В ходе семинарских и практических занятий осуществляется контроль усвоения знаний, умения работать самостоятельно, выполняются задания и упражнения на освоение материала.
При подготовке к семинарским занятиям каждый магистрант должен:
· изучить рекомендованную литературу;
· проработать и дополнить конспект лекции;
· подготовить ответы на все вопросы семинара;
· выполнить задания и упражнения по теме занятия, предназначенные для самостоятельной (домашней) работы.
Процесс работы с учебной литературой и иными информационными материалами условно можно разделить на четыре этапа:
1 – просмотр учебного материала,
2 – прочтение «с карандашом в руке»,
3 – составление конспекта или тезаурусного графа,
4 – повторение прочитанного и зафиксированного.
В силу речеведческой специфики изучаемой дисциплины магистрантам следует завести рабочую тетрадь со специальными «памятными страницами», на которые уместно заносить не только анализ коммуникативных поражений, но и памятки, вопросы, работу со словом, цитаты (цитаты оформляются со ссылкой на источник).
Овладение секретами аргументации сопряжено со скрупулезной работой: нужно много читать, подмечать, анализировать, уметь учиться на чужих ошибках. Для этого всем, кто должен уметь общаться профессионально, настоятельно рекомендуется следующее:
ü Заведите тетрадь.
ü Учитесь анализировать цели коммуникации.
ü Учитесь предвидеть «ход» собеседника.
ü Учитесь работать со словом.
ü Учитесь видеть себя со стороны:
1. Учитесь слышать себя со стороны:
2. Учитесь читать свой собственный текст:
· для исправления ошибок
· для редакторской правки
· чтобы понять, как может интерпретировать ваш текст (услышанный или прочтенный) ваш собеседник (оппонент).
В тетрадь на соответствующие «памятные страницы» заносите:
o результаты анализа, выводы,
o памятки,
o цитаты,
o вопросы.
Например.
Памятка:
О речи, как о шахматной игре, говорили:
v Гёте: «Высказать мнение значит как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна».
v С.И. Поварнин сравнивал роль тезиса в доказательстве со значением фигуры «короля» в шахматной игре. Этой фигуре подчинен весь процесс игры, с ее «интересами» сообразуется каждое движение других шахматных фигур.
v Еще кто-то. Записал(а) без автора. Найти! «Устная речь подобна шахматной игре. Разница в том, что время на обдумывание хода не задано изначально, а устанавливается в процессе игры. Тот, кто оказался в цейтноте, обязан сделать ход или отложить партию».
ЦИТАТА:
«На суде доказать не значит убедить, особенно на суде присяжных. Железная логика сильна для них только, пока им нравится подчиняться ей; всякий присяжный во всяком отдельном случае может сказать: «верю, потому что нелепо». П.Сергеич (П.С. Пороховщиков).
Вопросы могут быть любыми: логическими, лингвистическими, юридическими, философскими, методическими. Единственно – ответы на них должны помочь вам в освоении мастерством аргументации.
Например:
Вопрос 1:
Что такое топосы? (полное понятие)
Ответ:
Ø Топосы, или топы(от гр. t o p o x. – место, общее место) – смысловая модель, по которым говорящий выстраивает информацию о предмете речи. Учение о топосах – топика.Топос – оценочное суждение, имеющее статус общепринятого мнения. Значение топоса зависит не только от предмета высказывания, но и от прагматического, психологического, этического и других смыслов. Будучи общепринятыми, топосы обладали убеждающей силой – отсюда и та значимость, которая придавалась составлению списков топов.
Ø Первый свод топики (учения об основаниях аргументов) построил софист Горгий (485-380 до н. э.). Он же предложил учение об аргументации, выделил и обозначил риторические фигуры и создал школу риторов. Позже свою «Топику» создаст Аристотель.
Ø М.В. Ломоносов в своем «Кратком руководстве к красноречию» напишет: «Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи. Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем» – и сгруппирует все идеи в некоторые обобщающие классы, «места риторические», из которых особо выделит следующие 16:
1) род и вид, 2) целое и части, 3) свойства материальные (величина, фигура, движение, упругость, твердость), 4) свойства жизненные (душевные дарования, страсти, добродетели, пороки, внешнее состояние, чувства), 5) имя (небо, август, Москва), 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14)подобия, 15) противные и несходные вещи, 16) уравнения.
Ø Риторы и сегодня продолжают обращаться к понятию топосов. А.К. Михальская выделяет 10 таких моделей:
1) род – вид, 2) определение, 3) целое – части, 4) свойства (признаки предмета речи, его качества, функции, характерные действия), 5) сопоставление (сравнение, противопоставление), 6) причина и следствие, 7) обстоятельства (где, когда, как, каким образом), 8) пример, 9) свидетельства (цитаты, изречения), 10) имя (происхождение слова, которое входит в название темы, его смысл).
Вопрос 2:
Что значат термины «эристика» и «рабулистика»?
Ответ:
1. Эристика – искусство спора, полемики; искусство добиваться победы в споре; подраздел логики.
2. Рабулистика – направление эристики; искусство изощренной аргументации.
При освоении аргументацией важно вырабатывать логическое и языковое «чутье». Любая некорректная уловка, которую применил Ваш оппонент, должна заставить Вас насторожиться, мобилизоваться – и очень быстро отреагировать: взглядом, жестом, словом – и делом.
Семинарские и практические занятия по дисциплине «Теория и практика аргументации» построены с учетом интерактивных образовательных технологий, поэтому в планы семинаров включены методические рекомендации по подготовке к занятиям, например, к ролевой игре в практике различных видов спора.
Методические рекомендации по подготовке к ролевой игре:
1) Выберите вид (виды) спора, в котором вы будете принимать участие.
2) Выберите роль (роли): пропонент, оппонент или слушатель (самостоятельный или в составе аудитории). Подготовьте себя к выбранной роли.
3) Подготовьте текст (тексты), выстройте и проверьте схему аргументации.
4) Продумайте возможные возражения и линию поведения своего оппонента, постарайтесь подготовиться к защите своего тезиса.
5) Отрепетируйте.
6) Проверьте, укладываетесь ли вы в регламент. Если нет, продумайте фразы, которые спровоцируют у Вашего собеседника (аудитории) нужный Вам вопрос.
Кроме того, подготовка магистрантов к семинарским занятиям предполагает не только выполнение заданий, но и подготовку устных ответов-рассуждений на заданные темы. Специфика дисциплины (как и всех речеведческих дисциплин) состоит в том, что речь является не только предметом изучения, но и средством предъявления полученных знаний, а также «визитной карточкой» языковой личности обучаемого. При таком положении дел любой подготовленный для ответа речевой материал должен быть оценен магистрантом с позиций самопрезентации.
Подготовка к практическим занятиям по дисциплине предусматривает выполнение практических заданий и упражнений с ориентацией на последующий аналитический разбор ошибок.
Подготовка к тестированию и зачету
При подготовке к тестированию и зачету студентам следует систематизировать весь программный материал, как освоенный магистрантами при подготовке к семинарским занятиям самостоятельно, так и детально рассмотренный под руководством преподавателя в аудитории.
2. Учебно-методические рекомендации по выполнению различных форм
самостоятельной работы
Вопросы, не рассмотренные на лекциях, семинарских и практических занятиях, а также углубленное изучение ряда проблем дисциплины осваиваются студентами в ходе самостоятельной работы. Все оставшиеся в ходе подготовки к занятиям вопросы следует выписать на полях в конспекте лекций (тетрадь по дисциплине рекомендуется одна: и для записи лекций, и для подготовки к семинарским занятиям, и для составления собственного тезауруса по дисциплине) и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем.
В рамках курса «Теория и практика аргументации» магистрантам предстоит законспектировать два источника (работы С.И. Поварнина «Спор: О теории и практике спора» и А. Шопенгауэра «Эристика, или искусство побеждать в спорах»).
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты. Выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения и если между отдельными частями записи нет смысловой связи, конспектом не являются. В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.
Заданное конспектирование предполагает не только цитирование основных положений текста, но и передачу основных мыслей текста «своими словами».
При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:
1 – проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;
2 – выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;
3 – записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.
Разделяют четыре вида конспектов: текстуальный, плановый, свободный и тематический. Текстуальный (самый простой, по сути – цитатник) состоит из отдельных авторских цитат. Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме, что делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада; однако по прошествии времени обычно трудно восстановить в памяти содержание источника. Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение; представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; часть его текста может быть снабжена планом. Требует детальной проработки текста, но зато является наиболее полноценным видом конспекта. Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос (например, позволительные и непозволительные уловки по С.И. Поварнину и А. Шопенгауэру). Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
При составлении конспекта следует записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа; использовать реферативный способ изложения (например: «Автор считает...», а также привычные для вас условные сокращения и обозначения; располагать абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана; применять разнообразные способы выделения текста (подчеркивание, шрифт, цвет). Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Научно-исследовательская работа магистранта предполагает подготовку доклада, сообщения, презентации или реферате по темам дисциплины и написание научной статьи по теме диссертационной работы. Темы согласуются в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем. Особое внимание следует обратить на оформление ссылок во избежание фиксации плагиата.
Методические рекомендации по написанию реферата
Подготовка и написание реферата способствует выработке навыков самостоятельной работы, что особенно важно для будущей деятельности в качестве юриста, когда при исполнении возложенных обязанностей, им необходимо принять единоличное решение и нести полную ответственность за его законность и обоснованность.
Написание реферата дает возможность магистранту глубоко и обстоятельно изучить правовую литературу по выбранной теме, проанализировать те или иные спорные проблемы, критически осмыслить сложные положения теории и практики, сформулировать свою позицию и дать ей теоретическое обоснование.
Перечень представленных на кафедре тем рефератов позволяет выбрать одну из них, наиболее близкую по избранной специализации и научному интересу. При выборе темы целесообразно избрать ту, которая представляет определенные сложности: недостаточно исследована в теоретическом плане или не совсем обстоятельно регламентирована в законодательном порядке и т.д.
Тему реферата следует согласовать с преподавателем. Он же окажет помощь студенту в составлении плана научного исследования и в выборе законодательных актов и правовой литературы.
Изложение материала должно носить творческий, самостоятельный характер. Если необходимо обратиться к какому-либо источнику законодательного или теоретического характера, надо сделать на него ссылку. Критические замечания в адрес других авторов должны быть сделаны в корректной, уважительной форме. Примеры из практики судебно-следственной деятельности надлежит приводить лишь в тех случаях, когда они раскрывают какое-либо теоретическое положение.
Структурно реферат целесообразно построить следующим образом: во введении (предисловии) дать обоснование выбора темы; материал изложить по главам (разделам) и завершить заключением, в котором будут даны предложения и рекомендации законодательного, организационного или теоретического характера.
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – это запись устного сообщения на определенную тему. Он предназначен для прочтения на семинарском занятии, научной конференции.
Перед написанием доклада магистранту необходимо вникнуть в сущность правовой проблемы, которую ему предстоит освещать. Для этого нужно иметь развернутый перечень литературы, посвященной анализу рассматриваемого вопроса.
Уже сам процесс обобщения литературы по теме требует серьезных творческих усилий, ибо предполагает кропотливую работу с каталогом в библиотеке, знакомство с дополнительной учебной литературой, усвоение тематики статей, публикуемых в периодических изданиях. Методическую помощь по составлению структуры доклада, списка литературы магистрант может получить у преподавателя.
Важный предварительный этап работы над докладом – это составление его плана. План должен предусматривать вводную часть, перечень основных вопросов и заключительную часть.
Во вводной части необходимо обосновать актуальность темы, обозначить целевую установку доклада, дать обзор информационных источников, которые использует автор в своем докладе.
В основной части доклада должна присутствовать логически стройная, исчерпывающая аргументация по обоснованию тех тезисов, которые автор выдвигает в качестве главной идеи доклада. Это могут быть 2-3 положения, сформулированные в форме утверждения по поводу рассматриваемой проблемы. Каждому положению целесообразно посвятить отдельный вопрос (раздел) доклада.
Аргументация, выдвигаемая автором, должна иметь научный характер. Это значит, что магистранту следует работать лишь с той информацией, которая имеет объективный характер и возможность проверки (официальные документы, статистические данные авторитетных организаций, материалы из публикаций в научных изданиях и т.д.). Такую информацию необходимо тщательно систематизировать и выявить в ней главное, сущностное, а уже на этой основе строить рациональную, логически непротиворечивую цепь аргументов, доказывающих истинность выдвигаемых докладчиком тезисов.
Заключительная часть доклада должна содержать обоснованные выводы, которые вытекают из рассмотренных докладчиком положений
Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется посредством сформированной преподавателем системы контроля на семинарских и практических занятиях методом устного опроса или посредством тестирования. Учебным планом для студентов очной формы обучения предусмотрено выделять для самостоятельной работы более 50% часов от объёма учебных занятий, что свидетельствует о высокой значимости этой формы работы для успешного освоения студентами изучаемого курса.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине, или в специально отведенное время (зачет).
Контрольная работа по учебной дисциплине «Теория и практика аргументации» выполняется магистрантами заочной формы обучения в соответствии с требованиями учебного плана Российского государственного университета правосудия и предполагает анализ выбранного (по рекомендации преподавателя или согласованного с преподавателем выбору магистранта) текста с позиций аргументативности и составление его аргументационной карты
Контрольная работа оформляется титульным листом, включает список использованной литературы. Список литературы является обязательной составной частью контрольной работы. В нем указывается вся (учебная, справочная, юридическая, публицистическая и др.) литература, использованная при выполнении работы.
Для проверки контрольная работа представляется в электронном виде на сайте Университета в системе электронного обучения Femida.
Результат проверки проставляется в электронной ведомости. Контрольная работа оценивается «зачтено» либо «не зачтено».
Успешное выполнение контрольной работы является условием допуска студента к сдаче зачёта по дисциплине.
3. Методические рекомендации для обучающихся
Дата: 2018-12-21, просмотров: 238.