Общую задачу эмпирического уровня научного познания можно определить как установление фактов и их первичную обработку, обобщение в форме эмпирических закономерностей, повторя-емостей. Проблема факта относится к дискуссионным проблемам философии в целом и философии науки в частности. Дискуссион-ность связана с отсутствием общепризнанного понятия факта.
57
Интересно в этой связи отметить, что по степени сложности понятие «факт» ставится У.-О. Куайном на третье место после понятий «объект» и «высказывание» [126. Р. 246]. В понятии факта содержатся, по нашему мнению, два аспекта действительное существование объектов, явлений и знание об этом существовании. Для того чтобы нечто стало фактом, нечто должно существовать, и об этом нечто необходимо что-то знать. Если факт «предъявляется», возникает его непосредственное знание. Однако факты становятся известными не только в результате их «предъявления», но и в результате получения проверяемых сообщений от свидетелей, которым факты были «предъявлены». К фактам относятся также непосредственно не установленные события и явления, о существовании которых говорят различные материальные свидетельства (например, в виде причинно-следственной цепочки). Таким образом, должно существовать свидетельство того, что относится к фактам. Ничто, не засвидетельствованное тем или другим образом в опыте, не может относиться к фактам.
Эмпирическое познание нередко трактуется как простая констатация изучаемых событий и явлений. Но констатация при этом осуществляется, как правило, «языком» некоторой теории с помощью принятых в теории способов разграничения наблюдаемых явлений, описания их свойств, состояний и т. п. В результате вместо описания объекта познания «как такового» дается теоретическая интерпретация, оценка событий и явлений, как говори гея. «с точки зрения принятой теории». Иногда утверждают, что научная теория и создается специально для интерпретации данных наблюдения и эксперимента. В этой связи проблема научного факта имеет смысл отделения объективного, твердо установленного, сохраняющегося элемента знания от «априорных» теоретических представлений.
Методы эмпирического познания объекта сами по себе не решают проблему объективного, твердо установленного знания об объектах познания. Некоторые философы результаты отдельных наблюдений, измерений, экспериментов называют эмпирическими данными. Ж.-П. Сартр разъяснял данность, как «существование без основания». Это понимание можно применить и к эмпирическим данным, поскольку они существуют в некотором контексте исследования без основания в смысле генетически предшествующего им другого знания.
Данные несут следы влияния случайных характеристик в самом объекте познания в момент его эмпирического познания, случайных и неконтролируемых условий проведения отдельного
58
наблюдения, измерения, эксперимента, случайных моментов в состоянии приборов и средств наблюдения, субъективного психологического состояния исследователя в момент эмпирического познания. Объективное и необходимое в знании об объекте эмпирического познания в эмпирических данных «перемешано» со случайными и субъективными моментами.
Особенно остро проблема объективности знания актуальна для случая познания непосредственно не наблюдаемых событий и явлений. Об этом говорит следующий пример (см. [51]). Французский профессор, член Французской академии Р. Блондло в 1903 г. объявил об открытии так называемых N-лучей, спонтанно испускаемых многими металлами и якобы усиливающих способность человека видеть предметы в почти полной темноте. Около двух десятков научных авторитетов, в том числе первый специалист Франции того времени по электричеству и магнетизму д'Арсонваль, подтвердили открытие Блондло. В научном журнале Французской академии «Comtes Rendus» в 1903—1904 гг. было опубликовано более ста научных статей об открытых лучах. Французская академия отметила Блондло за это открытие премией имени Лаланда в 20 000 франков и золотой медалью. Сегодня известно, что явлений, открытых Р. Блондло, на самом деле не существует.
В некотором ограниченном смысле данными можно назвать эмпирические знания об индивидуальном событии в случайных условиях его существования, при случайных флуктуациях средств эмпирического познания, случайном психологическом состоянии исследователя. Такого рода данное единично и уникально. В силу этого обстоятельства эмпирические данные не могут считаться твердой основой, фундаментом науки. Другое дело рациональное по форме «статистическое резюме» непосредственных эмпирических данных. Такое резюме может претендовать на статус научного факта. Статистическая обработка эмпирических данных освобождает последние от элементов случайности, субъективности, повышает их объективность, придает научным фактам всеобщность. В этом смысле научный факт выражается высказыванием, фиксирующим статистическое резюме непосредственных эмпирических данных. Такое высказывание не является чисто эмпирическим, оно теоретически «нагружено» смыслами грамматических категорий языка, на котором высказывание сформулировано. Эти смыслы непосредственно не почерпнуты из единичных наблюдений рассматриваемого события, они как бы привносятся в соответствующее высказывание из неэмпирической сферы. Кроме того, эмпирической констатации событий предшествуют
59
ожидания исследователя увидеть событие определенного рода. Термины «языка ожиданий» участвуют в формулировке, констатирующей факт. Между тем, корни языка ожиданий — не в эмпирическом наблюдении события, но в теории. Различение, систематизация, классификация фактов также идет от теории. В результате этих и других обстоятельств эмпирическое высказывание, выражающее факт, оказывается «теоретически нагруженным». Получается ситуация, когда знание субъекта познания — это «точка встречи» опыта с теорией, а не прямой эмпирический образ живой реальности.
Функциями научных фактов являются выполнение роли эвристической основы теоретических построений, в особенности для установления законов, участие в качестве вспомогательного материала в процедурах теоретических объяснений и предсказаний, участие в процедурах проверки научных теорий.
Гл а в а 4
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ,
ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 324.