В общем виде выделяют два вертикальных уровня знания — уровень обыденного знания и уровень научного знания. Научное познание — это организованная форма познания своих объектов. Формой такой организации является научное исследование, основанное на применении специальных методов познания. В этом отношении научное познание противостоит вненаучному знанию, к которому относят литературу, мифологию, религию, философию, идеологию и обыденное знание. Обыденное и научное знание отличаются друг от друга не только формой организации, но в первую очередь содержанием, контекстами и способами формирования и использования. Обыденное знание состоит из стихийно складывающихся представлений и так называемых «размытых» понятий о вещах, явлениях, процессах, способах действия с ними, о микросоциальных взаимодействиях субъекта знания с другими людьми. Главным источником формирования обыденных знаний
37
являются личные наблюдения, личный опыт человека. Более обширным источником обыденных знаний является языковая (устная и письменная) коммуникация. Она осуществляется в форме непосредственного языкового общения с другими людьми («знание понаслышке») и косвенного языкового накопления знаний в форме чтения литературы, газет, просмотра телепрограмм, кинофильмов, театральных постановок и т. п.
Обыденное знание в собственном смысле слова представлено предметным содержанием информации об объектах, явлениях и процессах непосредственно окружающего человека природного и социального мира. Содержание обыденного знания выражает вместе с тем экзистенциальные характеристики человеческой личности—преимущественную направленность на важные и полезные для человека объекты и ситуации, заботы, нужды, потребности. В контексте жизни человека обыденное знание тесно взаимосвязано с выражением житейских переживаний, таких как радость или печаль, надежда или безысходность, любовь или ненависть, уверенность или смятение, гордость или стыд и др. Обыденное знание — это не только отдельные представления и понятия, но и целые картины окружающей действительности, сценарии возможных последовательностей событий и действий самого человека.
Ценностные аспекты обыденного знания служат расстановке знаков и символов в естественном пространстве жизни. Элементы окружающей действительности (здания, улицы, площади, населенные пункты, степь, лес, река, горы, области, страны и т. д.) наделяются закрепленными в языке специфическими смыслами, репрезентирующими «типовые» формы использования соответствующих объектов и процессов. Средством закрепления указанных смыслов является, прежде всего, язык (поговорки, пословицы, наставления, запреты, приметы, мифы, легенды, истории, рассказы), но затем и формы социальных практик (ритуалы, обряды, церемонии и др.).
Обыденное знание фрагментарно в том смысле, что обычно представляет собой конгломерат автономных и слабо связанных друг с другом «конечных областей значений» языковых выражений, релевантных различным сферам действительности. Оно в высокой степени относительно, часто поверхностно, ситуационно. Критерием правильности обыденного знания является практическая польза. В этом смысле обыденные знания подтверждаются реальной повседневной практикой. Естественно, что отдельные элементы обыденного знания недостоверны, субъективны и представляют собой обычные мнения. Вместе с тем в обыденном
38
знании фиксируются, по крайней мере, поверхностные регулярности («чем острее заточен нож, тем лучше он режет»). Оно не просто описывает непосредственно данную человеку реальность, но включает в себя простейшие индуктивные обобщения. Объем и содержание обыденного знания исторически меняются, однако это знание более устойчиво по сравнению с научным знанием, так что справедливо его рассматривать как концентрирующееся вокруг опыта самотождественности человека.
Таким образом, обыденное, «житейское» знание, выражающее здравый смысл человека, относится к объектам (предметам и их свойствам), входящим в сферу непосредственной индивидуальной или коллективной жизнедеятельности людей, в сферу конкретного бытия человека. Такие объекты доступны освоению с помощью исторически конкретных форм наличной повседневной практики (в частности, производственной практики). К обыденному знанию относят неявное (невербализованное) знание, практические знания, складывающиеся стихийно рабочие, профессиональные знания.
Обыденные знания, отражающие практический опыт, складываются входе стихийно-эмпирического познания, передаются с помощью обыденного языка и включают в себя правила, нормы, процедуры, сведения, традиции. Их достоверность подтверждается повседневной практикой. Обыденные, практические знания формируются под влиянием ценностей, убеждений, целей, стратегий (моделей обучения, моделей поведения и др.), принципов, контекстуальных факторов, метафор и образов. Обыденное знание представляет собой конгломерат сведений, рецептов и т. п. Лишь отдельные элементы этого конгломерата связаны друг с другом. Даже специализированное по своему предмету обыденное знание не доводится до уровня целостной структуры.
Обыденные знания являются, как отмечал Дж. Бернал, самыми непосредственными источниками науки, существующими с самых ранних веков жизни человека и задолго до того, как науку стали считать институтом или мог развиться метод, отличный от здравого смысла. В этом отношении обыденное знание является основой, фундаментом научного знания.
Обыденное знание связано с научным знанием, что можно продемонстрировать на примере древней преднауки. Под предна-укой мы подразумеваем исторический этап развития знаний, которые, говоря метафорически, одной ногой стояли на почве разума, а другой — на почве вненаучных форм познавательного отношения к миру. Рациональным знание этого исторического периода было в части внешнего описания вещей и явлений действительности,
39
вненаучным это знание было в части объяснения и предсказания соответствующих явлений.
Вненаучные формы познавательного отношения к миру представлены, в частности, тотемизмом, объясняющим события и судьбы человека почтительным или непочтительным отношением к животному или растению, являющемуся покровителем рода,— тотему как объекту религиозного почитания, а также магией (признанием сверхъестественного характера воздействий некоторых вещей на другие вещи и на человека). Тотемные обряды посвящения (в жизнь рода) сопровождались пением гимнов, выражающих мифы о происхождении и развитии мира, человека с точки зрения тотемных представлений. Магия, по Дж. Фрейзеру, представляет собой ложное причинно-следственное увязывание явлений, ошибочное объяснение того, как действуют вещи в мире. Выделяются обычно хозяйственная магия (например обряды вызывания дождя, привлечения удачи на охоте и др.), лечебная «белая» магия, вредоносная «черная» магия. В рамках магии формировались зачатки опытного познания. Мифы представляют собой прототипы теорий, в которых силы природы персонифицированы. Ионийские греки позднее пересказали эти мифы без отсылки на действия богов.
Интересы первобытного человека были строго ограниченными (локальными) и практическими. Первобытный человек ясно осознавал различие между областью опыта, в которой он мог управлять вещами, и областью, в которой он должен был полагаться па ритуалы и магию. Находясь в практическом отношении к миру человек мог извлекать для себя пользу из окружающей среды. На этой основе формировалась область наблюдательных и описательных знаний, составляющих основу искусства охоты и собирания плодов.
Начала рациональной области знания формировались под влиянием наследственно передающихся координированных действий в системе «глаза — руки». Именно здесь коренятся основы рациональной науки механики. На основе наблюдения возникла практика классификации явлений, которая закрепляла накопленные биологические и отчасти химические знания. Фиксация подобия явлений и процессов создала предпосылки для рассуждений по аналогии, подкрепляемых накопленными наблюдениями. Примерами таких рассуждений являются рассуждения древних египтян о небесном мире как холмистой плоской равнине, через которую протекает «небесный Нил» — Млечный Путь. Древние вавилоняне уподобляли мир большому шару, в котором звезды подвешены к потолку. После изобретения колеса появилось представление о вращении небес вокруг своей оси. Смена времен года
40
связывалась с вызывающими их регулярными небесными явлениями. По аналогии влияние небес на материальный мир распространялось на жизнь человека (астрология).
В ходе охотничьей практики было найдено решение многих механических и технических проблем: гарпун со съемным наконечником, лучковое сверло, составной лук, лодка и др. Лук — это первая используемая человеком машина, основанная на медленном накоплении энергии при натягивании тетивы и быстром ее расходовании в момент пускания стрелы. Лучковое сверло является примером поддерживаемого вращательного движения, использование которого привело, в частности, к возникновению прядения. Проверяемое в процессе земледелия отношение труда к его результатам привело к расширению знаний причинно-следственных связей, ставших основой рациональной и осознанной науки.
Знание основ геометрии и арифметики реализовалось в ткачестве, плетении корзин, изготовлении глиняных сосудов. Последнее сделало возможным выплавку металлов (меди) и появление первоначальной химии. Были освоены плавка и литье металлов; отработана технология шлифования и обтесывания каменных орудий. Для изготовления сложных украшений, сосудов, статуй использовались сварка, паяние, клепка. Применение кирпичной кладки привело к формированию идей прямого угла, прямой линии, площади и объема геометрических фигур. Расчет объема пирамид древними египтянами предвосхитил методы интегрального исчисления.
Возникли практическая астрономия и география, связанные с поиском земли по звездам при плавании в открытом море. Развитие наземного транспорта базировалось на идеях использования силы животных и колеса, прикрепляемого к колеснице, в частности с помощью примитивного (кожаного) подшипника. Основы механики были заложены использованием рычага и наклонной плоскости при строительстве огромных пирамид и храмов. Сформировались процедуры измерения количества предметов в ходе товарного обмена и распределения продуктов (метод сопоставления совокупностей предметов) и стандартные единицы измерения. Сначала предметы сопоставлялись десяти пальцам рук, а затем в практик)' вошло сопоставление предметов совокупности камней, что положило начало калькуляции. Замена камней бусинками привела к возникновению первой счетной машины — абака. Переход к действиям с обозначениями предметов привел к простейшим операциям сложения и вычитания без подсчета реальных предметов. Практика вычислений положила начало созданию
41
лунного и солнечного календарей, закреплявших число дней в году, часов — в сутках, минут — в часе.
Человек опытным путем изучал сложные химические реакции в ходе выплавки руд, очистки металлов, их окраски и покрытия глазурью. Первобытные химики знали, по меньшей мере, девять химических элементов — золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо, серу, углерод. Они различали сплавы таких элементов, как цинк, сурьма, мышьяк. Решающим шагом в истории химии явилась практика химического анализа — отделения металлов, находящихся в сплаве или в виде примеси в рудах. Древние химики были знакомы с основными принципами окисления и восстановления. При попытках сделать медь похожей на золото они получили бронзу, глазурь, из которой затем произошло стекло. Из поразительных химических преобразований ранние химики сделали вывод, что нет границ для таких преобразований. Этот вывод составляет содержание мистического суеверия, получившего название «алхимия».
О связи обыденного и научного знания свидетельствует и современная практика популяризации научного знания в смысле упрощенного изложения и разъяснения научных знаний с помощью языка «здравого смысла». Известный немецкий физик М. Борн считал, что результаты науки должны быть истолкованы в такой форме, которая была бы доступна каждому мыслящему человеку. Научное познание по сути представляет собой продолжение обыденного познания, но отличается непротиворечивостью (в тенденции), системностью, целенаправленностью, методичностью (формируется на основе научного метода).
В определенном смысле уровнями знания являются также эмпирические и теоретические научные знания. При этом характеристика эмпирических и теоретических научных знаний как уровней не должна трактоваться в смысле их разделения абсолютно непроходимой границей, отрыва друг от друга, отрицания их сложных, многообразных связей.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 236.