Вопрос об онтологическом статусе объекта научного познания относится к числу принципиальных проблем философии науки, идущих от общей философии. Различные философские концепции науки в зависимости от выбора общефилософской картины мира и места человека в нем дают различные альтернативные трактовки онтологического статуса объекта науки. Предпочтение, отдаваемое одной из общефилософских картин мира, опирается при этом на некоторую шкалу когнитивных (истинность, доказательность), нравственных (добро), эстетических (красота, гармония) и практических (полезность, простота) ценностей. Ценности используются для обоснования преимуществ выбранной трактовки.
Существует философское направление, именуемое феноменализмом, представители которого считают единственным объектом научного познания «явления» человеческого сознания. При этом внимание концентрируется, прежде всего, на таком элементе сознания человека, как ощущения, которые и называются
29
«явлениями», «феноменами». Так называемый объективный феноменализм, хотя и рассматривает ощущения как результат воздействия материальных предметов внешнего мира на органы чувств человека, отрицает при этом, что в субъективных феноменах сознания субъекту адекватно даны материальные предметы внешнего мира. Предметы внешнего мира остаются для субъекта непознаваемыми «вещами в себе».
Вариант объективно-феноменалистской трактовки природы научного познания и его объектов принадлежит И. Канту «критического» периода его творчества (см. [39]). Кант выделяет три познавательные способности человека: чувственность, рассудок, разум. Чувственность для Канта — это начало всякого познания. За пределами чувственных феноменов (ощущений), согласно Канту, существует реальность в виде вещей внешнего материального мира. Эти вещи Кант называет «вещами в себе», поскольку в феноменах чувственности (ощущениях) не содержится ничего, что могло бы быть присуще «вещам в себе» самим по себе. В ощущениях субъекта не дано «то внутреннее, что присуще объекту самому по себе». Вещи внешнего материальйого мира, хотя и «возбуждают» чувственность человека, но не являют свое содержание человеку через чувственные феномены. Ощущения являются исключительными модификациями состояний субъекта, и по ним невозможно узнать о подлинных свойствах материальных вещей. Субъект замкнут в сфере присущих ему чувственных феноменов.
С содержанием чувственных феноменов субъект знакомится с помощью внутреннего созерцания (интересный анализ кантовской трактовки отношения интуиции-созерцания к объекту (см. [125. Р. 289—298]), которое характеризуется содержанием («материей чувственных феноменов») и формой, предшествующей всякому конкретному содержанию ощущений (и в этом смысле являющейся априорной, доопытной), упорядочивющей «хаос ощущений». Форма созерцания представлена его пространственной и временной организацией и является необходимым условием всякого порождающего опыт эмпирического созерцания чувственных феноменов. Пространство и время как необходимые условия всякого эмпирического созерцания сообщают последнему объективность и всеобщность: все элементы чувственности могут существовать только в своей пространственной и временной структуризации, имеющей априорный характер. Кроме эмпирического созерцания, организованного пространственно и во времени, существует, согласно Канту, чистое созерцание самой пространственной и временной структуры эмпирического созерцания,
30
освобожденной от конкретного содержания феноменов чувственности. Оно является «чистой» формой всякого созерцания и в этом своем качестве образует предмет математики как науки: чистое созерцание пространственной структуры — это предмет геометрии, чистое созерцание временной последовательности — предмет арифметики.
Упорядочение феноменов чувственности с помощью априорных пространства и времени дополняется упорядочением феноменов с помощью априорных форм рассудка (понятий, категорий, суждений), которые устремлены на гносеологическую обработку априорных созерцаний и по содержанию замкнуты внутренним миром чувственности. Применения форм рассудка образуют, согласно Канту, единственно возможное средство теоретического познания, характерной чертой которого является синтез, соединение (свойств в содержании понятий, понятий — в суждениях).
Осознание содержания чувственных феноменов, согласно Канту, ведет к образованию высказываний наблюдения, констатирующих чувственные данные. Высказывание «Это желтое» может служить примером. Оформление чувственных данных с помощью форм пространства и времени ведет к суждениям восприятия, как, например, суждение «Солнце круглое». Оформление суждений восприятия посредством априорных категорий рассудка (единое, многое, всеобщее, реальность, отрицание, ограничение, субстанция, акциденция, причинность, взаимодействие, возможность, необходимость, случайность, существование) ведет к суждениям опыта. Примерами служат суждения «Солнце нагревает камень», «Солнце является причиной нагревания тел на земной поверхности». Способность представлять предметы без их актуального присутствия в созерцании образует продуктивную силу воображения, которая отчасти чувственна (сохраняет материал чувственности) и отчасти интеллектуальна (включает априорную форму синтеза). Согласно Канту продуктивная сила воображения лежит в основе порождения основоположений чистого естествознания. Упорядоченные феномены чувственности Кант называет природой, предметы и законы которой определены рассудком.
Синтез опыта с помощью категорий рассудка в известном смысле, полагает Кант, не завершен: существование вещей внешнего материального мира признано, и в сознании человека заложена неискоренимая потребность в завершении синтеза в смысле его применения к предметам внешнего мира («потребность разума»). Потребность удовлетворяется на основе регулятивного применения рассудка (по правилам рассудка) к «вещам в себе». Однако
31
в силу недоступности субъекту содержания «вещей в себе» синтез на основе применения к ним априорных категорий рассудка не «схватывает» содержание внешнего материального мира. Это всего лишь выражение стремления проникнуть в содержание внешнего мира. Формами выражения такого стремления являются гипотетические «идеи» чистого разума, предположительно выражающие содержание внешнего мира. Идеи дают не знание, но видимость внешнего мира «вещей в себе».
Своим анализом Кант показал, что притязания разума распространить синтез на предметы внешнего мира ведут к возникновению антиномий (противоречий), в которых тезис и антитезис рав-нодоказуемы и потому научным образом не могут быть использованы. Неразрешимую антиномию образуют, например, высказывания «Мир конечен» и «Мир бесконечен». Вывод, который делает Кант из существования антиномий, таков: познающее мышление не должно выходить за пределы опыта (эмпирического созерцания ощущений). Подлинно научное знание должно быть достоверным, всеобщим и необходимым. Такое знание нельзя получить из опыта самого по себе. Знание становится достоверным, всеобщим и необходимым только благодаря присутствию в опыте априорных форм его организации («чистого» пространства и времени, категорий рассудка, априорных синтетических суждений). Согласно Канту никакого внешнего материального объекта у научного знания пет.
Крайний феноменализм трактует ощущения просто как данные в интроспекции (анализ интроспекции см. в [120. Р. 87—94 j) факты сознания, существование которых не обязано воздействию на органы чувств предметов и явлений внешнего материального мира, поскольку существование такового отрицается. Примером крайней феноменалистской трактовки онтологического статуса объекта науки является концепция известного австрийского физика и философа Э. Маха, которая восходит к традиции, представленной философией Дж. Беркли (и отчасти Д. Юма).
Беркли является наиболее последовательным представителем крайнего феноменализма в истории философии. Существующие в душе ощущения он именовал идеями, некоторые из которых постоянно появляются в составе цельных устойчивых комплексов. Такие комплексы ощущений Беркли называл вещами, предметами. Для идей и их комплексов «существовать», утверждал Беркли, означает быть актуально или потенциально воспринимаемым, воображаемым и мыслимым человеком или божеством (см. [10. С. 44]). Воспринимаемость, воображаемость и мыслимость идей является, таким образом, критерием их существования. Непосредственно
32
и прямо воспринимаемые идеи Беркли считает первичными объектами. Их он считает правильными. Идеи, вызванные воображением,— это вторичные объекты. Реальностью (в берклианском смысле) обладают лишь идеи (ощущения) и их комплексы («вещи»). При этом, согласно Беркли, «объект и ощущение одно и то же» [10. С. 173]. Существование того, «что философы называют материей», Беркли отрицает [Там же. С. 186]. Материя «есть нечто непознаваемое» [Там же. С. 191], поскольку соответствие знания материи никак не может быть удостоверено [Там же. С. 210]. Подлинными объектами знания являются собственные идеи человека, например «то, что мы видим, мы знаем» [Там же. С. 141]. Результаты познания идей характеризуются очевидностью, истинностью, достоверностью.
Абстрактные общие понятия Беркли отвергает на том основании, что они являются противоречивыми, так как соединяют несоединимое. Например, общее абстрактное геометрическое понятие угла вообще надо считать противоречивым, поскольку в нем соединяются несовместимые образы одновременно острого, прямого, тупого углов, что, естественно, невозможно воспринять. Беркли утверждает, что большая часть наук, использующих общие абстрактные идеи, «исполнены темноты и сомнительности», «содержат парадоксы, совершенно неразрешимые для человеческого понимания», и «лишь незначительная их часть приносит человечеству кроме невинного развлечения и забавы истинную пользу» [Там же. С. 164]. Беркли прилагает немалые усилия для критики и «исправления» наук (математики, естествознания), использующих общие абстрактные идеи (см., например, [Там же. С. 217—236]). Из краткого изложения концепции Беркли видно, что в основе выбора идей как единственных объектов достоверного познания вообще и научного познания в частности у него лежит когнитивная ценность непосредственного очевидного постижения содержания идей и комплексов идей. В более общем плане Беркли привлекает также ценность теологической картины мира и человека.
Э. Мах — автор книг «Анализ ощущений и отношение физического к психическому», «Научно-популярные лекции», «Познание и заблуждение» и др. Общефилософским мотивом его концепции объекта науки является отрицание «философской метафизики», противопоставляющей мир материальных вещей миру идеальных явлений сознания и постулирующей понимание познания материальных вещей в духе «перевода» материи вещей в идеальные факты сознания, в ощущения. Понимание смысла положительной науки, согласно Маху, не должно опираться на подобную метафизику. Путь для теоретического преодоления философской метафизики
33
Мах увидел в учении о «нейтральных элементах», из которых состоят как мир вещей, так и человеческая психика. В контексте мира вещей «нейтральные элементы» — это реальные звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи, пространство, время и др. Из этих элементов складываются вещи, тела, материя. В контексте психики человека те же самые «нейтральные элементы» — звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи и т. п.,— но воплощаемые в форме ощущений. Хотя Мах трактовал «элементы» как не принадлежащие ни исключительно к сфере психического, ни исключительно к сфере физического, именно психическую форму элементов он предпосылает научному познанию в качестве объекта. Учение о «нейтральных элементах» Мах использовал для сведения вещей к непосредственно наблюдаемым «комплексам ощущений». Такое сведение лежит в основе формулировки Махом так называемого принципа «экономии мышления». По замыслу автора, этот принцип должен освободить научное мышление как от необходимости рассматривать параллельно два разных мира — материальный мир как таковой и мир идеальных по своей природе фактов сознания,— так и от метафизических представлений о познании как переходе материальных вещей в идеальные ощущения. Наука есть экономное обращение с опытом. Объектами научного познания, согласно Маху, являются лишь непосредственно наблюдаемые ощущения, их комплексы и отношения между ощущениями и комплексами ощущений. Базовые категории современной пауки (атом, абсолютное пространство, время, причинность, масса, сила и т. п.) Мах интерпретировал как метки комплексов ощущений, находящихся в функциональной взаимосвязи. Таким образом, Мах вполне в духе феноменализма сводит объекты научного познания к ощущениям и их комплексам, которые наблюдаются непосредственно.
Феноменалистской трактовке объекта научного познания противостоит материализм. Последовательный материализм (в частности диалектический материализм) настаивает на внутренней связи науки с материалистическим воззрением. Но главное, в различное время на эту связь указывали и выдающиеся представители естественной науки, как, например, А. Эйнштейн. Хорошо известны слова Эйнштейна: «Вера в существование внешнего мира, независимо от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания» [112. С. 136]. Известный физик XX столетия В. Гейзенберг писал, что естественно-научному духу отвечает тенденция рассматривать природу независимо как от Бога, так и от человека (см. [25. С. 222]). В последнее время эта идея завладела сознанием философов науки. Американец X. Лейси пишет, например,
Q Л
о «безальтернативном выборе современной наукой материалистических стратегий» [50. С. 165J. В основе этого выбора, согласно Лейси, лежат ценности социальной организации жизни человека, контроля процессов материальной действительности и управления ими, практического разумного преобразования мира для удовлетворения потребностей человека.
Согласно материализму к объектам научного познания в самом общем виде относятся природа и социум. Изучение явлений природы является делом естественных наук, охватываемых понятием «естествознание»; изучение явлений социума образует задачу социогуманитарных наук, охватываемых понятием «обще-ствознание». От объекта научного познания принято, как известно, отличать предмет научного познания, который представлен тем аспектом, «срезом», стороной объекта, который изучают отдельная наука или научная дисциплина. Качественное многообразие действительности определяет разнообразие областей научного знания. Если под объектом иметь в виду мир в целом, то предмет отдельных наук будет представлен качественно различными формами природной и социальной реальности, а также и формами их отражения в индивидуальном и общественном сознании человека.
К В. Виндельбанду восходит идея о разделении наук на два класса — науки, рассматривающие соответствующий вид действительности в аспекте его всеобщих характеристик, выражаемых законами науки (так называемые «номотетические» науки), и науки, изучающие вид действительности в аспекте его индивидуальных и неповторимых характеристик (так называемые «идеографические» науки). Первый род наук, согласно Виндельбанду, реализуется естествознанием, второй — социогуманитарными науками, основным назначением которых является понимание индивидуальных явлений с точки зрения их ценности, значимости. Абсолютное противопоставление естествознания и обществознания по принципу «номотетические — идеографические науки» спорно, что доказывается продолжающимися до сих пор дискуссиями философов науки по этой проблеме. Ценность разграничения номотетических и идеографических наук состоит в концентрации внимания философов науки на проблеме ценности и значимости в научном познании.
Гл а в а 3
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
И МЕТОДЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ
Конечным результатом научного познания является знание, явно или неявно (латентно) существующая в сознании информация, полученная опытным, интуитивным или дискурсивным путем и реализующая себя в эмпирических и теоретических формах. При определении сущности знания полезно вспомнить тезис М. Шелера о том, что, знание в определенном смысле является формой участия субъекта познания в конкретном бытии сущего. Если признать восходящее к М. Шелеру положение о знании внешнего мира как форме «любовной отдачи» субъекта познания бытию сущего, следует признать и верность тезиса, гласящего, что знания— это способ присвоения человека реальностью, которая делает человека своим собственным элементом. Одновременно знания означают и присвоение реальности человеком, которая получает свое представительство в чувственных и рациональных элементах человеческого сознания. На рациональном языке теории познания метафорические выражения «любовная отдача себя миру», «присвоение человека миром» означают «наполнение» форм чувственного и рационального знания реальным содержанием. В такой рациональной характеристике знания отсутствует привлекательная идея непосредственного участия человека в конкретном бытии сущего. Дело в том, что формы знания могут быть как проявлением участия сознания в конкретном бытии сущего, так и формой отхода сознания от такого бытия в случае ошибочного представления об объектах познания. Объяснить возможность такого отхода можно, в частности, отсутствием тождества между психическим способом бытия форм знания и способами бытия предметов внешнего мира. Благодаря этому различию сознание оказывается внешним по отношению к природе, не сразу, не просто совпадающим с ней (см. [53. С. 170]). Слово «совпадение» применительно к отношению сознания к внешнему миру можно употреблять лишь в смысле соответствия, согласованности [52. С. 115]. Таким образом, тезис Шелера получает универсальный смысл, если зна-
36
ние отождествляется хотя бы с относительной истиной: истинное знание, несомненно, является формой участия субъекта познания в конкретном бытии сущего.
Задолго до Шелера близкие его тезису положения развивал Гегель. Как известно, нечто, существующее само по себе, вне каких-либо отношений к чему-либо другому, Гегель обозначал термином «в-себе-бытие». Сознание отличает от себя «бытие-в-себе» и тем самым соотносится с неким «нечто». В этом соотнесении «бытие-в-себе» становится «нечто для сознания». Как пишет Гегель, «определенная сторона этого соотношения или бытия "нечто" для некоторого сознания есть знание». Знание есть «бытие предмета для сознания» [24. С. 46—47].
На уровне элементарных форм знание свойственно животным, являясь необходимым условием их жизнедеятельности и поведения. При этом речь идет именно о знаниях, а не о врожденных физиологических механизмах реагирования на факторы внешней среды и управления поведением (рефлексы, инстинкты). Примечательно в этой связи утверждение Ф. Энгельса об одинаковости у человека и высших животных «всех видов рассудочной деятельности», формирующих рациональные формы знания,—индукцию, дедукцию, абстрагирование, анализ, синтез и даже эксперимент [113. С. 357].
ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 286.