Классификация железнодорожных узлов
ЖД узлом называют комплекс технологически связанных станций, главных и соединительных путей в пункте пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий. Он обеспечивает пропуск транзитных грузовых и пассажирских поездов с одной линии на другую, передачу вагонов, следующих с переработкой, а так же пересадку пассажиров.
В состав ж.д. узла входят: сортировочные, пассажирские, грузовые станции с их устройствами; главные и соединительные пути; подъездные пути; самостоятельные производственные единицы железнодорожного транспорта (тяговые подстанции, материальные склады, заводы и т.д.).
Границами ЖДУзла служат границы входных раздельных пунктов.
ЖДУзел является одним из основных элементов транспортного узла.
Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте взаимодействия нескольких видов магистрального транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров.
В транспортный узел могут входить – морской и речной порт, автодороги, сеть промышленного транспорта, аэропорты, трубопроводный транспорт, сеть подземного и наземного городского транспорта.
В транспортном узле осуществляется массовая пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой. Стыковыми пунктами являются пассажирские и грузовые станции.
Железнодорожные узлы обычно классифицируют по следующим основным признакам: по характеру эксплуатационной работы; по экономико-географическому положению; по геометрическому начертанию их конструкции (по топологии).
По характеру эксплуатационной работы узлы делятся:
– на транзитные с небольшим объемом сортировочной работы;
– транзитные со значительным объемом переработки транзитных вагонопотоков и незначительной местной работой;
– с большим объемом местной работы; выполняющие помимо обслуживания транзитных потоков большую местную работу по обслуживанию нужд города, промышленности;
– конечные, в которых транзитная работа отсутствует. Они располагаются в районах зарождения или погашения крупных вагонопотоков;
– перевалочные, совершающие перевалочные операции с воды на железную дорогу и обратно;
– перегрузочные, совершающие перегрузочные операции из вагонов одной ширины колеи в вагоны другой колеи;
– промышленные, обслуживающие крупные промышленные районы.
По экономико-географическому положению различают узлы:
– расположенные в малых и средних городах с населением до 100 тыс. чел., со слабо развитой промышленностью;
– в крупных городах (до 500 тыс. чел.); в крупнейших (с населением до 1 млн и более чел.);
– в районах с крупной добывающей промышленностью;
– портовые узлы (на берегах судоходных рек, морей, крупных озер).
По геометрическому начертанию конструкции узлы классифицируют:
– с одной станцией;
– треугольные;
– крестообразные;
– радиальные;
– тупиковые;
– кольцевые;
– полукольцевые;
– комбинированные;
– с последовательным расположением основных станций (узлы, вытянутые в длину);
– с параллельным расположением основных станций.
Узлы могут также различаться по числу подходов, наличию обходов, числу и специализации станций в узле. Указанные признаки являются частными, дополняющими основную классификацию.
ЛЕКЦИЯ 8. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УЗЛОВ
Узлы с одной станцией
Узлы с одной станцией образуются в небольших городах, в местах пересечения двух магистральных линий или примыкания одной магистрали к другой. Они сооружаются на базе участковой или сортировочной станции, перерабатывающей незначительные вагонопотоки и обслуживающей местную грузовую работу, а также пассажирское движение. Иногда основой узла служит объединенная станция, совмещающая на одной площадке сортировочною и пассажирскую станции, грузовой район.
Узлы с одной станцией относятся к транзитным узлам. Они имеют ряд преимуществ :
– минимальный штат обслуживающего персонала;
– минимальные маневровые средства;
– незначительная, компактная территория для размещения устройств.
Недостатки :
– трудности обработки угловых потоков;
– большая концентрация работы на одной станции, обслуживающей пересекающиеся магистрали.
Узлы с одной станцией имеют развязки подходов по направлениям движения и реже – по линиям. Развязки по направлениям целесообразны при наличии взаимной корреспонденции вагонопотоков пересекающихся линий. Развязки по линиям допустимы только при прохождении через узел прямых транзитных вагонопотоков. Оптимальная схема узла с одной станцией должна обеспечивать минимум угловых поездов, одновременную работу устройств, специализированных для примыкающих линий, минимум враждебных пересечений и, в случае необходимости, сооружение путепроводных развязок.
Сортировочные и пассажирские устройства в узлах с одной станцией могут располагаться последовательно или параллельно. При параллельном расположении требуется меньшая длина станционной площадки, однако увеличивается загрузка горловин. При последовательном расположении обеспечивается большее удобство для обслуживания пассажиров, однако требуется станционная площадка большей длины.
Узлы треугольного типа
Узлы треугольного типа возникают при небольшом числе подходов, имеющих значительную взаимную корреспонденцию грузо- и пассажиропотоков.
Назначение основных станций в узлах треугольного типа может быть различным и зависит от расположения города по отношению к узлу и расположению промышленных и других предприятий.
Сортировочную работу сосредотачивают на одной станции узла, лучше на той, которая обслуживает местную грузовую работу. Здесь же располагают и экипировочные устройства для локомотивов, в схеме, приведенной на рисунке сортировочные устройства лучше располагать на одной из станций основной линии 1 или 2.
Пассажирские устройства необходимо иметь на двух станциях, расположенных в городе. В схеме, приведенной на рис., такими станциями будут 1 и 3 станции.
Расположение грузовых устройств или (отдельной грузовой станции) зависит от расположения промышленных предприятий и наличия автомагистралей в городе. Транзитные грузовые поезда пропускаются по кратчайшим расстояниям, если сортировочные устройства расположены на станции 1, транзитные грузовые поезда направления В-Б пропускаются в обход ее через станции 2 и 3.
Треугольную форму имеют узлы – Новгород, Новокузнецк, Армавир.
Достоинства:
· большая маневренность, позволяющая перераспределять вагонопотоки по любому из направлений,
· взаимозаменяемость станций,
· возможность обеспечивать поворот любого транзитного потока.
Недостатки:
· необходимость дополнительных расходов на содержание штата и устройств на трёх станциях узла,
· перепробег части перерабатываемого вагонопотока.
Узлы крестообразного типа
Узлы крестообразного типа возникают при пересечении двух магистральных линий под близким к прямому углом со значительным транзитным поездопотоком и, как правило, при небольшом объеме переработки.
Всю сортировочную работу по формированию и расформированию грузовых поездов в узле выполняет сортировочная станция. Здесь же располагаются и экипировочные устройства для локомотивов, а иногда и ремонтная база.
Обработку транзитных поездов (техническое обслуживание, коммерческий осмотр, смену бригад) выполняет на каждой линии своя станция. Пассажирские устройства должны быть на каждой станции. Устройства для грузовых операций могут быть на обеих станциях или только на одной, в зависимости от расположения промышленных и других предприятий.
Для пропуска пассажирских поездов, а также угловых транзитных поездов и передачи угловых вагонопотоков с одной линии на другую, укладывают соединительные пути V, VI и VII, а для создания удобств пересаживающимся в узле пассажирам могут применяться следующие решения:
– пропуск пассажирских поездов через обе станции со сменой головы поезда, что очень неудобно;
– сооружение специальных обходов (VIII), обеспечивающих возможности угловых поездов;
– использование городского транспорта или автомотрис для доставки пассажиров с одной станции на другую.
Узлы с параллельным расположением станций В узлах этого типа пассажирская и сортировочная станция расположены параллельно и имеют независимые подходы главных путей. Такое расположение могло сложиться при развитии узла из узла с одной станцией.
С ростом размеров движения сортировочные устройства выносятся на новое место, причем по условиям рельефа местности сортировочные устройства располагают параллельно пассажирским.
Грузовая станция располагается между пассажирской и сортировочной.
На подходах к узлу могут устраиваться обходы для пропуска угловых
транзитных поездов.
Достоинство : узлы с параллельным расположением станций при сооружении на подходах развязки по роду движения обеспечивают независимость работы пассажирской и сортировочной станций.
Недостатки :
– занимают широкую площадку;
– затрудняют связь районов города, расположенных по обе стороны ж.-д. линии;
– развитие таких узлов крайне затруднено.
Схема узла с параллельным расположением пассажирской и сортировочной станций:
Узлы с последовательным расположением станций образуются в случаях, когда имеются в узле несколько специализированных станций, расположенных последовательно по местным условиям. Такими условиями могут быть топографические (в долине реки) или планировочные (узел обслуживает крупный город с промышленными предприятиями, размещенными на большом протяжении вдоль железной дороги). Подходы к узлам этого типа концентрируются по концам.
Узлы с последовательным расположением станций обслуживают главным образом прямые грузовые и пассажирские потоки и местную работу. Узлов этого типа на сети достаточно много (Смоленский, Уфимский, Вологодский и др.). Они различаются числом станций, их взаимным расположением, числом подходов.
Расположение станций в узле зависит от планировки города и размещения промышленных районов. Пассажирская станция располагается ближе к основным жилым районам города, чтобы привокзальная площадь была удобно связана с основными городскими магистралями. В пределах узла пассажирские устройства могут быть и на других станциях узла, могут быть и остановочные пункты при значительном протяжении города вдоль железной дороги. В зависимости от объема местной работы в узле может быть одна или две грузовые станции.
Узлы радиального типа в центре радиально расходящихся линий имеют основную станцию, на которой выполняется пассажирская и сортировочная работа, кроме этой станции в узле имеются и другие станции размещенные на радиальных направлениях (Вязьма, Краснодар и др.).
Образовались узлы этого типа из узлов с одной станцией, при росте сортировочной и местной работы. Возникновение крупных промышленных предприятий вызвало необходимость сооружения новых станций на радиальных направлениях для обслуживания местной работы.
Вся сортировочная работа выполняется на основной станции, являющейся сортировочной или участковой. В узлах радиального типа с большой местной работой вагоны, следующие под выгрузку в узел, со всех подходов прибывают на сортировочную станцию, а затем значительная их часть после расформирования возвращается на станции выгрузки. Поэтому сортировочная станция узла перегружена и вагонопотоки в узле имеют значительный перепробег. Снижение загрузки сортировочной станции достигается строительством обходов и соединительных путей, а иногда и второй сортировочной станции. В результате развития узла можно перестроить его в узел кольцевого типа.
Достоинства:
– обладают значительной пропускной способностью;
– легко переустраиваются в кольцевые или полукольцевые.
Недостатки:
– трудность развития основной станции, расположенной среди городских застроек;
– значительный перепробег местных вагонов, совершаемый после расформирования на основной станции при следовании на станцию выгрузки;
– трудность пропуска углового потока;
– необходимость пропуска всех транзитных поездов через основную станцию.
Узлы тупикового типа образуются там, где по экономическим или географическим условиям происходит зарождение или погашение вагонопотоков (грузовых и пассажирских). В таких узлах отсутствуют транзитные потоки. Сортировочная станция обрабатывает потоки грузовых, промышленных и портовых станций. Пассажирская станция обычно располагается вблизи центральной части города и имеет хорошую связь с городским транспортом.
Для таких узлов характерна массовая перевалка грузов на водный или автомобильный транспорт. В таких узлах целесообразно заранее предусматривать возможность перспективной реконструкции и располагать станции в местах, которые обеспечат минимальные затраты и возможность их переустройства.
Узлы кольцевого типа образуются в крупных городах и промышленных центрах при большом числе сходящихся линий. Кольцевая окружная дорога соединяет в одно целое весь узел.
Пассажирские станции располагаются в пределах города, грузовые станции располагаются как на кольце, так и на ответвлениях от него.
Число сортировочных станций и их размещение в узлах кольцевого типа зависит от числа подходов, размеров и направления вагонопотоков, местных условий и определяется технико-экономическим сравнением вариантов. Обычно в узлах кольцевого типа целесообразно иметь две или более сортировочных станций, которые размещают за пределами города на подходах к узлу. Каждая станция обслуживает два-три направления, это вызывает перепробег вагонов с линий, не имеющих сортировочную станцию.
Достоинства:
– большая пропускная способность;
– большая маневренность;
– возможность пропускать поезда с одной линии на другую без угловых заездов.
Недостатки:
– значительный перепробег и простой подвижного состава при передачах вагонов между отдельными направлениями;
– трудности для дальнейшего развития города.
При развитии узлов кольцевого типа строят глубокие вводы в город для обслуживания пригородных пассажиров и диаметры, которые соединяют различные подходы между собой для пропуска транзитных пассажирских поездов. В Московском узле имеется Белорусско-Смоленский диаметр, соединяющий северные направления (Рижское, Октябрьское, Смоленское) и южное (Курское).
Преимущество диаметров:
– позволяют сократить число тупиковых станций за счет концентрации движения поездов на меньшем их числе;
– улучшают обслуживание, сокращают число пересадок и ускоряют доставку пассажиров.
Недостатки диаметров:
– необходимость прохода линий через весь город (подземные участки и наземные участки);
– пересечения с городским транспортом;
– большой шум и загрязнение воздушной среды.
Узлы полукольцевого типа образуются при наличии естественной преграды, мешающей сооружению полного кольца (Одесса, Санкт-Петербург). В узле имеются глубокие вводы в город, которые заканчиваются пассажирскими и грузовыми станциями. За пределами города расположено полукольцо, связывающее подходы между собой.
Сортировочные станции следует располагать на подходах к полукольцу и по возможности, устраивать их объединенными для нескольких направлений.
Достоинство – хорошая связь с прилегающими направлениями, а также с устройствами речного или морского порта.
Недостатки:
– велика загрузка тупиковых пассажирских станций;
– значительный перепробег и простой состава при передачах вагонов между отдельными направлениями.
Узлы комбинированного типа возникают в результате поэтапного развития узлов более простых схем.
Комбинированными следует считать лишь те узлы, у которых нечетко выражены свойства и особенности основных элементов разных типов узлов, входящих в общую комбинацию. Если же в узле преобладают особенности одного из составляющих узлов, определяющие работу всей системы, узел следует относить к типу, наиболее соответствующему классификационной категории узла.
Известны две основные группы наиболее характерных узлов комбинированного типа: узлы с параллельными ходами и узлы, расположенные по берегам крупных рек.
Узлы с параллельными ходами образуются из узлов с последовательным расположением станций в случае изменения специализации их линий, создания новых ходов и переустройства станций.
Узлы комбинированного типа на берегах крупных рек возникают при наличии на обоих берегах реки крупных промышленных, селитебных районов.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 2123.