Формами теоретического знания являются теоретические понятия (термины), теоретические высказывания, проблемы, гипотезы, научные теории. Возвращаясь к вопросу о том, что такое понятие, отметим, что термином «понятие» в науке обозначаются различные по своему уровню формы знания:
1) любое отвлечение (абстракция), в том числе в виде словесно выраженного, но аналитически не расчлененного общего представления об объектах определенного класса;
2) мысленное отображение класса объектов в форме аналитически расчлененной совокупности основных, общих, существенных признаков, вместе необходимых и достаточных для выделения объектов данного класса из множества других предметов познания;
3) мысленное конкретное, всестороннее, целостное воспроизведение какого-либо предмета в совокупности его многочисленных определений (свойств) и отношений.
Отмеченная многогранность характеристики понятия является положительным моментом, поскольку позволяет прослеживать развитие понятия от простой формы абстракции к форме аналитически расчлененного конкретного теоретического знания предмета познания (к теории). Поскольку структура научного знания включает в себя научные термины, высказывания и выводы, целесообразно рассматривать развитое, завершенное научное понятие как форм)7 мышления, языковым выражением которой является термин (отдельное слово или словосочетание). Понятием в этом смысле, как уже говорилось, будет мысленный синтез совокупности основных (логически не выводимых друг из друга), общих, отличительных признаков некоторого класса объектов познания.
К формам теоретического знания относятся общенаучные понятия и общие понятия отдельных научных дисциплин. К общенаучным понятиям современной науки относятся такие понятия, как «субстрат», «свойство», «структура», «система», «организация» и т. п. Разумеется, в этот разряд попадают также универсальные философские категории «материя», «движение», «причина», «следствие» и др. К общим понятиям отдельной науки принадлежит
62
понятие «технический объект» (к которому мы относим и технологию). В содержание понятия «технический объект» включается целый комплекс общих, основных и отличительных признаков соответствующих объектов. Таковым признаком является быть орудием целесообразной деятельности человека, а также единство естественного и искусственного, наличие субстратно-субстанциональной основы (материала), конструктивно-функциональная выделенность и оформленность параметров, сопряжение материала и строения с функцией, согласованность конструктивно-функциональной организации с возможностями человека по управлению и использованию объекта, особые качественные и количественные свойства, естественно-научные основы действия, определенные условия, порядок и организация работы, назначение, цель и сфера применения, технология изготовления (см. об этом [89]). Кроме общенаучных и общих понятий отдельных дисциплин к формам теоретического знания относятся и частные понятия каждой науки или научной дисциплины. Примерами могут служитыюнятия: «элементарная частица», «поле», «квант» —вфизике; «наследственность», «приспособление», «обмен веществ» — в биологии; «товар», «рынок», «деньги» — в экономике; «слово», «грамматический строй предложения», «речь» —в лингвистике и т.д.
Понятия естествознания являются отражением признаков природных явлений как таковых. В их содержание не входят признаки, характеризующие технологию обработки, изготовления и производства, конструктивную структуру, назначение, цель, сферу применения. Конечно, для указания связи естественных наук с приложениями приводятся иногда сведения о целях, способах и сферах использования объектов естественных наук. Однако для «чистого» естественно-научного познания эти позиции в структуре содержания его понятий не являются обязательными. Например, физическое понятие термоэлектрической эмиссии, фиксируя способность твердых и жидких тел испускать электроны вследствие нагревания этих тел, не включает в свое содержание никаких сведений о назначении, цели, сфере применимости этого физического явления и т. п.
Теоретические научные понятия развиваются в форме углубления, обогащения, уточнения их содержания. В особенности важную роль играет постепенное приближение содержания понятий научного знания к совокупности признаков, вместе необходимых и достаточных для выделения соответствующих объектов познания из всего множества объектов. Только посредством таких полных, зрелых понятий в конечном итоге может быть реализована
63
главная задача научной теории —дать объект в его необходимости, в его всесторонних отношениях.
Уточнение и обогащение научных понятий можно проиллюстрировать на примере развития понятия «авиационный двигатель». Около ста лет назад его содержание явно связывалось лишь с такими признаками, как высокая мощность, большая компактность (количественные характеристики), малый вес (количественная характеристика, подразумевающая ссылку на материал — легкие тугоплавкие металлы и сплавы). Спустя двадцать лет в содержание этого понятия были включены признаки надежности (качественная характеристика), использование на летательных аппаратах (область применения), создание необходимой для полета летательного аппарата тяги (назначение и цель), характер создаваемой силы (принцип работы). Еще через двадцать лет содержание этого понятия было существенно уточнено за счет введения признака, отличающего авиационный двигатель от ракетного двигателя: авиационный двигатель имеет своим назначением приведение в движение аппаратов, летающих в околоземном воздушном пространстве. В результате содержание понятия авиационного двигателя было выведено на гот уровень научности, который соответствует познанию совокупности необходимых и достаточных признаков данного класса объектов.
Развитие научных понятий проявляется также в их обобщении, в расширении их объема. С содержательной стороны обобщение понятий отражает процесс отсеивания отдельных основных признаков из содержания соответствующих понятий. В результате понятия охватывают более широкий круг объектов познания. Рассмотрим пример обобщения понятия «сварка». Первоначально сварка трактовалась как процесс неразъемного соединения металлических изделий путем местного их нагревания до расплавленного или тестообразного состояния. Затем понятие сварки было обобщено за счет снятия признаков, указывающих на специфическую природу свариваемых частей (металлические изделия) и способов осуществления сварки. Понятие сварки стало более общим в смысле охвата объектов (появилась, например, сварка пластмасс) и процессов соответствующего рода (например, электронная сварка).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.