Железнодорожный вокзал предназначен для обслуживания и нахождения в нем пассажиров, он должен содержаться в исправном техническом состоянии соответствовать соответствующим санитарным нормам и безопасности. Железнодорожный вокзал – элемент железнодорожной инфраструктуры, часть вокзального комплекса и ж.д.станции (пассажирского остановочного пункта).
Основные устройства вокзалов – ж.д билетные кассы, помещение для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, справочное бюро, комнаты отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения санитарного обслуживания пассажиров.
В настоящее время развивается состав дополнительных услуг: учреждение службы такси, проката автотранспорта, предоставление услуг бронирования и заказа билетов на другие виды транспорта и экскурсионные и культурные мероприятия, организация встреч у вагона поезда.
Классификация вокзалов.
В зависимости от расположения пас. здания и перронных путей в плане:
--боковые, островные, тупиковые (П -, Т-, и Г- образно), комбинированные. Наибольшее распространение получили вокзалы с боковым расположением.
В зависимости от расположения вокзала и путей в профиле: в одном уровне с перронными путями и привокзальной площадью и в разных уровнях:
- в одном уровне с площадью и в разных уровнях с путями (выше или ниже);
- в одном уровне с путями, но в разных с площадью.
Располагаются вокзалы с наружной стороны и островное расположение вокзала (Смоленск), в некоторых случаях сооружаются дополнительные боковые здания вокзала.
На станциях тупикового типа здание вокзала располагается в одном уровне с площадью и путями.
В зависимости от расчетной вместимости:
-крупные и особокрупные (единовременная вместимость) – 1500; -большие 700-1500; -средние 200-700; малые 25-200 пассажиров. Требования к проектированию –
поточность следования пассажиров; минимум подъемов и спусков;
легкость ориентировки пассажиров; безопасность прохода пассажиров.
Последнее время строятся объединенные вокзалы для нескольких видов транспорта. Целесообразно для городов с населением менее500тыс человек. В крупных – нецелесообразно, т.к. большая концентрация вокзалов усложнит эксплуатацию вокзала, затруднит обслуживание основных пассажиров, не пересаживающихся с одного на др. вид транспорта.
Режим работы вокзала и пассажирской станции во многом зависят от планировки и мощности привокзальной площади. Характер работы площади определяется видом транспорта, обслуживающего пассажиров. Привокзальные площади, обслуживаемые только автобусами характерны для небольших городов до 300тыс чел., в крупных городах кроме автобусов курсируют троллейбусы и трамваи, в крупнейших городах используется метрополитен.
Классификация привокзальных площадей
По пропускной способности - однорядного и многорядного движения.
По роду движения: с проходящими транзитными городскими магистралями и площади тупикового типа.
Требования к проектированию площадей:
-устройство пешеходной зоны по периметру площади;
-организация движения пешеходов и транспорта в нескольких уровнях;
- сооружение теневых навесов, ветрозащитных стенок в определенных климатических зонах;
-благоустроенные места ожидания пассажиров;
-расположения сопутствующих устройств – автоматы для продажи воды, сока, газет, мороженного и т.д.
Планировка должна обеспечивать –
короткие пути следования пешеходов, для чего остановки должны располагаться вблизи входов и выходов из вокзала;
изоляцию потоков пассажиров дальнего и пригородного движения, исключая встречные движения, и обеспечивая полную изоляцию пассажиров от движения транспорта;
четкое движение транспорта, для чего площадь необходимо делить на зоны прибытия и отправления машин или по видам транспорта;
возможность реконструкции площади в увязке с городом и вокзалом;
достаточное число мест для автостоянок и остановочных пунктов, чтобы в «час пик » пассажирам не приходилось тратить много времени на ожидание транспорта;
удобство для пересадки с одного вида транспорта на другой;
на крупных станциях и сложных климатических условиях привокзальные площади должны иметь крытые посадочные платформы;
необходимую пропускную способность.
Основными критериями являются – качество обслуживания пассажиров и минимальные затраты времени при передвижении.
В зарубежной практике управления вокзальными комплексами основным фактором считается правильная организация пространства. (Кассовые зоны, малоформатные торговые площади располагаются на пути основных пассажиропотоков или вдоль, например киоски, автоматы и т.д. На менее привлекательных зонах располагаются залы повышенной комфортности, в дали от шума и пассажиропотока.) Опыт др. стран свидетельствует об актуальности использования вокзалов в коммерческих целях и совершенствования набора дополнительных услуг, не связанных с перевозочным процессом (развитие гостиничных комплексов и развлекательных объектов).
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1029.