Применяемые ОВД меры, направленные на получение доказательств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с принципом презумпции невиновности, закреп­ленным в ст. 1.5 КоАП РФ, «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, счи­тается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ». При этом использование доказа­тельств, полученных с нарушением закона, не допускается. Для сбора доказательств сотрудниками ОВД применяются разнообраз­ные, предусмотренные главой 27 КоАП РФ принудительные меры обеспечения производства по делам об административных правона­рушений, к числу которых относятся: личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7); осмотр при­надлежащих юридическому лицу или индивидуальному предприни­мателю помещений, территорий и находящихся там вещей и доку­ментов (ст. 27.8); досмотр транспортного средства (ст. 27.9); изъятие вещей и документов (ст. 27.10); направление на медицинское осви­детельствование на состояние опьянения (ч. 2 ст. 27.12). При при­менении подавляющего большинства перечисленных мер обяза­тельно присутствие двух понятых.

Кроме того, в рамках производства по делам об административ­ных правонарушениях сотрудники ОВД вправе проверять докумен­ты, удостоверяющие личность лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Эти меры объединяет общая процессуальная направленность: все они служат цели получения информации, которая может быть поло­жена в основу вывода по делу об административном правонаруше­нии. Их применение направлено на обеспечение административного процесса информацией, имеющей доказательственное значение, они «являются способами обнаружения и закрепления доказательств»[82].

Проверка документов, удостоверяющих личность. Эта мера админи­стративно-процессуального принуждения, наиболее часто применя­ется сотрудниками ОВД в производстве по делам об администра­тивных правонарушениях для установления личности нарушителя, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются ос­нования для их задержания в случаях, предусмотренных федераль­ным законом. Необходимость применения данной меры вытекает из положений, закрепленных в ст. 26.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми выяснению подлежат: (1) лицо, совершившее противо­правные действия (бездействия) (п. 2), (2) обстоятельства, смягчаю­щие и отягчающие административную ответственность (п. 4), и др.

Полномочия полиции по проверке документов закреплены в п. 2 ч.1 ст. 13 ФЗ «О полиции». Так, полиции предоставлено право «проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении пре­ступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержа­ния в случаях, предусмотренных федеральным законом».

Проверка документов по смыслу КоАП РФ производится в связи с обнаружением «достаточных данных», указывающих на наличие события административного правонарушения. Достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонаруше­ния, как и достаточные основания подозревать граждан или должно­стных лиц в совершении преступления могут быть сформулированы в КоАП РФ по аналогии с основаниями задержания лиц, подозре­ваемых в совершении преступлений, установленных ст. 91 УПК РФ.

При наличии повода к возбуждению дела об административном правонарушении, закрепленного в п. 1 и 3 ст. 28.1 КоАП РФ, упол­номоченные должностные лица имеют право проверять документы, удостоверяющие личность в следующих случаях:

если лицо застигнуто в момент совершения административного пра­вонарушения или непосредственно после его совершения;

потерпевшие и очевидцы прямо указывают на конкретное лицо как на совершившее административное правонарушение;

обнаружены признаки административного правонарушения в
виде следов на подозреваемом, его одежде, вещах, в его жилище,
транспортном средстве и т.д.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

Понятие досмотра (личного и вещей, находящихся при физическом лице) как принудительной меры административно-процессуального обеспечения раскрывается в ст. 27.7 КоАП РФ: «обследование ве­щей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности», которое осуществляется в случае необходимости в целях обнаруже­ния орудий совершения либо предметов административного право­нарушения должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ. Суть досмотра состоит в принудительном изучении вещей и одежды физического лица в целях обнаружения предме­тов и документов, имеющих значение по делу[83].

Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физиче­ском лице, вправе применять сотрудники ОВД, имеющие право в соответствии со ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ осуществлять доставление и административное задержание.

Указанные процессуальные меры могут применяться, прежде всего, при наличии повода к возбуждению дела об административ­ном правонарушении, закрепленного в п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов админист­ративного правонарушения. Из содержания ч. 1 ст. 27.7 КоАП РФ можно сделать вывод, что применяться они могут не во всех случаях, а «при необходимости». На практике личному досмотру подвергают­ся все лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, при доставлении их в ОВД.

Необходимость проведения личного досмотра и досмотра вещей определяется, прежде всего, признаками совершенного (совершаемо­го) правонарушения, послужившего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Цель личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, состоит не только в обнаружении вещественных доказательств[84] по делу об административном правонарушении, но и в фиксации факта их обнаружения в установленном КоАП РФ по­рядке. С соблюдением установленного порядка проведения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, зако­нодатель связывает возможность использования обнаруженных орудий совершения или предметов административного правонарушения, имеющих отношение к делу, в качестве вещественных доказательств.

Так, в частях 6, 7, 8 ст. 26.6 КоАП РФ детально регламентирован порядок оформления результатов проведенного личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Установленные в новом законодательстве обадминистративных правонарушениях,как и в КоАП РСФСР 1984 г.[85], правила убедительно свидетельст­вуют о процессуальном характере данных мер административного принуждения.

Досмотр транспортного средства. Он может производиться в соответ­ствии со ст. 27.9 КоАП РФ в целях обнаружения орудий соверше­ния либо предметов административного правонарушения. Под дос­мотром транспортного средства любого вида понимается «обследо­вание транспортного средства, проводимое без нарушения его кон­структивной целостности».

В ст. 27.9 КоАП РФ обстоятельно расписаны правила проведе­ния и процессуального оформления этого вида досмотра. Однако (ст. 27.9) в КоАП РФ не указывается, в каких случаях может воз­никнуть необходимость применения данной меры принуждения. Однако ФЗ «О полиции» указывается, что полиция вправе произво­дить досмотр транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к ору­жию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества (п. 16, ч. 1, ст. 13 ФЗ «О полиции»).

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов. К числу новелл КоАП РФ относится ст. 27.8, которая преду­сматривает возможность осмотра принадлежащих юридическому ли­цу или индивидуальному предпринимателю используемых для осу­ществления предпринимательской деятельности помещений, терри­торий, находящихся там вещей и документов. Осмотр производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ, в присутствии представителя юридического лица, инди­видуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

Осмотр помещений и территорий, используемых для осуществ­ления предпринимательской деятельности, по сути является разно­видностью досмотра, осуществляемого в отношении физического лица, находящихся при нем вещей, или досмотра транспортного средства. Однако, определяя порядок его проведения и процессу­ального оформления результатов осмотра, законодатель не счел нужным указать ни основания, ни цели его проведения.

В ходе его проведения, как указано в ч. 3 ст. 27.8 КоАП РФ, «в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеоза­пись, иные установленные способы фиксации вещественных доказа­тельств». То есть фиксация вещественных доказательств производится в случае необходимости, другими словами, в случае их обнаружения.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивиду­альному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол. Причем по смыслу ч. 4 ст. 27.8 КоАП РФ протокол составляется независимо от того, обнаружены вещественные доказательства в ходе осмотра или нет.

Изъятие вещей и документов. В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ вещи, явившиеся орудиями или предметами административного правонарушения, и документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженные на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, а также при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспорт­ных средств и иного имущества, подлежат изъятию уполномочен­ными лицами в присутствии двух понятых.

При совершении административного правонарушения, влекуще­го лишение права управления транспортным средством соответст­вующего вида, у водителя изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удо­стоверение, удостоверение тракториста — машиниста (тракториста) и выдается временное разрешение на право управления транспорт­ным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Направление на медицинское освидетельствование на состояние опья­нения. Закон «О полиции» в п. 14, ч.1 ст. 13 закрепляет за полицией право направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельст­вование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для под­тверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 «Об ут­верждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на меди­цинское освидетельствование на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении ме­дицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, кото­рое управляет транспортным средством» (с последующими измене­ниями) и Временной Инструкцией о порядке медицинского освиде­тельствования для установления факта употребления алкоголя и со­стояния опьянения, утвержденной Минздравом СССР от 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14 (с изм., внесенными Приказом Минздрава РФ от 12.08.2003 № 399)[86].

В рамках административной практики в соответствии со ст. 27.12 КоАП лицо подлежит направлению на медицинское осви­детельствование на состояние опьянения в случае отказа от прохо­ждения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствова­ния, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результа­те освидетельствования на состояние алкогольного опьянения[87].

Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ, запрещается. Административная ответственность, предусмотренная ст. 12.8 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкоголь­ное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

Направлению на медицинское освидетельствование на состоя­ние опьянения подлежат только лица, управляющие транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основа­ния полагать, что они находятся в состоянии опьянения[88].

Направление на медицинское освидетельствование осуществля­ется должностными лицами, которым предоставлено право государ­ственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуа­тации транспортного средства соответствующего вида, т.е. в ОВД такое право предоставлено, главным образом, сотрудникам ГИБДД.

О направлении на медицинское освидетельствование на состоя­ние опьянения составляется соответствующий протокол, копия ко­торого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном право­нарушении. Протокол о направлении на медицинское освидетель­ствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера административно-процессуального обеспечения.

Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьяне­ния прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта осви­детельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вруча­ются лицу, в отношении которого они были составлены.

В случаях невыполнения водителем законного требования сотруд­ника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в протоколе об административном правонару­шении рекомендуется указать имеющиеся признаки опьянения и его действия, характеризующие факт уклонения от освидетельствования.

Проведенный анализ оснований, целей и порядка применения таких принудительных мер, как проверка документов, личный дос­мотр, досмотр вещей, досмотр транспортных средств, осмотр по­мещений, территорий и находящихся там вещей, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, на наш взгляд, убедительно показывает, что их юридическая ценность состоит, прежде всего, в способности обеспечить данный вид про­изводства доказательственным материалом, необходимым для все­стороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, и позволяет отнести их к числу принудительных мер адми­нистративно-процессуального обеспечения, направленных на обна­ружение и закрепление доказательств.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 209.