Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении, применяемые ОВД
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К числу предусмотренных КоАП РФ мер административно-процес­суального принуждения, обеспечивающих участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении, при­меняемых ОВД, относятся: (1) доставление; (2) административное задержание; (3) привод; (4) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Фе­дерации.

Применение этих мер направлено на то, чтобы создать необхо­димые условия для выполнения обязанными лицами законных тре­бований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Их применение позво­ляет преодолеть препятствия, возникающие в ходе производства по данному делу, обеспечить своевременное и правильное его рассмот­рение и исполнение принятого по нему постановления.

Каждая из перечисленных мер административно-процессуаль­ного принуждения связана с ограничением свободы передвижения, прежде всего, лица, в отношении которого осуществляется производ­ство по делу об административном правонарушении, и применяется в целях, на основаниях и в порядке установленных КоАП РФ.

Доставление. В соответствии с ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ доставление «есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления администра­тивного правонарушения, если составление протокола является обязательным».

Должностные лица полиции осуществляют доставление в слу­жебное помещение ОВД (полиции) или в помещение органа мест­ного самоуправления сельского поселения», в случае выявления ими административных правонарушений, дела о которых в соответ­ствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают ОВД (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ ОВД (полиция) состав­ляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Доставление — перемещение физического лица в пространстве от места совершения (выявления) административного правонарушения к месту дальнейшего разбирательства, которое будет осуществляться в рамках производства по делу об административном правонарушении в служеб­ном помещении органа полиции.

Анализ действующего законодательства, на наш взгляд, позво­ляет сделать вывод, что доставление, осуществляемое сотрудниками полиции в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, следует считать самостоятельной мерой принуждения. Об этом, прежде всего, четко свидетельствует его целевое назначение — составление протокола об административном правонарушении.

Доставление как самостоятельная мера административно-процес­суального обеспечения от административного задержания характери­зуется кругом лиц, уполномоченных осуществлять (1), основаниями (2), порядком (3) и сроками ее применения (4), а также порядком фиксации применения данной меры (5). Вместе с тем доставление и административное задержание тесно взаимосвязаны, так как пер­вое по действующему законодательству всегда предшествует второму.

Доставление, установленное ст. 27.2 КоАП РФ, может осущест­вляться любыми должностными лицами ОВД (полиции) при выяв­лении, прежде всего, тех административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ рассматривают ОВД (полиция), либо при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица полиции составляют протоколы об администра­тивных правонарушениях, а также при выявлении любых админи­стративных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Кроме того, в соответствии с приказом МВД России от 30 апре­ля 2012 г. № 389 «Об утверждении Наставления о порядке испол­нения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»[73] граждане, доставленные в дежурные части помещаются в служебные помещения, предназначенные для выяснения обстоятельств факта за­держания или доставления лиц в дежурные части территориальных органов МВД России.

При непосредственном обнаружении «достаточных данных, ука­зывающих на наличие события административного правонаруше­ния» должностное лицо полиции, уполномоченное составлять про­токолы об административных правонарушениях, на месте обнару­жения правонарушения производит предварительное разбирательст­во с лицом, совершившим (совершающим) противоправное деяние. В рамках данного предварительного разбирательства он предпри­нимает необходимые меры для прекращения правонарушения, при­меняя при этом необходимые меры административного пресечения (требует прекращения правонарушения, применяет физическую силу, специальные средства). Затем, удостоверившись в наличии установленных законом признаков административного правонару­шения и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), на основе имеющихся сведений принимает решение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и состав­лении протокола об административном правонарушении. После при­нятия решения применяются меры, обеспечивающие производство по данному делу, в том числе, доставление.

Дальнейшее разбирательство с лицом, совершившим админист­ративное правонарушение, осуществляется уже в рамках начатого производства по делу об административном правонарушении в со­ответствии с требованиями КоАП РФ и ведомственных норматив­ных актов. Так, при разбирательстве с правонарушителем, достав­ленным в дежурную часть, оперативный дежурный в соответствии с подпунктом 8.1 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального ор­гана МВД России после доставления граждан обязан в первую оче­редь выяснить «основания» доставления, т.е. установить обосно­ванность доставления лица в дежурную часть, а затем поместить доставленное лицо в помещение для задержанных. При выяснении «оснований» доставления устанавливается наличие хотя бы одного из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмот­ренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (см.: ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

Причины, по которым может быть осуществлено доставление: (1) отсутствие документов у правонарушителя и невозможность ус­тановить на месте его личность; (2) нахождение лица в состоянии опьянения; (3) отсутствие у лица постоянного места жительства; (4) поведение лица, совершившего правонарушение, препятствую­щее нормальному осуществлению необходимых процессуальных действий; (5) необходимость осуществления процессуальных дейст­вий, выполнить которые на месте совершения правонарушения не­возможно; (6) иные поводы (правонарушение выявил и доставил виновного в дежурную часть сотрудник, не уполномоченный состав­лять протокол по данному административному правонарушению).

При этом не следует смешивать доставление, осуществляемое в порядке ст. 27.2 КоАП РФ, с доставлением в медицинские учреж­дения либо в дежурные части территориальных органов МВД Рос­сии, лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьяне­ния, и содержанием в них до вытрезвления, которое производится в соответствии с п. 13—15 ст. 13 ФЗ «О полиции». Второе из этих видов доставления относится к числу общих мер административного пресечения. Время, необходимое для доставления (а также для вы­трезвления), законодатель не включает в срок административного задержания, производимого в порядке ст. 27.3 КоАП РФ.

Время, необходимое для доставления нарушителя в соответст­вии со ст. 27.2 КоАП РФ, конкретно не определено. В КоАП РФ лишь отмечается, что оно должно быть осуществлено в возможно короткий срок (ч. 2 ст. 27.2).

В свою очередь, срок административного задержания по обще­му правилу не должен превышать три часа, за исключением случа­ев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ. Так, ли­цо, в отношении которого ведется производство по делу об адми­нистративном правонарушении, указанном в ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ, «в случае необходимости» для установления личности или для вы­яснения обстоятельств административного правонарушения физи­ческое лицо может быть подвергнуто административному задержа­нию на срок не более 48 часов.

Кроме того, на срок не более 48 часов может быть подвергнуто административному задержанию лицо, в отношении которого ве­дется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест. Чтобы применить данное административ­ное задержание необходимо вначале доставить лицо, совершившее административное правонарушение, влекущее в качестве одной из мер административного наказания административный арест, в де­журную часть органа внутренних дел для составления протокола об этом административном правонарушении.

Наконец, ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ предусматривает альтернатив­ный порядок фиксации применения доставления. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Административное задержание. В целях охраны общественного по­рядка и борьбы с преступностью государство наделило сотрудников полиции правом производить административное задержание физиче­ского лица, состоящее в принудительном кратковременном ограни­чении его свободы.

Законодатель указывает, что применяется оно в исключитель­ных случаях, если это необходимо «для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правона рушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении»[74].

После принятия КоАП 1984 г., на основе закрепленных в нем положений об административном задержании сформировалось мнение, что данный вид задержания выражается лишь в содержа­нии лица в специальном помещении под охраной[75].

Административное задержание, заключающиеся в ограничении личной свободы правонарушителя, применяется с целью установ­ления личности и составления протокола, а также обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу. Это обстоятельство и определяет принад­лежность административного задержания только к мерам, обеспе­чивающим производство по делам об административных правона­рушениях.

Законодатель в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, наряду с характеристи­кой и целями административного задержания, установил дополни­тельное условие правомерности его осуществления, указав, что оно «может быть применено в исключительных случаях».

Срок административного задержания лица исчисляется с мо­мента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, на­ходящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Об административном задержании в обязательном порядке со­ставляется протокол об административном задержании (ст. 27.4

КоАП РФ).

Сотрудники полиции в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ «О поли­ции», кроме того, имеют право проверять документы, удостове­ряющие личность, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержания в случаях, предусмот­ренных федеральным законом, а также в соответствии с п. 10, ч. 2, ст. 14 задерживать до выяснения личности, но на срок до трех ча­сов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты.

Привод. В случаях, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица либо законного представителя юриди­ческого лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля[76], и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выясне­нию обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с зако­ном, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вы­носят определение о приводе указанных лиц[77].

В отличие от доставления и административного задержания, ко­торые применяются на стадии возбуждения дела об административ­ном правонарушении, привод осуществляется после составления протокола на стадии рассмотрении данного дела.

Привод осуществляется ОВД (полицией) на основании опреде­ления судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, которые вправе признать обя­зательным присутствие при рассмотрении дела следующих участни­ков производства по делу об административном правонарушении:

лица, в отношении которого ведется производство по делу (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ);

законного представителя юридического лица (ч. 4 ст. 25.4 КоАП РФ);

законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ). Кроме того, в КоАП РФ реализованы предложения о целесообразности применения привода в отношении свидетелей[78]. Применением данной меры принуждения обеспечивается принудительное исполнение закрепленной за свидетелем в ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ обязанности — явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания. Обязанность дать правдивые показания исполняется свидетелем с учетом его права «не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников», закрепленного в п. 1 ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ.

Приводом обеспечивается доставление указанных выше лиц в орган, к должностному лицу, рассматривающему дело, и их участие в рассмотрении дела. Привод состоит в принудительном препрово­ждении указанных выше лиц в орган, к должностному лицу, рас­сматривающему дело, и ограничении их передвижения в течение времени, необходимого для рассмотрения дела.

Осуществляется привод в порядке, установленном приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инструк­ции о порядке осуществления привода»[79] с изменениями и дополне­ниями, утвержденными приказом МВД России от 1 февраля 2012 г. № 61[80]. Данным нормативным актом установлен одинаковый поря­док осуществления привода как в отношении подозреваемого, об­виняемого, потерпевшего, свидетеля по уголовному делу, так и в отношении указанных в ст. 27.15 КоАП РФ лиц по делу об админи­стративном правонарушении.

Действующее законодательство не устанавливает времени ис­полнения привода. Время исполнения привода, на наш взгляд, бу­дет включать время с момента объявления под расписку лицу, под­лежащему приводу, определения о приводе до окончания рассмот­рения дела и вынесения по нему постановления, если речь идет о лице, в отношении которого ведется производство по делу об адми­нистративном правонарушении, или его законных представителях, либо до окончания исполнения свидетелем возложенных на него процессуальных обязанностей.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 239.