Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика и классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ, — это при­нудительные меры административно-процессуального обеспечения и направлены на принудительное обеспечение данного вида произ­водства, в рамках которого, прежде всего, происходит «всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каж­дого дела».

К их числу относятся:

доставление;

административное задержание;

личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного сред­ства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежа­щих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

изъятие вещей и документов;

отстранение от управления транспортным средством соответст­вующего вида;

освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

привод;

временный запрет деятельности;

залог за арестованное судно;

помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному вы­дворению за пределы Российской Федерации в форме прину­дительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Для административно-процессуального принуждения характерны следующие специфические признаки позволяющие отнести конкрет­ную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях к числу принудительных мер административно-процессуального обеспечения.

Принудительные меры административно-процессуального обес­печения применяются в связи с обнаружением достаточных дан­ных, указывающих на наличие события административного право­нарушения (а в отдельных случаях и преступления).

Реализуются в рамках правоохранительной деятельности и обес­печивают исследование обстоятельств деяний, в которых имеются признаки административного правонарушения, разрешение дела о данном правонарушении по существу (юрисдикцию), и исполнение принятого по делу решения.

Применяются только в рамках производства по делу об админи­стративном правонарушении, в ходе которого решается вопрос о возможности применения к виновному административного нака­зания. Это проявляется в следующем: (1) они могут осуществляться только в процессе производства по делу об административном пра­вонарушении; (2) в отношении лица, к которому предполагается применение административного наказания; (3) сами эти меры должны быть менее суровыми, чем те, которые они призваны обес­печивать; (4) их содержание нередко предопределяется соответст­вующей санкцией (например, изъятие вещей для обеспечения воз­мездного изъятия или конфискации этих вещей, административное задержание для обеспечения административного ареста, временный запрет деятельности для обеспечения административного приоста­новления деятельности, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства для обеспечения принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.).

Их особая целенаправленность. Рассматриваемые меры применяются в целях обнаружения орудий совершения либо предметов правонарушения, установления личности нарушителя, закрепления доказательств административного правонарушения, создания иных условий, необходимых для всестороннего и объективного рассмот­рения дела о нарушении, а также своевременного и полного испол­нения назначенного наказания.

Назначение мер административно-процессуального принуждения состоит в том, чтобы обеспечить реализацию норм материального права, устанавливающих административную ответственность за правонарушения, либо применение иных административно-право­вых санкций. Их применение позволяет преодолеть различные пре­пятствия, которые могут возникнуть в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Специфичны и основания реализации принудительных мер адми­нистративно-процессуального обеспечения. Фактическим основанием применения мер обеспечения производства по делам об администра­тивных правонарушениях является совершение административного правонарушения или наличие данных, влекущих обоснованное по­дозрение в его совершении. Главное основание — административное правонарушение, в связи с которым начато производство. Это лишь необходимая, но еще недостаточная предпосылка для осуществления процессуального принуждения. Кроме нее должно быть установлено наличие одного из дополнительных оснований: невыполнение ви­новным процессуальных обязанностей, невыполнение лицом, в от­ношении которого осуществляется производство по делу, законных требований уполномоченных должностных лиц, наличие иных пре­пятствий для осуществления необходимых процессуальных действий (например, невозможность составить протокол на месте правонару­шения, установить личность правонарушителя и др.).

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не являются санкциями. Это обеспечительные (вспомогательные) средства принудительного воздействия, с помо­щью которых решаются «тактические» задачи производства. Их осу­ществление не влечет иных правовых последствий, каких-либо до­полнительных ограничений правового статуса личности. К примеру, решение о направлении лица на медицинское освидетельствование или об изъятии у него незаконно приобретенных наркотических средств в рамках производства по делам об административных пра­вонарушениях приобретает принудительный характер в форме ин­дивидуального правоохранительного акта управления (как одной из формы осуществления органами внутренних дел административной деятельности).

Установлен особый процессуальный порядок фиксации приме­нения рассматриваемых мер принуждения. В частности, обязатель­но составление протоколов о доставлении, личном досмотре, дос­мотре вещей, протоколов об административном задержании, изъя­тии вещей и документов.

Перечисленные признаки являются общими для всех принуди­тельных мер обеспечения производства по делам об администра­тивных правонарушениях.

В рамках производства по делам об административных правона­рушениях сотрудниками полиции осуществляется проверка у граж­дан документов, удостоверяющих личность, «...если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

Уяснению содержания отдельных мер обеспечения производ­ства по делам об административных правонарушениях, их назначения и оснований применения во многом способствует их науч­ная классификация.

В научной и учебной литературе предлагаются следующие клас­сификационные признаки (критерии), позволяющие разграничить указанные меры: (1) характер правоограничений, содержащихся в принудительных мерах; (2) функции мер процессуального принуж­дения; (3) по времени (стадиям) их применения в рамках производ­ства по делу.

В зависимости от характера правоограничений, содержащихся в мерах административно-процессуального принуждения, их подразде­ляют на три группы, а именно, меры, содержащие ограничения: (1) личных неимущественных прав (доставление, административное за­держание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транс­портного средства, находящихся при физическом лице, медицинское освидетельствование); (2) имущественных прав личности (изъятие вещей и документов); (3) организационного характера (арест товаров, транспортных средств; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов).

В зависимости от стадии производства по делу принудительные меры административно-процессуального обеспечения можно объе­динить в три группы, а именно, меры, применяемые на стадии: (1) возбуждения и расследования дела; (2) рассмотрения дела и принятия по нему решения; (3) исполнения вынесенного решения.

С учетом характера функций, выполняемых различными мерами административно-процессуального принуждения, все они могут быть разделены на четыре основные группы: (1) меры, обеспечи­вающие участие обязанных лиц в производстве по делу об админи­стративном правонарушении (доставление, административное за­держание, привод); (2) меры, направленные на пресечение выяв­ленного административного правонарушения; (3) меры, направлен­ные на получение доказательств; (4) процессуальные меры, обеспе­чивающие исполнение вынесенного по делу решения.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 219.