Субъект административного правонарушения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Субъектами административного правонарушения признаются:

- физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, работники организаций, должностные и приравнен­ные к ним лица);

- юридические лица, совершившие соот­ветствующее административно наказуемое деяние.

Субъект административного правонарушения — лицо, совершившее право­нарушение и подлежащее на этом основании административному наказанию. Административная ответственность характеризуется неоднородным кругом субъектов с различным их правовым стату­сом — различным в смысле самого юридического режима их ответственности (возрастные, должностные и иные характеристики, определяющие признание лица субъектом ответственности; неко­торые изъятия из общих правил ответственности и др.).

В соответствии с действующим законодательством субъекты административного правонарушения подразделяются на следующие категории:

- общий;

- специальный;

- особый.

Признаки общего субъекта административной ответственно­сти применительно к физическому лицу — его возраст (16 лет) и вменяемость (ст. 2.3, 2.8 КоАП). Для организаций общим признаком субъекта административной ответственности по смыслу положений КоАП и Гражданского кодекса признается наличие у них статуса юридического лица, возникающего с момента внесе­ния записи о государственной регистрации организации в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 2.10 КоАП, ч. 3. ст. 49 и ч. 2 ст. 51 ГК РФ).

Признаки специального субъекта правонарушения связаны со служебной, трудовой, предпринимательской или иной деятельно­стью правонарушителей, их физическим состоянием и другими специальными требованиями. Эти признаки широко отражены в статьях Особенной части КоАП, но по отдельным специальным субъектам сформулированы и в его Общих положениях, напри­мер, по должностному лицу (ст. 2.4).

Наряду с этим в законодательстве выделяются и такие харак­теристики субъектов правонарушения, которые не включаются в состав правонарушения, но по различным соображениям требуют установления для отдельных лиц особенностей административного наказания и процедур его применения. Речь идет о беременности, инвалидности, военной службе, службе в некоторых правоохранительных органах и других признаках особого субъек­та административной ответственности. Так, административный арест по понятным мотивам гуманности исключен в отношении беременных женщин и некоторых других категорий граждан (ч. 2 ст. 3.9), а административный штраф по причинам специфики военной службы — в отношении военнослужащих, проходящих ее по призыву (ст. 2.5).

В итоге круг субъектов административной ответственности представлен теперь в КоАП и законодательстве субъектов РФ следующим образом:

1. Общие субъекты:

а) физические лица (вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане, иностранные граждане, лица без гражданства);

б) юридические лица (резиденты и нерези­денты вне зависимости от организационно-правовых форм).

2. Специальные субъекты - физические лица:

а) должностные лица (представители власти и руководители, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйствен­ные функции в государственных и муниципальных органах и организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воин­ских формированиях);

б) лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в иных организациях (несут ответственность как должностные лица); 

в) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (несут ответственность как должностные лица);

г) члены совета директоров коммерческих организаций;

д) многочисленный ряд других различных специальных субъектов (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и приравненных к ним лиц), имею­щих специфичный правовой статус, учитываемый конкретными составами административных правонарушений в качестве их обязательных или квалифицирующих (усиливающих ответственность) признаков: родители или иные законные представители несовершеннолетнего, водители, судоводители, пешеходы, пасса­жиры, свидетели, специалисты, переводчики, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, иммигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, частные детективы (охранники), председатели и члены избирательных комиссий, служащие биржи, должностные лица банков, кредитных организаций, отделений связи, государ­ственных регистрационных и лицензионных органов, дисквалифицированные лица, руководители детских воспитательных уч­реждений и т.д.

3. Специальные субъекты - юридические лица — различные коммерческие и некоммерческие организации, особенные признаки статуса или профиля деятельности которых обозначены многими статьями Особенной части в качестве специальных при­знаков соответствующих составов правонарушений: избиратель­ные объединения, средства массовой информации, торговые организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы или оказывающие услуги населению, биржи, банки и иные кредитные организации, организации — получатели бюджетных средств и т.д.

4. Особые субъекты - физические лица:

а) военнослужащие, призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов (обладают частичным иммунитетом от административ­ной юрисдикции);

б) судьи, прокуроры, депутаты и некоторые другие должностные лица, выполняющие определенные государ­ственные функции (имеют дополнительные процедурные гарантии своего должностного статуса при применении к ним мер процессуального обеспечения и административных наказаний);

в) другие физические лица, наделенные не включенными в состав правонарушения особыми признаками их правового статуса, влияющими не на квалификацию деяния, а на материально-правовые и процессуальные особенности привлечения их к административной ответственности (несовершеннолетние, беремен­ные женщины, инвалиды I и II групп, иные лица).

5. Особые субъекты - юридические лица — организации-право­преемники реорганизованных в форме присоединения юридиче­ских лиц-правонарушителей, вместо которых первые (присоеди­нившие юридические лица) несут административную ответственность (ч. 4 ст. 2.10) КоАП.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 291.