Формы эмпирического знания рассмотрены выше без учета разделения обыденного, вненаучного и научного знания. Научное познание отличается от вненаучного тем, что является, как правило, результатом организованного применения методов науки. Хотя научное познание включает в себя отдельные случайно осуществляемые действия (вспомним обстоятельства открытия М. Кюри радиоактивного облучения фотопластинок!), оно ориентировано
49
на строгую организацию познавательного процесса. Такой организованностью, методологичностью характеризуется и формирование эмпирического научного знания.
В широком смысле слова метод в науке трактуется как комплекс интеллектуальных действий по формированию, доказательству и проверке знания, как комплекс правил, принципов, в определенной мере не зависимых от конкретного содержания познания. Независимость от конкретного содержания достигается формулировкой правил и принципов в терминах универсальных форм познания и логических процедур (см. [92. С. 4]). Такие правила и принципы положены в основу эмпирического метода (получение данных на основе наблюдения, эксперимента, измерения и их индуктивное обобщение), теоретико-дедуктивного метода (логическая дедукция положений из исходных определений, принципов, аксиом теории), номотетического метода (установление общих законов на основе изучения отдельных явлений), идеографического метода (постижение индивидуального, уникального на основе его отнесения к ценностям), метода качественного анализа (исследование на уровне качественных характеристик), метода количественного анализа (более или менее точное выделение измеримых параметров изучаемых явлений с использованием математических понятий) и др.
В узком смысле научный метод представляет собой способ познания, который императивно, полно, систематично, адекватно диктует планирование и организацию процесса формирования научного знания. В этом случае к своду принципов добавляется свод операций организованного формирования знаний и комплекс норм, диктующих выбор и координацию технических приемов формирования (технику формирования). Технические приемы составляют «практическую реализацию» метода. Особенности научного метода в узком смысле определяются особенностями предмета научного исследования. Метод настолько тесно связан с научным познанием мира, что каждый существенный шаг в развитии науки обычно вызывает к жизни новые методы исследования. Поэтому об уровне развития той или иной науки можно судить и по применяемым ею методам.
Между методом и научной теорией предметов познания имеется глубокая внутренняя связь. Дело в том, что каждое описательное положение (включая формулировки научных законов) может нагружаться методологической функцией. Можно сказать, что метод рождается превращением описательных положений теории в методологический принцип получения нового знания.
50
Так, в физике в модусе описания констатируется наличие специфических линий спектра у разных химических элементов. Отсюда родился метод спектрального анализа: по выявленным специфическим линиям спектра устанавливается химический состав изучаемого тела.
Эмпирическое научное знание достигается с помощью трех основных методов: наблюдения, эксперимента, измерения. Наблюдение как метод эмпирического научного познания отличается от обыденного «обозрения» окружающего мира целенаправленным характером восприятия мира и сбора информации о предмете познания. Непосредственное (прямое) наблюдение является ограниченным способом формирования эмпирического знания, поскольку сталкивается с различными порогами чувствительности органов чувств человека и узким спектром восприятия органами чувств внешних сигналов. К порогам такого рода относятся нижний абсолютный порог чувствительности (минимальная величина раздражителя, необходимая для возникновения ощущения), дифференциальный порог (минимальное различие величины раздражителя, вызывающего едва заметное изменение ощущения), временной порог (длительность воздействия стимула на анализатор, необходимая для появления ощущения), пространственный порог (минимальный размер едва ощущаемого пространственного разделения объектов) и др. Наблюдение, кроме того, само по себе не вскрывает необходимое и закономерное в объектах познания, поскольку в отдельных объектах необходимое и закономерное переплетается со случайным и незакономерным.
Косвенное (приборное) наблюдение характеризуется использованием различных приборов, опосредующих связь органов чувств человека с объектом познания. Приборы в ходе наблюдения используются для повышения разрешающей способности органов чувств (приборы-усилители типа микроскопа, телескопа и др.) или для преобразования недоступных прямому наблюдению характеристик, форм движения объектов познания в доступные ощущениям и восприятиям характеристики и формы движения (приборы-преобразователи). Кроме приборов-усилителей и приборов-преобразователей существуют приборы-измерители, приборы-анализаторы, приборы-регистраторы и др. Приборное наблюдение характеризуется как косвенное потому что в пространстве между объектом познания и исследователем помещаются чувственные восприятия (и ощущения) показаний и состояний прибора, которые гносеологически опосредуют связь знания как результата косвенного наблюдения с объектом.
51
В отличие от прямого наблюдения косвенное, приборное наблюдение (в принципе прибором может быть и естественный объект, опосредующий связь исследователя с предметом познания) не дает наглядного воспроизведения объекта познания. В силу этого обстоятельства необходим переход от наблюдения показаний (состояний) прибора и выражения их в языке к знаниям «подлинных» характеристик объекта познания и выражениям их в языке. Переход осуществляется посредством так называемых «редукционных (интерпретационных) предложений», которые переводят высказывания языка, принятого для выражения показаний прибора, в высказывания, выражающие характеристики объекта познания.
Особенностью наблюдения как метода эмпирического познания является то, что оно направлено на объекты познания (предметы, свойства, состояния, процессы), существующие в естественных условиях своего бытия, не подвергающихся существенным преобразованиям со стороны наблюдателя в ходе наблюдения. Последнее условие реализуется автоматически в случае объектов познания, не доступных для практического преобразования человеком. Конечно, объекты наблюдения могут изменяться под воздействием естественных, природных сил, не контролируемых наблюдателем. Нередко такие изменения являются главной целью наблюдения как метода познания.
То, что объекты наблюдения не подвергаются субъектом преобразованиям в ходе наблюдения, не является достаточным основанием, чтобы характеризовать наблюдение как абсолютно пассивную форму познавательной деятельности. Наблюдатель, не преобразуя объект наблюдения, активен в смысле выбора цели, места, времени, ракурса наблюдения, осуществления последовательности и системы наблюдательных действий и т. п. Кроме того, формирование восприятия объекта в ходе наблюдения включает в себя интеграцию уже накопленного исследователем чувственного опыта. Результаты наблюдения включаются в корпус научного знания при условии их интерсубъективности, воспроизводимости другими исследователями. В случае наблюдения уникальных объектов и событий, оказавшихся доступными одному наблюдателю, результаты наблюдения включаются в корпус научного знания по определенным теоретическим критериям, с учетом их общей согласованности с другими знаниями.
Социальное познание вплоть до 20-х годов XX столетия ориентировалось преимущественно на теоретические методы познания. Но с 30-х годов XX столетия в социальных науках возобладала
52
эмпиристская тенденция, обусловленная быстрым ростом прикладных (конкретных) социальных исследований, предметом которых стали мнения, оценки, установки, статус, социальные роли людей, мотивы деятельности, потребности, способности, взаимодействия людей, социальные процессы. Обычно в социальном познании выделяют три уровня: описание объекта; типизация и обобщение; объяснение изучаемых явлений. Описание тесно связано с наблюдением, которое и в социогуманитарных науках с известной долей условности подразделяется на прямое и косвенное. В случае исследования индивида наблюдение выполняется в форме опроса (интервью, анкета, тест и т. п.). При исследовании групп применяются «включенное наблюдение» (наблюдатель внедрен в группу и наблюдает ее «изнутри»), клиническое наблюдение (наблюдение индивидуального случая для установления диагноза и терапии). В социогуманитарных науках, как и в других отраслях науки, наблюдение выполняет, прежде всего, функцию описания объектов познания, подготавливающего материал для объяснения наблюдаемых явлений. Однако в отличие от естественных наук в социогуманитарных науках наблюдение не просто делает «заготовки» для объяснения, но непосредственно сливается с объяснением в форме понимания внутренних мотивов деятельности индивидов и социальных групп (об особенностях методологии социогуманитарных наук см. [92]). Очевидно, на основании этого немецкий философ В. Дильтей характеризовал «науки о духе» как «понимающие науки».
Если наблюдение является формой познания объектов в условиях их естественного существования, то эксперимент предназначен для познания объектов в искусственно создаваемых исследователем ситуациях. Создание и изменение условий существования объекта познания при постановке эксперимента диктуется стремлением целенаправленного исключения побочных, внешних влияний, искажающих имманентное внутреннее содержание изучаемых явлений, и познания объектов и процессов «в чистом виде», не искаженном внешними случайными обстоятельствами. Эксперимент может включать создание как объекта познания, так и условий его существования. В таких случаях, как, например, исследование необратимых длительных процессов, протекающих в естественных условиях, но не допускающих наблюдения, отсутствие естественных форм проявления изучаемого объекта и др., эксперимент является единственным средством эмпирического познания.
Применению экспериментального метода познания в науке ставятся определенные границы: недопустимость нарушения
53
прав, здоровья и безопасности людей, глобального разрушения природной среды и др. Эксперимент может натолкнуться и на естественные границы, как, например, невозможность лабораторного воспроизведения единичных по своей природе, индивидуальных (в особенности исторических, социальных) явлений и др. Эксперимент имеет смысл старить при изучении, как правило, ситуаций, подпадающих под действие принципа причинности: изменение условий существования и свойств экспериментального объекта причинно обусловливает появление или проявление новых свойств, состояний, процессов объекта познания. Кусловиям применения эксперимента относятся: многократная воспроизводимость экспериментальной ситуации, контролируемость условий существования объекта познания, возможность регистрации свойств состояний, процессов. Важнейшей, можно сказать «глобальной» функцией эксперимента является ускорение накопления эмпирического знания. На современном этапе развития науки эксперимент становится главным источником эмпирической научной информации.
Если говорить более конкретно, целью эксперимента может быть установление новых фактов (поисковый эксперимент), проверка гипотез (проверочный эксперимент), получение точных количественных характеристик исследуемых объектов (количественный эксперимент), получение предварительных оценок значений величин и свойств (качественный эксперимент) и др. По форме реализации эксперименты подразделяются на модельные, статистические (объект задается статистическими характеристиками), нестатистические (объект задается индивидуальными характеристиками) и т. п.
Эксперимент является активной, целенаправленной, планируемой деятельностью. До начала эксперимента формулируется его цель, предварительно определяются средства проведения эксперимента, определяются факторы, влияющие на эксперимент, оцениваются их степень существенности, разрабатывается программа стабилизации или изменения характеристик объекта и условий эксперимента, обосновывается рандомизация (обеспечение равновероятности выбора объекта исследования из имеющейся совокупности объектов данного рода) и т. и. Эксперимент проводится с использованием более или менее сложной экспериментальной техники, которая включает источник исследуемого явления (устройство, воспроизводящее исследуемое явление), фильтр (приспособление, выявляющее исследуемое явление в максимально чистом виде), рабочую часть (приспособление, выявляющее
54
исследуемые свойства объекта), детекторы-преобразователи исследуемого явления, измерители, анализаторы (приспособления для анализа характера исследуемого явления), усилители (приспособления для усиления слабых сигналов).
Включение эксперимента в структуру социогуманитарного познания имеет свои особенности. В социогуманитарных науках эксперимент максимально сближается с организованным наблюдением и практически сводится к систематическому наблюдению (называемому «естественным экспериментом»). Это заставляет думать, что в социогуманитарных науках работает скорее дух, а не точная схема эксперимента. В социогуманитарных науках эксперимент относится, в сущности, к описательному уровню познания (дает данные для описания объектов), хотя и выполняет определенные объяснительные функции (дает данные для объяснения). В отличие от естественных наук эксперимент при любых схемах организации социогуманитарного эмпирического исследования относится к его заключительному этапу В этом мы усматриваем тяготение социогуманитарных наук преимущественно к теоретическому познанию.
В отличие от естественно-научного эксперимента, который, как считается, просто «очищает» исследуемый объект от искажающих его внешних воздействий, эксперимент в социогуманитар-ном исследовании может радикально искажать помещенный в экспериментальную ситуацию объект. Так дело обстоит в случае «полевого эксперимента», связанного с манипулированием факторами естественной ситуации. Это ставит сложную проблему переноса результатов эксперимента на случай «естественного существования» исследуемого явления. Широко распространенной формой эксперимента в социогуманитарных науках является лабораторный эксперимент. Схема этого эксперимента обычно включает выбор двух максимально схожих между собой групп людей, одна из которых определяется на роль экспериментальной, другая — на роль контрольной. В ходе эксперимента для изучения какого-либо общего для экспериментальной и контрольной групп феномена только в экспериментальную группу вводится некоторая переменная (фактор), а затем изучается ее влияние на изучаемый феномен в экспериментальной группе. По разнице между проявлениями изучаемого феномена в экспериментальной и контрольной группах устанавливается мера влияния введенного в экспериментальную группу фактора на изучаемый феномен. В ходе такого эксперимента стремятся к максимальному исключению внешнего неконтролируемого влияния на изучаемые группы.
55
Измерением называют совокупность действий с целью нахождения числового значения величины в принятых единицах измерения. Измерение дискретных многообразий (состоящих из дискретных, четко отделенных друг от друга элементов-корпускул) сводится в случае конечного многообразия к установлению числа элементов многообразия (количественного числа элементов), в случае бесконечного дискретно организованного многообразия — к установлению мощности множества элементов (мощность — это обобщение понятия количественного числа элементов на случай бесконечных множеств). В случае дискретных многообразий измерение устанавливает внутреннюю меру многообразия, взаимно-однозначное соответствие между измеряемой величиной и некоторым числом. Измерение непрерывного многообразия (непрерывной величины) состоит в установлении количественного соотношения измеряемой величины с эталоном, под которым понимается величина, однородная с измеряемой величиной и принятая за единицу измерения. Результатом измерения дискретного многообразия представляется произведение отвлеченного числа и единицы измеряемой величины. Считается, что измерение непрерывного многообразия сводится не к установлению внутренней меры измеряемой величины, но к установлению отношения измеряемой величины к эталону. Результат такого измерения не дает информацию о внутреннем свойстве измеряемой величины самой по себе. Способы установления количественных характеристик величины в случаях отсутствия однозначного соответствия между величиной и ее количественным выражением в определенных единицах в физике не считаются измерениями [35. С. 208]. Измерение подразумевает объект измерения, единицу измеряемой величины, техническое средство измерения, метод измерения, устройство, регистрирующее результаты измерения, полученное значение измеряемой величины, оценку его отклонения от истинного значения (погрешность измерения). Измерения подразделяются на прямые (непосредственное измерение самой величины) и косвенные (результирующее значение величины получают по известной зависимости из непосредственно измеряемых величин).
Всякое измерение характеризуется неизбежными погрешностями методического (из-за несовершенства метода измерения) и инструментального (из-за несовершенства технических средств измерения) характера. Погрешности делятся на систематические (при многократных повторениях измерения они остаются постоянными или изменяются закономерно вследствие неправильной
56
подгонки мер, неправильной градуировки измерительного прибора, изменения температуры мер и измерительных приборов) и случайные (неопределенные по величине и природе, изменяющиеся случайно вследствие внутренних шумов в измерительном приборе, неконтролируемых случайных колебаний влияющих факторов). Случайные погрешности обнаруживаются при повторении измерений одной и той же величины с одинаковой тщательностью по различиям в последних значащих цифрах числовых результатов измерения. При высокоточных измерениях систематические погрешности устраняются с помощью поправок, найденных из специальных экспериментов, или изменением условий измерения. Случайные погрешности корректируются методами математической статистики (вычислением среднестатистических значений и др.). Измерение, освобожденное от всех систематических погрешностей, называется правильным. Измерение характеризуется степенью достоверности результатов, которая проявляется в точности результатов. Обычно точность оценивается указанием положительного и отрицательного пределов наибольшей возможной погрешности («от и до»).
Существует множество методов измерения: метод непосредственной оценки (измерение температуры термометром, измерение стрелочными приборами), дифференциальный, или разностный метод (эффект измеряемой величины уравновешивается эффектом известной величины), метод замещения (измеряемая величина замещается в измерительной установке равновеликой ей известной величиной (мерой) без изменения состояния измерительной установки), метод совпадений (фиксация совпадений рядов равномерно чередующихся отметок или сигналов, соответствующих измеряемой величине и известной величине). Измерение вполне обоснованно характеризуется в качестве основного средства объективного познания окружающего мира [35. С. 208].
Дата: 2018-12-21, просмотров: 248.