Объективная сторона состава административного правонарушения - совокупность его объективных признаков, нормативно (в статьях Особенной части КоАП и законов субъектов РФ) формулирующих особенности внешнего проявления противоправного и административно наказуемого деяния.
Признаки объективной стороны административных правонарушений отличаются значительным многообразием. Они характеризуют прежде всего форму и содержание (основные признаки объективной стороны) самого деяния — действия либо бездействия, а также место и время, способ, средства (орудия), предметы, обстоятельства (факультативные признаки объективной стороны), а также последствия и некоторые иные признаки акта противоправного поведения. Их закрепление в норме КоАП или закона субъекта РФ означает, что влекущим административную ответственность деянием может в каждом конкретном случае признаваться лишь то, в котором присутствуют соответствующие формализованные признаки противоправного деяния.
Отсутствие в конкретном деянии конкретного лица тех или иных обязательных признаков объективной стороны конкретного деяния означает и отсутствие фактического основания административной ответственности. В таком случае не будет административного правонарушения, не будет и следующего за ним административного наказания, хотя могут быть и предприняты иные меры административного принуждения (мера административного пресечения и др.).
Многообразие признаков объективной стороны административных правонарушений предполагает различные критерии их классификации. Остановимся на тех из них, которые имеют специальное, признанное законодательством юридическое значение для правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях:
- формальные;
- материальные,
а также:
- длящиеся;
- продолжаемые;
- обычные составы административных правонарушений.
К материальным составам административных правонарушений относятся деяния, обязательным признаком объективной стороны которых является причинение вреда охраняемым законом общественным отношениям. Данные составы формулируются в КоАП и в законах субъектов РФ с использованием таких характеристик противоправного поведения, которые означают фактическое наступление в результате его совершения определенных общественно вредных последствий — «повреждение», «уничтожение», «утрата», «порча», «загрязнение» и т.д. Большинство административных правонарушений, однако, представлено составами формальными, объективная сторона которых не содержит указания на последствия правонарушения. Чаще всего речь здесь идет о нарушениях соответствующих правил, условий, требований, режима и т.д. безотносительно к тому, вызывает ли нарушение норм какие-либо вредные последствия или нет.
Практическое значение разграничения формальных и материальных составов связано также с определением момента, когда правонарушение в целях привлечения лица к административной ответственности следует считать оконченным. КоАП РФ института покушения на административное правонарушение за весьма редким исключением не знает. Поэтому административная ответственность за правонарушения с материальным составом возможна лишь с момента фактического наступления соответствующих вредных последствий. При их отсутствии акт противоправного поведения нельзя считать оконченным и он не может влечь административное наказание.
Длящиеся правонарушения как специальный вид административных правонарушений выделяются КоАП для целей определения давности привлечения к ответственности. По своей природе длящиеся правонарушения проявляются в непрерывном осуществлении единого состава определенного действия (бездействия). Это — акт длительного неисполнения возложенной на лицо правовой обязанности по совершению соответствующих действий либо соблюдению установленных нормативных запретов.
Обычные правонарушения оканчиваются объективно — самим фактом совершения противоправного акта (например, мелкого хулиганства или невыполнения законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства). Длящиеся же правонарушения следует рассматривать как формально оконченные с момента их субъективного официального выявления, т.е. со времени обнаружения и фиксации в протоколе об административном правонарушении, предписании, акте проверки и т.д. Последующее продолжение противоправного поведения должно расцениваться как «новое» длящееся административное правонарушение независимо от фактического применения административного наказания за предшествующее деяние.
Продолжаемое административное правонарушение — неоднократное совершение нескольких тождественных, повторяющихся правонарушений, составляющих единую по своей цели схему противоправного поведения, подлежащего поэтому наказанию как одно административное правонарушение. К продолжаемым правонарушениям, например, относятся: выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, либо с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, либо переоборудованного без разрешения (ст. 12.31); незаконное использование в детективно-охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 20.24), и др.
Правонарушения юридических лиц отличает такой обязательный признак объективной стороны состава административного правонарушения, как объективная вина. Классическая модель вины физических лиц в ее сознательно-волевой (психической) форме к организациям неприменима, но вина — непременное условие любой юридической ответственности. Учитывая это, законодатель в КоАП определяет вину юридических лиц через внешние, т.е. объективные характеристики их соответствующей противоправной деятельности, точнее — через факт самого дея ния и обстоятельства его совершения.
Непринятие юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению охраняемых административной ответственностью правил и норм при наличии возможности их соблюдения — таково новое определение признака виновности для административных правонарушений юридических лиц, являющееся одновременно общей формулой любого их административно наказуемого деяния (ч. 2 ст. 2.1).
Вина организации в любом случае должна быть установлена и доказана фактами непринятия необходимых конкретных мер в обстоятельствах, когда соблюдение соответствующих правил находилось в сфере возможностей юридического лица, т.е. в сфере его контроля.
Факультативные признаки объективной стороны:
1) место - территория (определенная), на которой устанавливается специальные правила поведения и нарушения этих правил влечет признание деяний административным правонарушением (общественное место, автодорога, пограничная зона, государственная граница, железнодорожный путь, лес и др.);
2) время - признаком действия является период, в рамках которого совершение определенных действий будет признаваться правонарушением. Временным признаком бездействия является период, по истечению которого бездействие признается правонарушением;
3) способ совершения правонарушения включает: порядок, метод, последовательность действий, приемы применяемые правонарушителем;
4) средства совершения правонарушений - предметы, при помощи которых совершается правонарушение (транспортные средства, взрывчатые вещества, спиртные напитки и т.д.).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 241.