Понятия входят в качестве структурных элементов в теоретические высказывания, отличающиеся от изолированного
64
понятия наличием утверждения или отрицания. Утверждением, например, являются суждения: «Кристаллизация является фазовым переходом вещества»; «Мотивом преступления является внутреннее побуждение к преступному деянию». К суждениям относятся отрицания: «Частные компании не являются субъектами международного права»; «Инфразвук не воспринимается человеческим ухом» и т. и.
Языковыми формами выражения простого суждения являются, как известно, повествовательное (индикативное) предложение, а также риторический вопрос (понятие риторического вопроса будет рассмотрено в разделе, посвященном научной проблеме). К простым суждениям логики относят атрибутивные суждения (утверждение или отрицание принадлежности некоторого признака мыслимым предметам), суждения об отношениях (утверждение или отрицание выполнимости некоторого отношения между определенными объектами мысли), суждения существования (утверждение или отрицание существования объектов мысли).
В любом простом атрибутивном суждении присутствуют два понятия — понятие о предмете суждения (называемое субъектом суждения и символизируемое знаком S) и понятие о некоторой характеристике (признаке) предмета суждения (называемое предикатом суждения и обозначаемое знаком Я). Субъект и предикат простого атрибутивного суждения ставятся в отношение друг к другу с помощью связки, выражаемой в русском языке словами «есть», «является» (во множественном числе «суть», «являются»). Утверждение принадлежности признака предмету мысли выражается использованием связки без отрицания: «является», «есть». Отрицание принадлежности признака выражается использованием отрицательной частицы «не» перед связкой: «не является», «не есть». В живой практике мышления связка не всегда выражается явно, хотя и подразумевается. Так обстоит дело, например, в суждении «Земля обитаема». Кроме того, существуют и другие нестандартные формы языкового выражения простых атрибутивных суждений.
Еще одним элементом простого атрибутивного суждения является квантор, показывающий количественную меру суждения. Речь идет о кванторах общности и существования (частности). С помощью квантора показывается, относится ли высказанная в суждении мысль ко всем или только к некоторым объектам рассмотрения. В нервом случае используется квантор общности, выражаемый обычно словами «все», «ни один» и обозначаемый специальным знаком V. Во втором случае используется квантор существования (частности), обычно выражаемый словами «существу-
65
ют», «некоторые» и обозначаемый знаком Е. По своей количественной мере атрибутивные суждения подразделяются на обще-утвердительные (со «стандартной» логической структурой «Все S являются Р»), частноутвердительные («Некоторые S являются Р»), общеотрицательные («Ни одно S нe является Р»), частноотри-цательные («Некоторые S не являются Р»). В математической логике дается символическая запись указанных видов суждений (см., например, об этом [44. С. 19]). Общеутвердительное суждение записывается, например, в виде V х (F(x) => G( x)). Эта запись читается так: для всякого икса, если иксу принадлежит признак F, то иксу принадлежит и признак G. Соответствующие символические представления имеют другие виды простых атрибутивных суждений.
Формой выражения теоретического знания являются теоретические высказывания (суждения), включающие в свой состав теоретические термины, выражающие теоретические понятия. С помощью теоретических высказываний утверждаются или отрицаются «положения дел» в предметной области теоретической мысли: существование или несуществование объектов теоретического знания, принадлежность или непринадлежность определенного признака определенным теоретическим объектам, наличие или отсутствие определенных отношений между теоретическими объектами, их признаками. Высказывания при этом могут фиксировать действительное, случайное, необходимое, возможное, невозможное «положение дел». Все «положения дел» такого рода фиксируются с помощью так называемых модальных высказываний, содержащих такие модальные термины (операторы), как «случайно», «возможно», «необходимо», «невозможно» и др.
Из простых высказываний формируются сложные высказывания. Для этих целей используются так называемые логические связки — конъюнкция (в естественном языке выражается, как правило, союзом «и», символически представляется знаками &, Л и др.), дизъюнкция (в естественном языке выражается союзами «или» — в случае неразделительной дизъюнкции, «либо..., либо...» —в случае строго разделительной дизъюнкции, символически представляется знаками V и V с точкой «внутри»), импликация (в естественном языке выражается обычно союзом «если..., то...», символически представляется, в частности, знаком =>), эквиваленция (в естественном языке выражается союзами «если и только если..., то...», «тогда и только тогда..., когда...», символически представляется, в частности, знаками <-», = и др.). Особое место занимает отрицание
(в естественном языке выражается словами "не", "неверно, что...», символически представляется, в частности, знаком—.). Логический смысл связок не полностью совпадает с. грамматическим смыслом соответствующих союзов естественного языка. Это расхождение проистекает из разделения предметного языка, на котором говорят об объектах соответствующей предметной области познания, и так называемого метаязыка, на котором говорят о высказываниях предметного языка, прежде всего о их значениях истинности (истинность или ложность высказываний называется их значением истинности). Отрицание «не верно, что...» как элемент метаязыка переводит заданное значение истинности отрицаемого высказывания в противоположное значение истинности. Конъюнкция означает утверждение истинности каждого из высказываний, связанных конъюнктивной связкой. Так называемая слабая (неразделительная) дизъюнкция утверждает истинность, по меньшей мере, одного из высказываний, связанных слабой дизъюнктивной связкой. Строго разделительная дизъюнкция высказываний утверждает истинность только одного из высказываний, связанных строго дизъюнктивной связкой. Импликация утверждает, что следствие (высказывание, стоящее после знака импликации) истинно но меньшей мере во всех тех случаях, когда истинно основание (высказывание, стоящее перед знаком импликации). Истинность или ложность сложного высказывания является производной от значений истинности составляющих его высказываний и логического смысла связок, с помощью которых образовано сложное суждение. Значение истинности сложных высказываний определяется с помощью особых таблиц истинности.
К теоретическим высказываниям относятся прежде всего всеобщие строго универсальные высказывания с кванторами «все» и «ни один» и чисто экзистенциальные высказывания (высказывания существования) с кванторами «существуют» или «некоторые», а также образуемые из них сложные высказывания. Такого рода суждения применяются в науке, в частности для отнесения содержащихся в высказывании характеристик к бесконечному множеству объектов, которые исследователь в принципе не может перебрать исчерпывающим образом. Простым примером может служить знание, выраженное строго универсальным высказыванием «Все нейтрино имеют массу больше нуля». Никогда нельзя осуществить полный перебор всех нейтрино и убедиться таким путем в наличии у них массы больше нуля.
Чистые утверждения существования теоретических объектов определенного рода в соответствии с принципом универсаль-
67
ности не включают в себя указаний относительно конкретных локальных пространственно-временных областей (типа «здесь и теперь»). Таково, например, утверждение «Существует магнитный монополь (частица с одним магнитным полюсом)». Такое утверждение ставит исследователя перед лицом бесконечного множества частиц, среди которых предположительно существует частица с единственным магнитным полюсом. Таким образом, говоря метафорически, теоретическое знание в соответствии с принципом универсальности может выражаться строго универсальными и чисто экзистенциальными высказываниями, возникшими на основе «метафизической веры» в существование законов, регуляр-ностей, «положений дел» в предметной области познания. Такие высказывания представляют собой «смелые предположения», гипотезы, предвосхищения, касающиеся объектов познания и их свойств. Из таких высказываний строятся общие научные теории. Кроме строго универсальных и чисто экзистенциальных высказываний в теоретическом знании представлены и другие общие и частные высказывания. Строго универсальные и чисто экзистенциальные высказывания представляют абстрактное теоретическое знание.
Некоторые философы науки, как, например, М. Бунге, отличительной чертой теоретических высказываний считают бессубъ-ектность. Согласно Бунге теоретическое знание безссубъектно в том смысле, что, в отличие от эмпирического знания, оно не содержит информацию об исследователе и его деятельности по формированию этого знания. В теоретическом знании и его языковой фиксации содержится информация только об объекте познания. Выше мы приводили пример эмпирического знания (высказывания) о величине заряда электрона. Теоретическое знание по тому же самому предмету можно выразить высказыванием «Заряд электрона равен -4,803 ■ Ю-10 в единицах СГСЭ». В этом высказывании речь идет лишь об объекте познания, и в нем не представлена информация о получивших это знание исследователях и способах получения этого знания.
Наличие безсубъектности теоретического знания оспаривается британским философом науки М. Полани с позиции созданной им концепции личностного знания (см. [71 ]). Согласно Полани так называемое личностное научное знание реализуется в неосознаваемых особенных навыках познавательной научной деятельности ученого, не выразимых посредством языка. Личностное знание — это, по сути, инструментальные знания-умения, задаваемые телесной организацией человеческого существа. По мнению М. Полани,
68
фиксируемое языковыми средствами осознанное знание вырастает на основе личностного знания человека и принципиально неотдели-мо от него. Смысл научных положений (теоретических высказываний фиксирующего типа), согласно Полани, определяется неявным контекстом скрытого личностного знания. Редукция теоретического знания к простой языковой фиксации какого-либо «положения дел» означает отрыв от корней личностного знания, лишающий соответствующие высказывания смысла и объективности.
Общий смысл концепции личностного знания определяется положением о том, что науку делают люди и что формирование научного знания сродни искусству, научиться которому невозможно с помощью книг и учебников. Этому искусству можно научиться только в процессе непосредственного общения с ученым. И что более важно, смысл результатов научного познания, выраженных в языке, несет следы неосознаваемых индивидуальных умений и опыта исследователя. Правильно понять научные высказывания можно лишь с учетом их неосознаваемой деятельностной основы. К. Поппер эту апелляцию к неосознаваемой компоненте познавательной деятельности ученого охарактеризовал как проявление несовместимого с: наукой иррационализма.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 265.