В самом общем смысле слова субъектом научного познания, естественно, является ученый как член научного сообщества. Принадлежность ученого к научному сообществу определяется не формальным отнесением самого себя к научному сообществу, но его личностными характеристиками. Философы уже не одно столетие дискутируют по вопросу о том, что такое личность вообще. Однако
23
практически все они признают, что понятие личности не тождественно понятию человека: по ходу своей жизни человек становится личностью, приобретая определенные качества (личностные характеристики). К качествам личности вообще относятся потребности, интересы, способности, умения (в том числе профессиональные), притязания, мотивы деятельности, степень креативности (способность к творчеству), степень внутренней свободы, идейная направленность, знания, жизненный опыт и достижения, ценностные ориентации, социальный статус, социальная роль, убеждения, нравственные установки, уровень самосознания и др. Личность — это субъект общественных, коллективных отношений и сознательной деятельности.
В перечне качеств личности выделяется интегрирующее ядро, придающее ей устойчивую направленность. В ядро включают способности, потребности, интересы, убеждения, нравственные установки, ценностные ориентации, знания. Особое место в ядре занимают знания. От знаний зависитуспешная реализация умений, притязаний, степени внутренней свободы, социальной роли и др. Знания лежат в основе осознанных и обоснованных убеждений.
Классическая философия стремилась выработать понятие о центрированности субъекта вокруг определяющего элемента, задающего абсолютную самотождественность субъекта, делающего субъекта абсолютной целостностью. В определении этого центра философы расходятся. Шопенгауэр таким центром считал волю: все элементы внутреннего мира субъекта — это проявления его воли. Фрейд считал таким центром уровень бессознательных побуждений к удовлетворению бессознательных инстинктивных потребностей, в частности половых (либидо), к достижению чувства удовольствия. Согласно Фрейду вся человеческая культура — это результат сублимации, то есть отвлечения сексуальной энергии на создание соответствующих ценностей. Существуют и другие трактовки центрированности личности.
Классическая философия склонна к центристской трактовке не только субъекта, но и познания как субъект-объектного отношения. Выражением этой трактовки является концепция субъекта познания как абсолютного центра познавательного процесса. В классическом смысле понятие «субъект» обозначает индивида, которому противостоит познаваемый и (или) преобразуемый им объект. Субъект («субъектпознания», «субъект действия») представляет собой активное начало, организующее процесс познания и практического преобразования объекта, тогда как объект в рамках данного отношения считается пассивной, «страдательной» стороной,
24
испытывающей воздействия субъекта. Субъект как активный центр познавательной деятельности «ставит перед собой объект». Без субъекта нет объекта познания. Центристская трактовка познавательного процесса, организуемого вокруг субъекта, провозглашает абсолютное противопоставление субъекта и объекта по линии «субъективное — объективное», а также ведет к отрицанию какой-либо самостоятельной роли, функции объекта в познавательном отношении «субъект — объект».
В противоположность классической философии современная философия постмодернизма и структурализма отвергает представление об абсолютной центрированности внутреннего мира субъекта. Эта философия отвергает не только представление о существовании некоторого абсолютного центрального элемента внутреннего мира субъекта, но также и представление об абсолютной централизации познавательного процесса вокруг субъекта познания. Основой модернистских и структуралистских концепций децентрализации является идея об определяющей роли в структуризации внутреннего мира субъекта внешних, порой случайных факторов, лишающих субъекта способности к свободной творческой активности или ограничивающих творчество комбинированием предзаданных элементов. К таким факторам постмодернисты относят усвоенные субъектом идеологию, язык, дискурсивные практики и др. Децентристские концепции доводятся до деперсонализации субъекта познания, до концепции «смерти субъекта», превращающей субъект в «безличное поле», лишенное синтетического сознания и субъективной самотождественности. Оборотной стороной децентризма является превращение объекта познания («текста») в абсолютный центр познавательного процесса.
Вопрос о существовании (или несуществовании) абсолютной централизации внутреннего мира субъекта представляет определенный интерес с точки зрения структуры субъекта научного познания и его функций в познавательном отношении к объекту. Опыт научного познания показывает возможность меняющейся «ситуативной» (имеющей место в конкретной ситуации бытия субъекта) централизации внутреннего мира субъекта вокруг различных его элементов. Этот же опыт говорит об относительном характере противопоставления субъекта и объекта в рамках альтернативы «активный — пассивный», поскольку в процессе научного познания имеет место взаимодействие между субъектом и объектом.
Сложные формы научного знания формируются, конечно, благодаря активной творческой деятельности субъекта познания.
25
Однако на это формирование в конечном итоге влияют первичные формы знания (ощущения, восприятия), появляющиеся в сознании исследователя (согласно материалистической модели познания) под воздействием внешних материальных объектов. Но и в этом плане можно говорить об активности субъекта в том смысле, что наделенный разумом и волей субъект реализует познавательное отношение к объекту познания как целенаправленную и организованную деятельность.
Субъектом научного познания, в свете сказанного, является индивид, обладающий способностями, биологическими и социальными потребностями, волевыми качествами, влечениями, аффектами, сознанием и самосознанием, приобретенными навыками и умениями познавательной, практической деятельности, в частности навыками языкового общения, уровнем достигнутых знаний и приобретенного опыта, убеждениями и верованиями, усвоенными формами культуры, в частности нормами нравственности, социальными ролями и функциями и др. Для субъекта научного познания необходим высокий уровень креативности и потребности в достижении новых результатов научного познания. Эффективные результаты деятельности субъекта научного познания немыслимы без высокого развития способностей к теоретической и экспериментальной работе, логическому доказательному мышлению. Ученый должен владеть профессиональными навыками и умениями использовать и создавать специальные научные методы познания. Его работа требует высокого уровня самосознания и самоконтроля, умения работать с коллегами на основе определенных организационных и нравственных норм. Ученый должен обладать пониманием социальной роли и социальных последствий результатов своей деятельности.
На формирование субъекта научного познания существенное влияние оказывают два фактора — разделение современной науки на большое количество наук и научных дисциплин, отличающихся предметом и методами, с одной стороны, и отсутствие абсолютной меры развитости личностных качеств человека как ученого, с другой стороны.
Дисциплинарная раздробленность науки диктует введение различных по содержанию видовых понятий эмпирического субъекта научного познания (субъект физического познания, субъект математического познания, субъект экономического познания и т. д.). Эмпирический субъект научного познания действует в определенное историческое время, в определенной стране, в рамках конкретной научной дисциплины; обладает конкретным
26
индивидуальным набором необходимых для научного познания дисциплинарного объекта качеств и индивидуальным уровнем их развития. Облик эмпирического субъекта подлежит совершенно конкретному эмпирическому описанию. Эмпирический субъект дисциплинарного познания — это каждый конкретный представитель соответствующей научной дисциплины.
Первичными элементами сознания субъекта являются характеризующие природу человека чувственные (ощущения, восприятия, представления) и рациональные (понятия, суждения, теории, гипотезы) формы отражения и конституирования предмета познания. Особенностью этих форм является интенционалыгость, предметная содержательность. Интенциональность чувственных и рациональных форм свидетельствует о том, что их сущность состоит в смыслопорождающей, смыслоформирующей функции. Благодаря указанной функции представления и мыслительные объекты, которые формируются во внутреннем мире человеческого сознания, могут противостоять человеку, хотя и особенным образом, как объекты его размышлений.
Осознание собственного содержания чувственных и рациональных форм лежит в основе самопознания, которое реализуется в формах интроспекции или самонаблюдения, внутреннего созерцания, рефлексии. Интроспекция является процессом достоверного наблюдения за собственной психикой, за динамическим комплексом состояний психики (классическая интроспекция), процессом описания восприятий (неклассическая интроспекция), непосредственным внутренним опытом. Рефлексия характеризуется в качестве осознания и осмысления, предметного рассмотрения форм чувственности и мышления, раскрывающего его содержание и строение. Проблема отношения самонаблюдения, интроспекции, рефлексии к научном}' познанию решается в зависимости от определения онтологического статуса объекта научного познания.
Польский философ В. В. Зеньковский отмечал, что невозможно свести познание всецело к активности отдельного эмпирического субъекта. Несомненно, основой научного познания является личностный опыт, и история науки не может быть полностью освобождена от индивидуально-эмпирических субъектов. Вместе с тем научное знание в определенном отношении носит внеличностный и даже внеисторический характер. Одним из проявлений этого является соблюдение ученым методологических требований логики научного исследования и норм Большой Науки в качестве необходимых и универсальных условий своей работы. Кроме того, существуют коллективные субъекты научного познания, пред-
ставляющие собой сообщества индивидуальных субъектов, реализующих науку как форму общественного, коллективного сознания.
Сложная дисциплинарная структура современной науки ведет к тому, что представители различных наук и даже различных отраслей одной научной дисциплины не понимают концепций и научных результатов друг друга. Непонимание друг друга различными представителями науки объясняется, в сущности, различием эмпирических субъектов науки в «наборе» и уровне развития личностных качеств (знаний, умений, навыков, владения методологией и т. п.). Научное сообщество на уровне эмпирических субъектов является, таким образом, как бы сообществом строителей Вавилонской башни науки, различные части которой создаются не понимающими друг друга эмпирическими субъектами научного познания. Обречена ли наука быть Вавилонской башней? Если да, то науку ждет судьба Вавилонской башни — разрушение. Чтобы избежать такого финала, необходимо выработать соответствующее понятие субъекта научного познания.
Использование в практике современного мышления (начиная с Нового времени) общего понятия науки как формы общественного сознания, противостоящей искусству, идеологии, религии и т. п., диктует постановку вопроса о субъекте научного познания вообще, о субъекте науки как таковой. Содержание такого общего понятия в силу исторического развития науки нельзя свести к некоторому «стандартному» набору конкретных личностных качеств эмпирических субъектов науки — знаний, методов научного познания, профессиональных умений и навыков и т. п. Общее понятие субъекта научного познания предполагает выход за границы любых дисциплинарных моделей ученого. Такой выход не может состоять в «усреднении» количества и уровня реализации личностных качеств субъектов дисциплинарного научного познания. Усреднение является способом движения к уровню «среднего» ученого, который по-прежнему будет не понимать многое в науке.
Формирование понятия субъекта научного познания вообще лежит на путях синтеза личностных характеристик субъектов дисциплинарного научного познания в рамках некоторой виртуальной личности ученого. Речь, разумеется, идет о синтезе в потенции, о возможности синтеза личностных характеристик эмпирических субъектов в некотором универсальном виртуальном их «наборе». При такой трактовке структуры субъекта научного познания каждый ученый реально, на уровне актуально существующих его личностных характеристик, остается эмпирическим субъектом дисциплинарного научного познания. Однако виртуально, в потенции,
28
в перспективе, он является и субъектом научного познания вообще (всего научного познания), ограниченный набор способностей и знаний которого открыт для дальнейшего его потенциально неограниченного пополнения. По сути предлагаемой трактовки виртуальный субъект научного познания со стороны интеллекта представляет собой синтез реальных (актуально существующих) и так называемых диспозиционных (существующих в качестве возможности) предикатов — личностных характеристик ученого. Диспозиционные, потенциально существующие характеристики способны становиться реальными (актуальными) при выполнении определенных условий. Понятие диспозиционного предиката предполагает, таким образом, трактовку бытия субъекта науки вообще как сложной взаимосвязанной системы действительно существующих и принципиально возможных личностных характеристик ученого, единства действительности и возможности. Понятие виртуального субъекта науки, безусловно, является сильной абстракцией. Однако предложенная трактовка субъекта научного познания вообще представляется единственным способом выражения родового понятия «ученого вообще», представленного универсальной структурой личности ученого, которую можно было бы назвать микрокосмосом.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.