ЛЕКЦИЯ 1.НАЗНАЧЕНИЕ ГРУЗОВЫХ СТАНЦИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛЕКЦИЯ 1.НАЗНАЧЕНИЕ ГРУЗОВЫХ СТАНЦИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА

   Назначение и классификация грузовых станций

Процесс транспортировки грузов начинается и заканчивается на станциях, открытых для грузовых перевозок. Станции, для которых грузовая и коммер­ческая деятельность является основной, называются грузовыми станциями. Грузовые станции очень часто являются стыковыми пунктами разных видов транспорта и железнодорожного транспорта разной колеи, выполняют опера­ции, связанные с передачей вагонов и грузов на подъездные пути предприятий.

В зависимости от основного назначения грузовые станции бывают:

- неспециализированные станции. Они предназначены для переработки всех видов грузов тарных, штучных, перевозимых в контейнерах, навалочных и других грузов. Эти станции сооружаются в городах при значительном объеме грузовой работы и предназначены для обслуживания города, промышленных предприятий и организаций и перерабатывают местный вагонопоток;

- специализированные, предназначенные для переработки отдельных видов грузов (контейнеров, наливных, лесных, минерально-строительных и тд.). Специализированные станции располагаются в местах добычи (погрузки) или в крупных городах и промышленных центрах для выгрузки отдельных грузов в крупных объемах;

- перегрузочные (внутренние, пограничные), на которых осуществляется перегрузка грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи;

- портовые (перевалочные), предназначенные для обслуживания морских и речных портов, а так же паромных переправ.

В зависимости от ведомственной принадлежности грузовые стан­ции делятся:

- грузовые станции общего пользования, где грузовые операции выполняют­ся на грузовых районах или грузовых пунктах, принадлежащих ОАО «РЖД»;

- станции, расположенные на путях необщего пользования в ведении промышленных предприятий. Такие станции, как правило, не имеют грузовых районов на станции, вся грузовая работа вы­полняется на подъездных путях.

По характеру работы грузовые станции бывают:

- погрузочные,

- выгрузоч­ные,

- погрузочно-выгрузочные.

Для погрузочных станций характерным является массовое поступление порожних вагонов, их подготовка под по­грузку и отправление в груженом состоянии; выгрузка на этих станциях осу­ществляется в небольших объемах.

По взаимному расположению парков путей и грузового района:

- с последовательным расположением устройств;

- с параллельным;

- с комбинированным.

По типу станций:

- тупиковые;

- сквозные.

На грузовых станциях выполняются следующие техничес­кие операции:

- прием поездов — передача с сортировочной станции или маршрутов с прилегающих к узлу направлений;

- технический и коммерческий осмотр;

- расформирование, подборку вагонов по местам погрузки- выгрузки;

- подачу и расстановку вагонов по выгрузочным фронтам;

- уборку вагонов с мест погрузки- выгрузки;

- перестановку на сортировочные пути;

- формирование и отправление поездов на сортировочную станцию.

Кроме того, грузовые станции могут производить операции по подго­товке вагонов под погрузку (очистку, промывку, ремонт); информирова­ние грузополучателей и грузоотправителей о подходе, прибытии и подаче и уборке вагонов; экипировку локомотивов.

Коммерческие операции на грузовых станциях заключаются в приеме гру­зов от отправителей, выдаче грузов получателям, оформлении документов, погрузке, выгрузке и хранении грузов, переработке контейнеров, взвешива­нии и сортировке грузов.

ЛЕКЦИЯ 2. ГРУЗОВЫЕ СТАНЦИИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ПУТИ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Грузовые станции общего пользования

ЛЕКЦИЯ 3. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ГРУЗОВЫЕ СТАНЦИИ И ПУНКТЫ. ПОРТОВЫЕ СТАНЦИИ И ПАРОМНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ. ПОГРАНИЧНЫЕ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЕ СТАНЦИИ

Станции паромных переправ

Для ликвидации перегрузочных операций и ускорения доставки грузов с одного берега реки (пролива) на другой сооружаются паромные переправы, состоящие из причальных устройств, парома и железнодорожных путей.

На большинстве паромов рельсы укладываются вдоль судна. Для обслуживания морских паромных переправ сооружается комплекс устройств, включающий предпаромную сортировочную станцию, выставочный парк и подъемно-надвижной мост.

Схема комплекса железнодорожных устройств морских паромных переправ

Прибывшие поезда принимаются в ПОП, затем расформировываются на пути сортировочного парка по путям парома. Накопленные группы переставляются в выставочный парк, где ожидают прибытия парома. С прибывшего парома вагоны переставляются в выставочный парк и затем из них формируются поезда для отправления. Парки могут располагаться последовательно, параллельно или комбинированно.

Перегрузочные станции

Перегрузочные станции сооружаются на стыке ж.д.разной колеи (1520, 1435, 1000, 750мм) предназначены для перегрузки грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи.

Они подразделяются на внешние (пограничные) и внутренние.

Внутренние часто совмещают с промежуточными или участковыми станциями.

Наибольшее распространение получили два варианта схем внутреннего перегрузочного узла:

- с параллельным расположением станции колеи 1520мм, станции узкой колеи и общих перегрузочных устройств,

- с последовательным расположением.

Пограничные перегрузочные станции строятся в виде одной объединенной станции для двух соседних государств или двух станций, расположенных на территории соседних стран. Перегрузочные станции, находящиеся на территории соседних стран, соединяются ж.д путями разной колеи, уложенными на одном земляном полотне или совмещенным четырёхниточным путем

Они обеспечивают выполнение всех операций с пассажирскими и грузовыми поездами. (Техническое обслуживание составов, пассажирские операции, экипировку локомотивов, грузовые и коммерческие операции, формирование и расформирование, подача вагонов на фронты погрузки-выгрузки, хранение, взвешивание грузов и т.д.)

Схема пограничной перегрузочной станции с комбинированным расположением всех комплексов устройств

Для выполнения этих операций предусмотрены соответствующие технические устройства: приемоотправочные пути разной колеи, сортировочные, устройства для перегрузки грузов, вокзал, платформы, для пересадки пассажиров и устройства для смены тележек у вагонов прямого беспересадочного сообщения, оборудованные домкратами для подъема кузова вагона.

В зависимости от характера, объёма работы, топографических условий перегрузочные станции проектируются по схемам с параллельным, последовательным и комбинированным расположением приемоотправочных, сортировочных и перегрузочных устройств. Для концентрации устройств по возможности проектируют станции параллельным размещением парков и перегрузочных устройств. При схеме с последовательным расположением – обеспечивается поточность подачи вагонов, но требуется длинная станционная площадка. Такая схема удобна при больших объемах работы. Для комбинированной схемы требуется широкая станционная площадка.

Во всех случаях необходимо проектировать станцию, так, чтобы не было пересечения путей разной колеи и системы развивались независимо.

 Станции имеют раздельные сортировочные комплексы для каждой колеи.

Тележки у пассажирских вагонов, обращающихся в прямом международном сообщении, заменяют на перестановочных пунктах, которые могут располагаться параллельно или последовательно пассажирским устройствам.

Перегрузочные операции выполняют в зависимости от рода груза на устройствах: сближенные пути, крытые и открытые платформы, низкие площадки, оборудованные кранами, конвейерами и др. механизмами, повышенные пути, эстакады, вагоноопрокидыватели, крытые склады и т.д.(габаритные ворота, весы).

 



И технической станций

Размещение пассажирской технической станции (ПТС) должно быть обязательно противоположно направлению следования максимального количества поездов местного формирования.

Схемы взаимного расположения пассажирской и технической станции

При расположении пассажирской технической станции между главными путями происходит искривление главных путей. Чтобы не снижалась скорость движения пассажирских поездов, при подходе к станции необходимо укладывать кривые больших радиусов (желательно 2000 м и более). Достоинством такого расположения является поточность подачи-уборки пассажирских составов на пассажирскую техническую станцию.

При этом специализация путей на пассажирской станции должна быть следующая: средние пути выделяются для поездов своего формирования, а крайние – для транзитных поездов соответствующего направления.

При расположении пассажирской технической станции сбоку от главных путей главные пути не искривляются. Однако сильно загружены горловины, связывающие пассажирскую и техническую станции, не обеспечивается поточность подачи-уборки вагонов на ПТС.

При такой схеме взаимного расположения пассажирской станции и ПТС специализация путей на пассажирской станции должна быть следующая: ближайшие пути к ПТС – для поездов своего формирования, а для транзитных поездов каждого направления выделяются средние и крайние пути. Для устранения вышеуказанных недостатков можно сделать вынос пассажирской технической станции с путепроводной развязкой.

 

Узлы с одной станцией

Узлы с одной станцией образуются в небольших городах, в местах пересечения двух магистральных линий или примыкания одной магистрали к другой. Они сооружаются на базе участковой или сортировочной станции, перерабатывающей незначительные вагонопотоки и обслуживающей местную грузовую работу, а также пассажирское движение. Иногда основой узла служит объединенная станция, совмещающая на одной площадке  сортировочною и пассажирскую станции, грузовой район.

Узлы с одной станцией относятся к транзитным узлам. Они имеют ряд преимуществ :

– минимальный штат обслуживающего персонала;

– минимальные маневровые средства;

– незначительная, компактная территория для размещения устройств.

Недостатки :

– трудности обработки угловых потоков;

– большая концентрация работы на одной станции, обслуживающей пересекающиеся магистрали.

Узлы с одной станцией имеют развязки подходов по направлениям движения и реже – по линиям. Развязки по направлениям целесообразны при наличии взаимной корреспонденции вагонопотоков пересекающихся линий. Развязки по линиям допустимы только при прохождении через узел прямых транзитных вагонопотоков. Оптимальная схема узла с одной станцией должна обеспечивать минимум угловых поездов, одновременную работу устройств, специализированных для примыкающих линий, минимум враждебных пересечений и, в случае необходимости, сооружение путепроводных развязок.

Сортировочные и пассажирские устройства в узлах с одной станцией могут располагаться последовательно или параллельно. При параллельном расположении требуется меньшая длина станционной площадки, однако увеличивается загрузка горловин. При последовательном расположении обеспечивается большее удобство для обслуживания пассажиров, однако требуется станционная площадка большей длины.

 

Узлы треугольного типа

Узлы треугольного типа возникают при небольшом числе подходов, имеющих значительную взаимную корреспонденцию грузо- и пассажиропотоков.

Назначение основных станций в уз­лах треугольного типа может быть различным и зависит от расположения города по отношению к узлу и расположению промышленных и других пред­приятий.

 Сортировочную работу сосредотачивают на одной станции узла, лучше на той, которая обслуживает местную грузовую работу. Здесь же рас­полагают и экипировочные устройства для локомотивов, в схеме, приведен­ной на рисунке сортировочные устройства лучше располагать на одной из станций основной линии 1 или 2.

Пассажирские устройства необходимо иметь на двух станциях, расположенных в городе. В схеме, приведенной на рис., такими станциями будут 1 и 3 станции.

Расположение грузовых устройств или (отдельной грузовой станции) зависит от расположения про­мышленных предприятий и наличия автомагистралей в городе. Транзитные грузовые поезда пропускаются по кратчайшим расстояниям, если сортиро­вочные устройства расположены на станции 1, транзитные грузовые поезда направления В-Б пропускаются в обход ее через станции 2 и 3.

Треугольную форму имеют узлы – Новгород, Новокузнецк, Армавир.

Достоинства:

· большая маневренность, позволяющая перераспределять вагонопотоки по любому из направлений,

· взаимозаменяемость станций,

· возможность обеспечивать поворот любого транзитного потока.

Недостатки:

· необходимость дополнительных расходов на содержание штата и устройств на трёх станциях узла,

· перепробег части перерабатываемого вагонопотока.


 


Узлы крестообразного типа

Узлы крестообразного типа возникают при пересечении двух магистральных линий под близким к прямому углом со значительным транзитным поездопотоком и, как правило, при небольшом объеме переработки.

Всю сор­тировочную работу по формированию и расформированию грузовых поездов в узле выполняет сортировочная стан­ция. Здесь же располагаются и экипи­ровочные устройства для локомотивов, а иногда и ремонтная база.

Обработку транзитных поездов (тех­ническое обслуживание, коммерческий осмотр, смену бригад) выполняет на каж­дой линии своя станция. Пассажирские устройства должны быть на каждой стан­ции. Устройства для грузовых операций могут быть на обеих станциях или только на одной, в зависимости от располо­жения промышленных и других предприятий.

Для пропуска пассажирских поездов, а также угловых транзитных поездов и передачи угловых вагонопотоков с одной линии на другую, укладывают соединительные пути V, VI и VII, а для создания удобств пересаживающимся в узле пассажирам могут применяться следующие решения:

– пропуск пассажирских поездов через обе станции со сменой головы поезда, что очень неудобно;

– сооружение специальных обходов (VIII), обеспечивающих возможности угловых поездов;

– использование городского транспорта или автомотрис для доставки пассажиров с одной станции на другую.

Узлы с параллельным расположением станций В узлах этого типа пассажирская и сортировочная станция расположены параллельно и имеют независимые подходы главных путей. Такое расположение могло сложить­ся при развитии узла из узла с одной станцией.

С ростом размеров движе­ния сортировочные устройства выносятся на новое место, причем по усло­виям рельефа местности сортировочные устройства располагают параллельно пассажирским.

Грузовая станция располагается между пасса­жирской и сортировочной.

На подходах к узлу могут устраиваться обходы для пропуска угловых

транзитных поездов.

Достоинство : узлы с параллельным расположением станций при сооружении на подходах развязки по роду движения обеспечивают независимость работы пассажирской и сортировочной станций.

Недостатки :

– занимают широкую площадку;

– затрудняют связь районов города, расположенных по обе стороны ж.-д. линии;

– развитие таких узлов крайне затруднено.

 

Схема узла с параллельным расположением пассажирской и сортировочной станций:

 

Узлы с последовательным расположением станций образуются в случаях, когда имеются в узле несколько специализированных станций, рас­положенных последовательно по местным условиям. Такими условиями могут быть топографические (в долине реки) или планировочные (узел об­служивает крупный город с промышленными предприятиями, размещенны­ми на большом протяжении вдоль железной дороги). Подходы к узлам это­го типа концентрируются по концам.

Узлы с последовательным расположением станций обслуживают глав­ным образом прямые грузовые и пассажирские потоки и местную работу. Узлов этого типа на сети достаточно много (Смоленский, Уфимский, Воло­годский и др.). Они различаются числом станций, их взаимным расположе­нием, числом подходов.

Расположение станций в узле зависит от планировки города и размеще­ния промышленных районов. Пассажирская станция располагается ближе к основным жилым районам города, чтобы привокзальная площадь была удобно связана с основными городскими магистралями. В пределах узла пассажирские устройства могут быть и на других станциях узла, могут быть и остановочные пункты при значительном протяжении города вдоль желез­ной дороги. В зависимости от объема местной работы в узле может быть одна или две грузовые станции.

 

Узлы радиального типа в центре радиально расходящихся ли­ний имеют основную станцию, на которой выполняется пассажирская и сор­тировочная работа, кроме этой станции в узле имеются и другие станции размещенные на радиальных направлениях (Вязьма, Краснодар и др.).

Образовались узлы этого типа из узлов с одной станцией, при росте сорти­ровочной и местной работы. Возникновение крупных промышленных пред­приятий вызвало необходимость сооружения новых станций на радиальных направлениях для обслуживания местной работы.

Вся сортировочная работа выполняется на основной станции, являющейся сортировочной или участковой. В узлах радиального типа с большой местной работой вагоны, следующие под выгрузку в узел, со всех подходов прибывают на сортиро­вочную станцию, а затем значительная их часть после расформирования воз­вращается на станции выгрузки. Поэтому сортировочная станция узла пе­регружена и вагонопотоки в узле имеют значительный перепробег. Снижение загрузки сортировочной станции достигается строительством обходов и со­единительных путей, а иногда и второй сортировочной станции. В резуль­тате развития узла можно перестроить его в узел кольцевого типа.

 

 

Достоинства:

– обладают значительной пропускной способностью;

– легко переустраиваются в кольцевые или полукольцевые.

Недостатки:

– трудность развития основной станции, расположенной среди городских застроек;

– значительный перепробег местных вагонов, совершаемый после расформирования на основной станции при следовании на станцию выгрузки;

– трудность пропуска углового потока;

– необходимость пропуска всех транзитных поездов через основную станцию.

 

Узлы тупикового типа образуются там, где по экономическим или географическим условиям происходит зарождение или погашение вагонопотоков (грузовых и пассажирских). В таких узлах отсутствуют транзитные потоки. Сортировочная станция обрабатывает потоки грузовых, промышленных и портовых станций. Пассажирская станция обычно располагается вблизи центральной части города и имеет хорошую связь с городским транспортом.

Для таких узлов характерна массовая перевалка грузов на водный или автомобильный транспорт. В таких узлах целесообразно заранее предусматривать возможность перспективной реконструкции и располагать станции в местах, которые обеспечат минимальные затраты и возможность их переустройства.

Узлы кольцевого типа образуются в крупных городах и промышленных центрах при боль­шом числе сходящихся линий. Кольцевая окружная дорога соеди­няет в одно целое весь узел.

Пасса­жирские станции располагаются в пределах города, грузовые станции располагаются как на кольце, так и на ответвлениях от него.

Число сортировочных станций и их размещение в узлах кольцевого типа зависит от числа подходов, размеров и направления вагонопотоков, местных условий и определяется технико-экономическим сравнением вариантов. Обычно в узлах кольцевого типа целесообразно иметь две или более сортировочных станций, которые размещают за пределами го­рода на подходах к узлу. Каждая станция обслуживает два-три направления, это вызывает перепробег вагонов с линий, не имеющих сортировочную стан­цию.

 Достоинства:

– большая пропускная способность;

– большая маневренность;

– возможность пропускать поезда с одной линии на другую без угловых заездов.

Недостатки:

– значительный перепробег и простой подвижного состава при передачах вагонов между отдельными направлениями;

– трудности для дальнейшего развития города.

При развитии узлов кольцевого типа строят глубокие вводы в город для обслуживания пригородных пассажиров и диаметры, которые соединяют раз­личные подходы между собой для пропуска транзитных пассажирских поез­дов. В Московском узле имеется Белорусско-Смоленский диаметр, соединяю­щий северные направления (Рижское, Октябрьское, Смоленское) и южное (Курское).

Преимущество диаметров:

– позволяют сократить число тупиковых станций за счет концентрации движения поездов на меньшем их числе;

– улучшают обслуживание, сокращают число пересадок и ускоряют доставку пассажиров.

Недостатки диаметров:

– необходимость прохода линий через весь город (подземные участки и наземные участки);

– пересечения с городским транспортом;

– большой шум и загрязнение воздушной среды.

Узлы полукольцевого типа образуются при наличии естествен­ной преграды, мешающей сооружению полного кольца (Одесса, Санкт-Пе­тербург). В узле имеются глубокие вводы в город, которые заканчиваются пассажирскими и грузовыми станциями. За пределами города расположено полукольцо, связывающее подходы между собой.

Сортировочные станции следует располагать на подходах к полукольцу и по возможности, устраи­вать их объединенными для нескольких направлений.

Достоинство – хорошая связь с прилегающими направлениями, а также с устройствами речного или морского порта.

Недостатки:

– велика загрузка тупиковых пассажирских станций;

– значительный перепробег и простой состава при передачах вагонов между отдельными направлениями.

Узлы комбинированного типа возникают в результате поэтапного развития узлов более простых схем.

Комбинированными следует считать лишь те узлы, у которых нечетко выражены свойства и особенности основных элементов разных типов узлов, входящих в общую комбинацию. Если же в узле преобладают особенности одного из составляющих узлов, определяющие работу всей системы, узел следует относить к типу, наиболее соответствующему классификационной категории узла.

Известны две основные группы наиболее характерных узлов комбинированного типа: узлы с параллельными ходами и узлы, расположенные по берегам крупных рек.

Узлы с параллельными ходами образуются из узлов с последовательным расположением станций в случае изменения специализации их линий, создания новых ходов и переустройства станций.

Узлы комбинированного типа на берегах крупных рек возникают при наличии на обоих берегах реки крупных промышленных, селитебных районов.



ЛЕКЦИЯ 1.НАЗНАЧЕНИЕ ГРУЗОВЫХ СТАНЦИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА

   Назначение и классификация грузовых станций

Процесс транспортировки грузов начинается и заканчивается на станциях, открытых для грузовых перевозок. Станции, для которых грузовая и коммер­ческая деятельность является основной, называются грузовыми станциями. Грузовые станции очень часто являются стыковыми пунктами разных видов транспорта и железнодорожного транспорта разной колеи, выполняют опера­ции, связанные с передачей вагонов и грузов на подъездные пути предприятий.

В зависимости от основного назначения грузовые станции бывают:

- неспециализированные станции. Они предназначены для переработки всех видов грузов тарных, штучных, перевозимых в контейнерах, навалочных и других грузов. Эти станции сооружаются в городах при значительном объеме грузовой работы и предназначены для обслуживания города, промышленных предприятий и организаций и перерабатывают местный вагонопоток;

- специализированные, предназначенные для переработки отдельных видов грузов (контейнеров, наливных, лесных, минерально-строительных и тд.). Специализированные станции располагаются в местах добычи (погрузки) или в крупных городах и промышленных центрах для выгрузки отдельных грузов в крупных объемах;

- перегрузочные (внутренние, пограничные), на которых осуществляется перегрузка грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи;

- портовые (перевалочные), предназначенные для обслуживания морских и речных портов, а так же паромных переправ.

В зависимости от ведомственной принадлежности грузовые стан­ции делятся:

- грузовые станции общего пользования, где грузовые операции выполняют­ся на грузовых районах или грузовых пунктах, принадлежащих ОАО «РЖД»;

- станции, расположенные на путях необщего пользования в ведении промышленных предприятий. Такие станции, как правило, не имеют грузовых районов на станции, вся грузовая работа вы­полняется на подъездных путях.

По характеру работы грузовые станции бывают:

- погрузочные,

- выгрузоч­ные,

- погрузочно-выгрузочные.

Для погрузочных станций характерным является массовое поступление порожних вагонов, их подготовка под по­грузку и отправление в груженом состоянии; выгрузка на этих станциях осу­ществляется в небольших объемах.

По взаимному расположению парков путей и грузового района:

- с последовательным расположением устройств;

- с параллельным;

- с комбинированным.

По типу станций:

- тупиковые;

- сквозные.

На грузовых станциях выполняются следующие техничес­кие операции:

- прием поездов — передача с сортировочной станции или маршрутов с прилегающих к узлу направлений;

- технический и коммерческий осмотр;

- расформирование, подборку вагонов по местам погрузки- выгрузки;

- подачу и расстановку вагонов по выгрузочным фронтам;

- уборку вагонов с мест погрузки- выгрузки;

- перестановку на сортировочные пути;

- формирование и отправление поездов на сортировочную станцию.

Кроме того, грузовые станции могут производить операции по подго­товке вагонов под погрузку (очистку, промывку, ремонт); информирова­ние грузополучателей и грузоотправителей о подходе, прибытии и подаче и уборке вагонов; экипировку локомотивов.

Коммерческие операции на грузовых станциях заключаются в приеме гру­зов от отправителей, выдаче грузов получателям, оформлении документов, погрузке, выгрузке и хранении грузов, переработке контейнеров, взвешива­нии и сортировке грузов.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 2372.