Теоретическое познание в высшей степени систематично и методично. К методам теоретического познания в первую очередь следует отнести анализ, абстрагирование, синтез. Обыденный и научный опыт свидетельствуют, что объекты познания являются целостностями, единством своих частей и свойств. Некоторые такие целостности «физически» могут быть расчленены.
94
разложены на свои элементы. Примером может служить машина, которая может быть разобрана на свои узлы, агрегаты, детали. Однако многие так называемые органические целостности физически неразложимы. Предметы познания являются делостностя-ми таких своих свойств, как форма, размеры, цвет и т. п. Однако такие предметы нельзя реально разложить на отдельно друг от друга существующие форму, размеры, цвет и пр. Расчленение таких целостностей может быть осуществлено только мысленно. Разумеется, мысленному расчленению доступны и физически разложимые целостности. Анализ и представляет собой операцию мысленного расчленения целостностей. Мысленно расчленять можно только то, что содержит в себе различные стороны, существующие в своей различенности. Анализ создает предпосылки для рассмотрения различенных сторон целостных объектов изолированно и независимо друг от дфуга.
В этой связи аналитическая деятельность мышления увязывается с абстрагированием как приемом мысленного отвлечения отдельных признаков и сторон объекта как от самого объекта, так и от других его признаков. Абстрагирование является естественным продолжением анализа. Оно реализует возможность рассмотрения различных сторон объекта познания изолированно и независимо друг от друга, их превращения в самостоятельные объекты мысли. Гносеологическая оценка роли абстрагирования в познании выражается положением о том, что абстрагирование имеет своим результатом формирование упрощенного образа, упрощенной умственной модели предмета познания, в которой предмет представлен только со стороны абстрагированного свойства, признака. В обыденной жизни упрощению придается негативный смысл, отрицательное значение. Оно связывается с отказом от углубленного познания, с обеднением, искажением, примитивизацией предмета познания, что в пределе чревато упрощенчеством, поверхностностью подхода к делу и даже вульгаризацией. В принципе опасность вольного или невольного упрощенчества в его негативном смысле возможна и в научной практике, особенно в сфере среднего образования и популяризации научных результатов. Однако в контексте научной практики упрощение имеет иной смысл по сравнению с обыденным мышлением. В обыденном мышлении упрощение подается в качестве конечного, «окончательного» результата познания, «окончательной истины». В научной практике упрощение в ходе абстрагирования представляет собой начальную стадию на пути к углубленному познанию объекта. Без абстрагирования невозможно отделить явление от сущ-
95
ности, случайное от необходимого, уникальное от общего в объекте познания. Это во-первых. А во-вторых, ученый прибегает к упрощению только тогда, когда имеет дело со сложными целостнос-тями, которые невозможно непосредственно, разом «схватить» мышлением. Приходится двигаться к постижению таких целост-ностей через предварительное формирование упрощающих их моделей.
Исходным пунктом такого движения может быть форма абстрагирования, называемая идеализацией. С логической точки зрения идеализацию легче всего разъяснить как результат предельного перехода при изучении свойств, способных изменяться по величине, интенсивности и т. п. (таковы, например, скорость, масса и др.), а также свойств, представимых соотношениями, в которых одна или обе стороны являются изменяемыми величинами (число Маха: отношение скорости движения тела в однородной среде к скорости звука в той же среде; коэффициент поглощения: отношение излучаемого телами потока к потоку, падающему на тела излучения, и др.). Объекты — носители таких свойств могут располагаться в упорядоченные последовательности но признаку убывания (возрастания) соответствующих величин. Количественная мера подобных свойств в последовательности может быть устремлена к некоторому предельному значению, определяемому конкретными условиями исследования. Идеализация имеет место в том случае, когда переход к пределу выводит за границы реально, эмпирически существующих объектов, их свойств. Пример — переход к предельному значению коэффициента поглощения, равному единице. В этом случае постулируется существование абсолютно черного (неизлучающего) тела. Подобных тел в природе нет, однако введение такого понятия удобно и даже необходимо. Идеализация ведет к умственным, существующим лишь в уме, но не в реальной действительности, объектам. Логическая природа идеализации (предельный переход) вовсе не означает, что тот или иной тип конкретной идеализации обязательно вводится строго посредством предельного перехода. Идеализация может вводиться прямо как форма теоретического описания некоторого эмпирического материала. Так, идеализация бесструктурной элементарной частицы в физике микромира введена не предельным переходам, а как наиболее адекватное описание поведения элементарных частиц в области низких энергий, в которой структура микрочастиц не влияет на их взаимодействие и частицы ведут себя, как бесструктурные образования. Лишь с переходом в область высоких энергий обнаружился идеализированный характер первоначального
96
представления о микрочастицах, и были созданы их структурные модели.
Идеализация как форма абстрагирования отличается от эмпирической абстракции, состоящей в мысленном отвлечении от некоторых эмпирически существующих свойств реальных объектов и сосредоточении внимания на остальных свойствах объектов. В отличие от эмпирической абстракции смысл идеализации состоит в умственном наделении объектов эмпирически нереализуемыми свойствами. Можно сказать, что идеализация — это способ умственного наделения объектов познания свойствами, отсутствующими у эмпирически существующих объектов и в принципе не способными им реально принадлежать.
С помощью идеализации в науку введено множество чисто умственных объектов познания, таких как «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «абсолютно жесткое тело» и т. и. Идеализация как разновидность абстракции направлена не просто на конструирование чисто умственных объектов познания. Она обычно направлена на формирование правильно и регулярно устроенных умственных объектов, что существенно облегчает формулировку законов науки.
Если взять в качестве примера идеализированного объекта окружность, то этот объект и вводится в рассмотрение (говоря упрощенно) с помощью фиксации регулярности: «Все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии от точки, лежащей в плоскости окружности и называемой ее центром». В качестве другого примера идеализированного объекта можно взять идеальный кристалл, характеризуемый совершенной (лишенной каких-либо дефектов строения) трехмерно-периодической решеткой. Еще один пример — идеальная жидкость, характеризуемая непрерывностью (отсутствием структуры) и, как следствие, отсутствием вязкости, теплопроводности, внутреннего трения между любыми соседними слоями. С помощью идеализации осуществляется перевод познания на собственно теоретическую почву. Эмпирическая абстракция и идеализация, таким образом, делают объекты познания более простыми по сравнению со сложными эмпирически существующими объектами, что упрощает и проблемы познания.
Наиболее абстрактные идеализированные объекты относятся к базовому, фундаментальному уровню дисциплинарно организованного теоретического познания. Такое познание направлено на получение и углубление знаний безотносительно к их использованию для решения конкретных практических, прикладных задач.
97
Соединение фундаментальных идеализированных объектов со специфическими более или менее конкретными концептуальными моделями изучаемых объектов порождает уровень специального теоретического знания. Такое знание реализуется как в дисциплинарной организации науки (фрагментации научного знания на отдельные самостоятельные науки), так и в более низких уровнях внутридисциплинарного специального теоретического знания, обслуживающего решение конкретных, в том числе прикладных научных проблем.
В результате идеализации, этого своеобразного «полета в область абстракции», исследовательская мысль нередко оказывается в сферах, лишенных атмосферы чувственной наглядности. Примером может служить математическое представление о непрерывных кривых, не имеющих ни в одной точке касательных. Объекты высших ступеней абстракции оказываются в этой связи результатом творческого воображения исследователя, который, как и художник, получает возможность выходить за границы простого копирования реального мира и создавать новые, ранее неизвестные продукты абстрактного мышления. Такие продукты, взятые в буквальном смысле, образуют сферу чистой абстракции, обладающей реальностью, относительно независимой от объективной действительности. Свойства объектов этой области совершенно отсутствуют у их реальных прообразов и воспроизводят последние «в значительно измененном виде» [81. С. 554].
В теоретической механике используется такой идеализированный объект, как материальная точка, под которой имеют в виду материальное тело, лишенное размеров, но наделенное массой. По поводу этой идеализации крупнейший русский специалист по гидро- и аэродинамике Н. Е. Жуковский писал: «Это — как бы шарик, наполненный материей, радиус которого уменьшился до бесконечно малой величины, а масса сохранилась та же... Хотя это представление — чисто фиктивное... но в механическом смысле существуют точки, имеющие тождественное значение с материальной точкой конечной массы. Такой точкой, например, является центр тяжести твердого тела» [31. С. 12].
Использование идеализации в теоретическом познании имеет целью замену рассмотрения многосложных эмпирических объектов более простыми, «правильными», регулярными теоретическими объектами, упрощающими, в частности, установление, повторим, научных законов как наиболее важных элементов научной теории. Идеализация является способом перехода от эмпирического исследования реально существующих объектов незнания
98
к рассмотрению чисто умственных научных объектов, существующих лишь в интеллекте исследователя. Однако при этом следует помнить, что такие объекты в свое содержание включают не только идеализирующие действительность свойства. Наряду с идеализирующими свойствами умственный объект обычно включает в себя описываемые с помощью теоретических терминов реальные свойства объектов. В силу этого обстоятельства идеализированный объект в целом не является абсолютным отходом от реальности. Так, например, упомянутый выше идеализированный объект «материальная точка» включает в себя идеализирующий признак отсутствия размеров, но в то же время этот объект характеризуется и реальным свойством конечной массы. Идеализация, таким образом, является лишь способом обеспечения теоретического рассмотрения объектов познания «в чистом виде», способом включения идеализирующих свойств в число характеристик объекта познания, обеспечивающих изоляцию объекта от несущественных, побочных, искажающих обстоятельств. Идеализация в этом смысле хотя и является огрублением действительности, но реализует такое важное качество ученого, как способность к продуктивному воображению, эффективно работающему в науке.
Умственные идеализированные объекты науки, в отличие от материального предметного мира, относятся к миру «идеального бытия» и являются законными объектами познавательной деятельности. К первичным формам познания умственных абстрактных, идеализированных объектов как таковых можно отнести так называемую интеллектуальную созерцательную интуицию. В традиционной философской трактовке созерцательная интуиция представляется формой непосредственного «схватывания» содержания объектов познания. Такое «схватывание» содержания внутренних явлений сознания известно под названием «интроспекция». Созерцательная интуиция обычно характеризуется в качестве формы активной деятельности, включающей в себя перемещение фокуса созерцания с одних объектов на другие, а также синтеза получаемой от объектов информации с информацией, хранящейся в памяти. Она относится к способам предметно адекватного, содержательного, не символического воспроизведения объектов познания. Известный русский философ Н. О. Лосский так выразил свое понимание созерцания: «...познавательный процесс, благодаря которому субъект наблюдает предметы в подлиннике, я называю словом созерцание, или непосредственное восприятие, или интуиция» [55. С. 260]. Очевидность созерцательной интуиции состоит в усмотрении того, что «есть налицо и обязывает признать себя» [56. С. 229].
99
Созерцательная интуиция формирует знания без участия логических процедур определения и вывода, то есть без детерминации получаемого знания другими знаниями. Конечно, в результатах непосредственного созерцания, как обычно, информация, идущая от познаваемого объекта, синтезируется с информацией, хранящейся в памяти человека. Тем не менее, считается, что достоверность очевидного созерцания объекта более фундаментальна по сравнению с достоверностью логического доказательства. Достоверность логического доказательства косвенная, поскольку опирается на такие косвенные критерии, как непротиворечивость, согласованность, правильность вывода и т. п. Достоверность созерцательной очевидности основывается на прямом усмотрении положения дел и в принципе должна располагать к большему доверию в условиях воспроизводимости результатов созерцания. Это находит свое отражение в приписывании большей значимости опытного познания мира, эмпирического описания мира по сравнению с теоретическим познанием (см. [92]).
К оценке очевидного характера созерцания внешнего материального мира следует, конечно, подходить осторожно, особенно в свете иллюзорного характера некоторых восприятий. Непосредственность и очевидность созерцания человеком внутренних явлений своего сознания, в том числе умственных идеализированных объектов, вызывают большее доверие. Конечно, и здесь очевидность созерцания зависит от степени насыщения поля созерцания объектами: чем больше насыщенность, тем меньше очевидность. Очевидность созерцания и здесь нетрудно спутать с психологическими чувствами уверенности и «самоочевидности». Созерцания могут приобретать статус очевидности также и от частоты своего «экспонирования». И тем не менее, созерцательная интуиция со всеми своими недостатками остается законным способом постижения умственных идеализированных объектов науки.
Применение методов анализа, абстрагирования и уподобления (установления сходства по каким-либо признакам) лежит в основе создания научных моделей объектов познания (научного моделирования). Научное моделирование относится к методам теоретического познания. По своему гносеологическому статус) модель противопоставляется познаваемому объект)' — оригиналу. В роли моделей могут выступать объекты (системы), в одном отношении сходные с оригиналом и отличные от оригинала в других отношениях, в определенном отношении упрощающие оригинал и являющиеся более доступными и удобными для исследования по сравнению с оригиналом. Изучение модели дает исследователю информацию, которая переносится на оригинал.
100
Слово «модель» многозначно в смысле существования разновидностей моделей (о сложности определения понятия модели см., например, [23. С. 481—483]). Под понятие модели подпадает образец какого-либо объекта, реализующий отношение сходства между многими объектами одного и того же качества: образец одежды, образец кожи, образец горной породы и т. п. Образец — это равноценный заместитель любого другого объекта того же рода. В этом смысле можно говорить о «вырожденном» случае модели, не связанной с упрощением оригинала. Существуют модели, воспроизводящие объект одного качества в объекте другого качества, другой формы существования. Такими моделями являются муляжи, живописные, скульптурные, графические изображения, стенды, тренажеры, имитаторы и др. Подобные модели относятся к разряду предметных, «эмпирических». Они дают приближенное воспроизведение оригинала на основе иного сравнительно с оригиналом материала. Существуют так называемые математические модели (системы дифференциальных уравнений, моделирующие изучаемые процессы), знаковые модели. К моделям можно отнести отображение оригинала любой онтологической природы в психической (мысленной) форме. Примерами могут служить модель атома Бора, модель фазовых переходов вещества и др. Под эту категорию подпадают концептуальные модели, о которых речь шла при рассмотрении специальных теорий. Целесообразно различать моделирование как создание модели и моделирование как модельное познание — изучение модели и перенос полученной информации на оригинал. В широком философском плане применение метода моделирования является свидетельством единства явлений мира. Моделирование выделяет общее в явлениях мира, определенную однородность оригинала и модельного объекта, поэтому общее назначение моделей и состоит в выявлении общего в изучаемых объектах и явлениях.
Моделирование существенно расширяет исследования, поскольку открывает возможности изучения объектов, не доступных прямому эксперимент. На современном этапе осуществляется также моделирование различных форм умственной деятельности человека с помощью кибернетических устройств.
Своеобразные формы абстрагирования и моделирования (знакового моделирования) лежат в основе такого метода теоретического познания, как формализация. В простейшем случае формализацией называют обозначение (символизацию) объектов познания с помощью знаков (символов). В естественном языке к символам относятся имена, то есть отдельные слова и выражения.
101
Формализация с помощью имен естественного языка называется дескриптивной [G9. С. 242J. Научная формализация представляет собой отображение объектов познания с помощью символов формального языка. Наибольшее значение для научного познания придается логической, или дедуктивной формализации, которая состоит в символическом отображении не только абстрактных объектов, но и общих взаимосвязей между понятиями, высказываниями, умозаключениями, содержательными теориями (см. [43. Гл. 4]). Примеры формальных систем можно найти в [ 109. С. 309]. [118. С. 388].
Всякая дедуктивная формализация опирается на использование некоторой формальной системы (не интерпретированного исчисления), которая характеризуется «алфавитом» — конечным множеством хорошо обозримых и легко распознаваемых «элементарных» знаков (букв), правилами построения формул из букв алфавита, списком исходных формул, называемых аксиомами, правилами вывода производных формул («теорем») из исходных аксиом. В такой системе имеют дело с определенными материальными объектами — буквами, формулами, последовательностями формул — и с простыми операциями образования и преобразования формул и их последовательностей.
Формализация какой-либо определенной области знания, например научной теории, состоит в абстрагировании от содержания теории и сосредоточении внимания на логике теории, логических отношениях ее элементов. Формализация может осуществляться разными путями. Можно от содержательной теории идти к формальной системе (абстрагирование): путем анализа содержательной теории выбирают ее основные, исходные понятия, предложения и дедуктивные связи между ними. С помощью букв подходящим образом вводимого алфавита в символической форме записывают эти понятия, предложения и их связи (символизация содержательной теории). Затем содержательно понимаемый в данной теории вывод одних высказываний из других сводят к простейшим правилам преобразования введенных символических выражений (формализация процесса дедукции). Формализация может быть проведена другим путем: имея полностью построенную формальную систему, дают ей интерпретацию на содержательной теории. В результате формальная система становится формальным языком со своими синтаксисом и семантикой.
В обоих случаях имеется один и тот же результат: понятия и высказывания содержательной теории записываются в виде конечных последовательностей знаков, а правила вывода сводя гея
102
к простым «механическим» операциям над подобными конечными последовательностями. В итоге формализованная теория представляется в виде исчисления, логического формализма. В формализованной теории имеют дело уже не с содержательными понятиями и высказываниями, а с формальными лингвистическими выражениями и эффективными методами оперирования ими. На место содержательных понятий и высказываний, имеющих определенное отношение к объектам познания, как отмечал еще И. Кант, «ставятся их знаки». В результате «сами обозначаемые вещи остаются при этом совершенно вне сферы мысли до тех пор, пока при подведении итога не расшифровывается, наконец, значение этого символического вывода» [38. С. 280].
В конечном итоге формализация преследует цель заменить оперирование и изучение содержательных элементов (например научной теории и связей между ними) оперированием репрезентирующих (моделирующих) их лингвистических конструкций. Символизация содержательных элементов теории повышает компактность (краткость, сжатость) представления теории и ее частей. Благодаря специальным простым семантическим правилам сопоставления смыслов и денотатов выражений теории и символических выражений формального языка повышается точность отображения свойств и отношений объектов предметной области научной теории [109. С. 309].
Гносеологическая сущность метода формализации состоит в обособлении (абстрагировании) логической формы мышления от реального материала действительности, от собственного содержания понятий и высказываний теории. Такое обособление проводится для решения различных проблем. Из них следует назвать, прежде всего, стремление исследовать логическую форму в «чистом» виде и математически точными методами. Но здесь, как и во многих других случаях, достижение точности осуществляется за счет идеализации и огрубления (упрощения) объекта исследования. Мышление в случае формализма (исчисления) имеет дело с абсолютно точным рассуждением, но ни один реально протекающий процесс содержательного мышления не обладает такой абсолютной точностью. Формализм является лишь приближенным описанием (подобием) реальных логических связей.
Формализация позволяет решить общими методами такие важные проблемы, относящиеся к теории в целом, как проблема разрешения (построение доказательства того, что произвольная формула теории либо выводима в теории, то есть является теоремой, либо не выводима), непротиворечивости, независимости
103
(невыводимости друг из друга формул, принятых в теории за аксиомы) , полноты (выводимости всех содержательно истинных высказываний теории) и др. Метод формализации значительно облегчает решение ряда других проблем: позволяет легко исключить неявно принимаемые предпосылки рассуждения, предупредить противоречия, проистекающие из привнесения в предметную теорию утверждений метатеории, проводить четкую границу между принимаемыми без доказательств высказываниями и высказываниями, требующими доказательств и др.
Формализация вовсе не сводит содержательные понятия теории к знакам и тем более не отождествляет понятия со знаками. Сводить понятия к знакам, отождествлять понятия со знаками в общем плане недопустимо. Но замещение изучения понятий и других абстрактных образов изучением лингвистических конструкций, репрезентирующих понятия, является вполне научным приемом. Замещать изучение понятий изучением знаков с целью выявления логической структуры содержательной теории не означает, что понятия теории и сама теория признаются условными знаками. Конечно, формализованная предметная теория предстает на уровне ее метатеории как система бессодержательных символов и выражений. Однако надо иметь в виду, что термином «формализованная предметная теория» в данном случае обозначается не теория в собственном смысле (система содержательных понятий, высказываний и т. п.), а всего лишь материально выраженный в лингвистических конструкциях логический каркас теории. Формализация не связана с отрицанием содержательной стороны познания. Всякая гносеологическая оценка метода формализации как способа выявления и изучения логической структуры теоретического мышления в «чистом» виде должна опираться на то, что метод состоит в применении приема абстрагирования логической формы от содержания образов. А отвлечение, абстрагирование формы от содержания — это совсем не то же самое, что и отрицание содержания. Поэтому применение метода формализации не следует истолковывать в смысле ограничения анализа мышления и абстракций только чисто формальным анализом языка, фиксирующего абстракции. Кроме того, и ограниченность этого метода при исследовании содержательного мышления со времен известных теорем К. Геделя о неполноте достаточно богатых формальных систем ни у кого не вызывает сомнений.
Мысленное расчленение целостностей на элементы не является конечной целью познания предмета. Абстрагирование — способ временного отхода от задачи целостного познания предмета.
104
Еще раз вспомним слова В. Гейзенберга: познание природы не дается осмыслением одного отдельного явления или одной отдельной группы явлений, оно достигается лишь тогда, когда мы сводим к одному простому корню огромное множество опытных фактов. В этом смысле метод абстрагирования относится к начальным этапам познания целостностей. Мысленный отход от действительности, как известно, несет в себе возможность заблуждения, поскольку может иметь своим результатом создание искаженного, одностороннего образа предмета. Вместе с тем абстрагирование — это эффективное средство самостоятельного изучения в предмете познания его наиболее существенных сторон, таких, например, как закономерная регулярность, необходимость, всеобщность, особенность, сходство с другими предметами и т. д. Без абстрагирования невозможно сформировать ни одно теоретическое понятие, ни один идеализированный объект науки, которые благодаря абстрагированию «обретают собственную жизнь» и к которым в свою очередь применяется прием абстрагирования. В результате наука формирует системы понятий различного уровня абстрактности.
Переход к познанию целостности («цельности») объектов и систем — это задача синтетической ступени мышления, которая реализуется в ходе мысленного синтеза сторон, характеристик, признаков и т. д. в целостность. Речь при этом идет не о процедуре материального, «физического» синтеза целостности, но об умственной операции, о мысленной интеграции заданных элементов в целостность. Синтез как прием теоретического познания предполагает мысленное проникновение во внутренние связи, взаимодействие интегрируемых частей. В этом смысле синтез является ступенью углубления мышления в свой предмет. Выше мы сформулировали положение, что без анализа невозможно формирование содержания понятий. Теперь от этого положения надо двигаться вперед: содержание понятий состоит из признаков, выделенных с помощью анализа, но само содержание понятий формируется в результате синтетической деятельности, синтеза признаков в целостность. Анализ, абстрагирование, синтез являются универсальными логическими приемами формирования теоретических понятий.
В свое время Энгельс с помощью категорий «анализ» и «синтез» разметил основные исторические этапы познания мира. Общий ход познания природы и общества, согласно Энгельсу, включает в себя в качестве основных ступеней непосредственное созерцание предмета изучения как нерасчлененного целого (формирование чувственно конкретного образа объекта), затем мысленное
105
выделение отдельных сторон предмета, изучение его частностей (формирование абстрактных понятий на основе анализа и абстрагирования) и, наконец, воссоздание с помощью синтеза абстрактных понятий целостной мысленной картины предмета (формирование конкретного образа объекта на уровне мышления). Последняя ступень наиболее полно реализуется научной теорией.
В формировании научной теории, осуществлении ее функций описания, объяснения, предсказания существенную роль играет метод умозаключения. Явно процедурный, оперативный характер умозаключения позволяет трактовать его именно как метод познания, что, собственно, и находит отражение в использовании понятий «дедуктивный метод», «индуктивный метод» в современной методологии науки.
В целом умозаключение является формой получения выводного знания, вывода заключения из принятых посылок. Особенность умозаключения как процедуры — получение следствий из посылок без непосредственного обращения к опыту, к наблюдению предмета мысли. По характеру связи заключения с посылками умозаключения подразделяются, как известно, на демонстративные (истинность заключения в них с необходимостью вытекает из истинных посылок) и правдоподобные (истинность заключения вытекает из истинных посылок лишь с известной степенью вероятности, о чем говорилось выше в связи с вероятностными предсказаниями). К демонстративным умозаключениям относятся дедуктивные умозаключения, в которых заключения имеют ту же или меньшую степень общности, что и посылки. Последнее является основанием считать, что следствие дедуктивного умозаключения в предметном аспекте не ведет к расширению знания. К правдоподобным умозаключениям относятся выводы, в которых заключение имеет большую степень общности в сравнении с посылками. В дедуктивных умозаключениях истинность заключения зависит как от логической правильности умозаключения (соблюдения правил вывода), так и от истинности посылок. Дедуктивные выводы используются, в частности, при дедуктивно-аксиоматическом развертывании содержания зрелых научных теорий.
К правдоподобным умозаключениям относится индуктивное умозаключение, состоящее в получении общих суждений (обобщений) из суждений меньшей степени общности (в пределе — из единичных суждений, выражающих отдельные факты). Индуктивное обобщение используется в ситуациях, когда исследуется некоторый класс (множество) явлений (объектов) на предмет принадлежности его к элементам определенного выделенного (фиксированного)
106
признака. При этом сам класс предварительно задается или, как говорят, конституируется некоторым другим общим признаком его элементов.
Индукция является, в сущности, способом переноса фиксированного признака с изученных отдельных элементов класса объектов, выдержавших проверку на принадлежность фиксированного признака, на все элементы исследуемого класса. Индукция как метод мышления ассоциируется с опытным познанием, имеющим под собой фактический фундамент в виде полученного с помощью наблюдения и эксперимента знания признаков отдельных элементов исследуемого класса. В этой связи некоторые философы науки применительно к естествознанию употребляют термин «индуктивные науки». Эта традиция восходит к идеям Дж.-С. Милля [63].
Посылки индуктивного умозаключения (за одним исключением, который рассмотрим ниже), будучи истинными, не делают заключение необходимой достоверной истиной. Они лишь подкрепляют в той или иной мере (с некоторой вероятностью) только правдоподобность заключения. В этом смысле индукция не является формальным выводом. Она имеет существенное значение для введения эмпирических научных понятий и высказываний, формулировки и проверки гипотез, выявления законов, поиска общих методов решения задач.
Для понимания роли индукции в научном познании следует учитывать существование двух видов индуктивного вывода — полной и неполной индукции. Полная индукция имеет место, если в базисе индуктивного умозаключения (в его посылках) представлены результаты исследования каждого элемента исследуемого класса на предмет принадлежности фиксированного признака. При обнаружении принадлежности фиксированного признака каждому элементу исследуемого класса в заключении индуктивного вывода утверждается, что все элементы изучаемого класса обладают фиксированным признаком. Создается впечатление, что заключение индуктивного вывода не дает никакого нового знания в сравнении с посылками. В количественном отношении это так: заключение не расширяет множество объектов, зафиксированных в посылках. Однако с содержательной стороны индукция расширяет знание. Поясним это тривиальным примером. Рассмотрим в качестве базиса индукции совокупность единичных посылок:
1. Иртыш течет на север.
2. Обь течет на север.
3. Енисей течет на север.
4. Лена течет на север.
107
Если обратить внимание на то, что перечисленные реки образуют класс по признаку «крупная река Сибири», то индуктивное заключение будет иметь вид: «Все крупные реки Сибири текут на север». Очевидно, что в заключении по сравнению с посылками присутствует некоторая новая информация. Полная индукция дает достоверно истинное заключение при истинности посылок. Этим своим свойством полная индукция родственна дедуктивным умозаключениям.
Популярная и научная индукции являются видами неполной индукции. Более точно популярная индукция называется индукцией через простое перечисление, в которой не встретилось противоречащего случая. В базисе этого вида индуктивного вывода выражаются все успешные результаты испытания части элементов изучаемого класса объектов: фиксированный признак присущ каждому испытанному элементу в отдельности, и в ходе испытания не встретилось ни одного исключения, ни одного противоречащего случая.
При проверке принадлежности фиксированного признака выбираемым из класса элементам эти элементы «извлекаю гея» из класса случайным образом, без использования единой методики. Случайному характеру выбора испытываемых элементов исследуемого класса при использовании популярной индукции придается существенное значение. В нем усматривается «противоядие» против подгонки испытаний под заранее пристрастно принятое заключение. Столь же существенное значение придается отсутствию противоречащих случаев, исключений из «общего правила», что считается сильным аргументом в пользу сделанного обобщения. Однако обнаружение исключений зависит от числа проведенных испытаний и других условий. В общем и целом не существует никаких стандартных критериев, которые помогали бы установить число испытаний, исключающее ошибку поспешного обобщения. В популярной индукции всегда содержится элемент рискованного скачка от результатов испытаний части элементов исследуемого класса к обобщению полученных результатов на весь класс рассматриваемых объектов. Возможностью такого скачка объясняется отсутствие абсолютной достоверности индуктивного обобщения в рамках популярной индукции. Степень вероятности правильного заключения по популярной индукции может быть каждый раз повышена двумя путями: увеличением числа отображенных в базисе испытаний и вовлечением в испытания более или менее существенных признаков элементов исследуемого класса.
Научная индукция отличается использованием специальной методики формирования базиса индуктивного умозаключения,
108
специальным планом выбора элементов исследуемого класса на предмет установления принадлежности фиксированного признака, обоснованием более или менее существенного характера выделенного признака элементов изучаемого класса, его зависимости от признака, на основе которого конституируется изучаемый класс. Последнее означает требование причинного объяснения необходимой присущности фиксированного признака элементам исследуемого класса. Если такое причинное объяснение удается получить, индуктивное правдоподобное заключение становится хорошим приближением к воспроизведению действительного положения дел. Другими словами, степень правдоподобности по сравнению с заключением индукции через простое перечисление оказывается более высокой.
Примером научной индукции служит статистическое обобщение (статистический вывод), в котором речь идет, как правило, о распределении признаков среди элементов выделенного класса. В статистике выделенное множество называется генеральной совокупностью (популяцией и т. п.), а испытанная часть элементов генеральной совокупности — выборкой (выборочной совокупностью, пробой, образцом). Для обеспечения репрезентативности выборки (ее способности воспроизводить характеристики генеральной совокупности) она формируется в соответствии с определенными критериями. Структура выборки организуется так, чтобы она с определенной, заранее установленной погрешностью воспроизводила структуру генеральной совокупности.
В научном мышлении существует немало результатов, полученных методом научной индукции. Вот пример из генетики. Ученик Г. Менделя К.-Э. Корренс проводил эксперименты по скрещиванию двух родственных видов растений, один из которых имел белые, а другой — темно-красные цветки. В результате скрещивания, как заметил Корренс, в следующем поколении появляются гибридные растения с розовыми цветками. Скрещивая гибридные растения, Корренс установил, что в третьем поколении появляются все три типа растений: с белыми, темно-красными и розовыми цветками. Генетики заинтересовались распределением цветов среди растений третьего поколения. Уже сам Корренс наблюдал 564 растения третьего поколения (выборка) и установил, что в третьем поколении появилось 141 растение с белыми, 132 — с темно-красными, 291 — с розовыми цветками. Отсюда родилось обобщение: в третьем поколении исходные виды появляются примерно в равном количестве, а гибридные растения — в два раза чаще, что ведет к простому соотношению 1:1:2 (первые числа
109
соответствуют исходным видам). Впоследствии это обобщение получило и теоретическое подкрепление.
К индуктивным умозаключениям примыкает вывод по аналогии, поскольку он дает (за исключением отдельных специальных случаев) лишь правдоподобное заключение. В отличие от индукции как способа переноса знания с части класса на весь класс исследуемых объектов с помощью аналогии осуществляется перенос знания с одного объекта на другой. Основанием такого переноса является сходство двух объектов в более или менее длинном ряде признаков. Это сходство распространяется на другие признаки, зафиксированные у одного из сопоставляемых объектов при отсутствии прямых свидетельств их наличия у второго.
Смысл умозаключения по аналогии состоит в следующем: если известно, что объекты о и исходны в признаках Рг Р„ ..., Р и объект Ьобладает еще и признаком Р , то с известной степенью правдоподобия можно заключить о наличии признака Р также и у объекта а. Умозаключение но аналогии не является чисто формальным преобразованием посылок в заключение. В аналогии большую роль играют содержательные соображения, предположения, догадки. К ним относятся представления о системности, внутренней связности признаков, о степени существенности и отличительности рассматриваемых признаков для сопоставляемых объектов, о неслучайности сходства двух объектов в большом числе признаков и др. В связи с. правдоподобностью заключения аналогия не может быть средством доказательства.
Большую роль в умозаключении по аналогии играет догадка. Действительно, без догадки трудно уловить, например, аналогию между легкими животных и жабрами рыб (как органов дыхания), между треугольником и пирамидой (первый образуется соединением всех точек некоторого отрезка прямой с точкой, лежащей вне прямой, второй —соединением всех точек многоугольника с точкой, лежащей вне плоскости многоугольника) и т. п. Благодаря связи с догадкой аналогия играет существенную роль в научных открытиях.
Гл а в а 5
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ПРОБЛЕМА
Дата: 2018-12-21, просмотров: 311.