Ситуация «Необидная критика»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

– Я так гордилась тобой после родительского собрания по итогам первой четверти! Целую неделю как на крыльях летала. Классная руководительница очень хвалила твои способности и старания. Боюсь, на завтрашнем собрании меня ждет другое…

 

Последний упрек в снижении школьных успехов запрятан среди похвал и не выглядит обидным.

Фраза родителя соответствует трансакции   Р (одобряет) → В (получение информации).  Она дополнена скрытой трансакцией: Р (осуждает) – – →  Д (чувство вины).

 

Ситуация «Больное сердце»

 

 

Мать:

– Всякий раз, когда в дневнике плохая оценка или записано замечание, у меня начинает сильно болеть сердце. Ты не отлучайся тогда из дома, а то вдруг и «скорую» некому будет вызвать. С этим шутки плохи. Останешься без мамы…

 

Мишень воздействия  – желание ребенка пойти гулять. Вовлечение  – сообщение о влиянии плохих оценок на самочувствие матери. Фон  – любовь его к матери, страх ее лишиться. Побуждение к действию  – надо приносить только хорошие оценки.

Первым двум фразам матери соответствует трансакция   В → В (передача информации).  Последующие отвечают скрытой трансакции: Взрослый (покровительствует,  подсказывает) – – → Д (боязнь  потерять мать).

 

Ситуация «Первая любовь»

 

 

Мальчик не хотел учиться читать. Родители организовали письмо от понравившейся ему девочки с приглашением на день рождения. Получив его, он приставал к родителям прочесть, а те все отнекивались – некогда.

Наконец прочли – и «узнали», что день рождения ее за эти дни уже прошел. Сын страшно переживал, но после этого потребовал учить его читать. И занимался с большим интересом и очень продуктивно!

 

Подтвердилась замечательная мысль Льва Толстого, что настоящее обучение начинается лишь тогда, когда оно отвечает на вопрос, актуальный для обучаемого.

Родители действовали соответственно трансакции   В → В (передача информации)  и дополнительной скрытой трансакции – Р (учит) – – →  Д (чувства).

 

Ситуация «Любовь к матери»

 

 

– Дочка, любишь ли ты свою маму?

– Конечно, мамочка. А почему ты спрашиваешь?

– Видишь ли, когда любят, то берегут, стараются не расстраивать.

– А чем я тебя расстроила?

– Сама посуди… (излагаются претензии). Как мне думать, любит меня моя дочь или нет?

 

Тактика матери реализуется трансакцией   В → В (передача информации)  и дополнительной скрытой трансакцией Р (осуждает) – – →  Д (чувства).

 

Ситуация «Уложить спать»

 

 

Ребенок разыгрался и не хочет заканчивать игру. Однако подходит время ложиться спать. Один из родителей включается в игру и вводит в нее сюжет, который вскоре приводит к окончанию игры. Обсуждая ее перипетии с ребенком, его укладывают без всяких протестов с его стороны.

 

Вовлечение  в процесс скрытого управления ребенком произошло посредством вхождения родителя в игру, которое ребенок охотно принял.

Родитель действует в соответствии с трансакцией   В → В (обмен информацией)  и с дополнительной скрытой трансакцией – Р (управляет) – – →  Д (эмоции).

В терминах НЛП здесь можно говорить о подстройке и ведении. Подстройка и ведение осуществлены инициаторами скрытого управления и в следующей ситуации.

 

Ситуация «Случайно услышал»

 

 

Родители в разговоре друг с другом или с кем-то из посторонних (гостей или по телефону) хвалят своего ребенка за какой-то его успех или хорошее поведение. Тонкость состоит в том, что говорится это «не для ребенка», но так, чтоб он мог «нечаянно» услышать.

 

Всякая похвала является сильнейшим средством управления человеком, тем более детьми, чья потребность в положительных эмоциях значительно выше. (Не случайно дети, ведущие себя более естественно, чем взрослые, смеются раз в 20 больше взрослых.)

Заочная похвала действует еще более эффективно, нежели похвала открытая. Последняя представляет собой прямое управление, и дети довольно быстро раскусывают это, подсознательно чувствуя искусственность некоторых похвал, неприкрыто понуждающих их к каким-то желаемым родителями действиям.

Заочная похвала лишена этого недостатка. Кроме того, она показывает, что родители хвалят в глаза не всегда, когда ребенок этого заслужил, а в особых случаях. Значит, отсутствие похвалы не означает неодобрения, а может означать и молчаливую похвалу. Тем самым родители избавлены от необходимости хвалить за каждую мелочь, а количество положительных эмоций у их ребенка от общения с родителями возрастает, что очень важно для его душевного здоровья.

Трансактный анализ   данной ситуации приводит к тому же результату, что и в предыдущей ситуации.

В двух представленных ниже ситуациях родителям пришлось искать пути воздействия на детей, общение с которыми было затруднено.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 448.