирования железнодорожного транспорта;

- участие в разработке и реализации государственных программ транспортной системы страны;

- осуществление контроля и участие в реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России»;

- подготовка предложений по тарифной политике на железнодорожном транспорте для внесения на рассмотрение Правительства Российской Федерации;

-развитие высшего и среднетехнического профессионального образования и другие .

В рамках Росжелдора Минтранса России созданы 7 территориальных управлений:

1. Северо-Западное (объединяет региональные центры корпоративного управления (РЦКУ) Северной, Октябрьской и Калининградской железных дорог);

2. Центральное (объединяет региональные центры корпоративного управления Московской и Юго-Восточной железных дорог);

3. Приволжское (в него входят РЦКУ Горьковской и Куйбышевской железных дорог);

4. Южное (включает РЦКУ Северо-Кавказской и Приволжской железных дорог);

5. Уральское (в него входят РЦКУ Свердловской и Южно-Уральской железных дорог);

6. Сибирское (объединяет региональные центры корпоративного управления Западно-Сибирской, Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог);

7. Дальневосточное (включает РЦКУ Дальневосточной и Забайкальской железных дорог).

ОАО «РЖД», как национальный перевозчик, разрабатывает механизмы, позволяющие обеспечить прозрачность для субъектов промышленного производства стоимости услуг в долгосрочной перспективе, обеспечив тем самым более точное планирование объема перевозок и затрат на их осуществление.

Действующая структура управления ОАО «РЖД» позволяет объединить все филиалы и их структурные подразделения для реализации стратегических целей.

Управление строится на сочетании территориального и отраслевого (производственно-технического) принципов. По территориальному принципу железнодорожная сеть делится на железные дороги, а по отраслевому – на функциональные филиалы и входящие в их состав региональные дирекции (центры) и их структурные подразделения. Организационно-функциональная схема управления и обеспечения перевозочного процесса приведена на рис. 1.1.

Филиалы ОАО «РЖД» не являются юридическими лицами, наделяются имуществом для ведения своей хозяйственной деятельности.

В своей деятельности филиалы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, международными договорами, уставом ОАО «РЖД», приказами и другими нормативными документами     ОАО «РЖД».

Структурные подразделения, выполняя конкретные производственные операции по организации перевозочного процесса, образуют единую производственно-экономическую систему, основная задача которой – обеспечить выполнение плана перевозок грузов и пассажиров.

Относительная экономическая обособленность филиалов и структурных подразделений компании в рамках корпоративной системы управления обуславливает и обособление их затрат на выполнение перевозочного процесса.

Каждый филиал и его структурные подразделения планируют величину затрат, которая определяется планом перевозок, эксплуатационными и техническими условиями работы на конкретных участках железных дорог.

Выполнение перевозочной работы рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, система управления которыми интегрируется в общую систему управления ОАО «РЖД».

Принятие решений, в том числе в части эффективного планирования ресурсного обеспечения должно основываться на анализе информации и всесторонней оценке влияния этого решения на различные аспекты работы ОАО «РЖД».

Производственные процессы перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте регламентируются рядом документов, из которых основополагающими являются: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкция по сигнализации и связи на железных дорогах Российской Федерации, Единый сетевой технологический процесс и др., реализуются на основе технологии централизованного управления перевозками во взаимодействии Центральной дирекции управления движением, Дирекции тяги, Центральной дирекции инфраструктуры, Центра фирменного транспортного обслуживания и других филиалов для выполнения принятого плана перевозок и эффективного управления затратами по всем элементам управления перевозками.

Организация перевозочного процесса базируется на планах перевозок, формирования поездов, графике движения поездов, плане поездной и грузовой работы, корпоративных стандартах, технических нормах эксплуатационной работы железных дорог, технологических процессах работы станций, местной работы, приказах, распоряжениях и инструктивных указаниях по организации перевозочного процесса.

Основным технологическим документом, объединяющим и согласовывающим работу всех производственных подразделений железнодорожного транспорта, является график движения поездов, разрабатываемый с учетом оптимальной организации вагонопотоков. На основании графика движения поездов распределяются ресурсы пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры, составляются графики оборота локомотивов и график работы локомотивных бригад, формируются логистические цепочки доставки грузов и расписания пассажирских поездов. По мере развития информационно-управляющих систем и создания модели работы сети подлежит реализации механизм актуализации графика движения грузовых поездов в зависимости от изменений объемов и структуры перевозок, а также их ресурсного обеспечения.

Технология централизованного управления перевозками ОАО «РЖД» определяется следующими основными элементами управления:

- управление использованием пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры;

- управление тяговыми ресурсами;

- регулирование погрузочных ресурсов;

- управление поездной работой;

- управление местной работой.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 531.