Нэнси любила отчима. Однажды, когда она была еще маленькой девочкой, она постучала в дверь соседа, судьи-пенсионера

– Господин судья, я к вам по важному делу, – сказала Нэнси.

– О чем пойдет речь, Нэнси? – спросил, заинтересовавшись, судья.

– Мне хотелось бы узнать, как я могу усыновить доктора Дэвиса.

– Это не так просто. Но давай посмотрим, что можно сделать, – ответил судья.

Судья позвонил доктору Дэвису и рассказал ему об этом разговоре. Растроганный Дэвис удочерил семилетнюю Нэнси и обеспечил ей достойное содержание.

 

В разговоре с соседом девочка реализовала открытую трансакцию  В → В (обмен информацией) +  скрытую трансакцию Д (беззащитность) – – →  Р (поддержка).  Трансакция отчима оказалась взаимодополняющей к этой скрытой трансакции: Р (поддержка) → Д (беззащитность).

К счастью, не только автор этой книги научился подмечать примеры скрытого управления в различных сферах нашей жизни. В том числе и того, как дети управляют родителями. Вот какое письмо получил однажды от своей студентки из БГЭУ, Надежды Карелиной.

 

Уважаемый Виктор Павлович! С того момента, как вы начали читать нашей группе курс лекций по психологии, в особенности затрагивая тему скрытого управления, я заметила, как много примеров скрытого управления можно найти в реальной жизни <…>

…Дети потихоньку начинают постигать азы скрытого управления, чтобы воздействовать на родителей. Ведь к годам трем-четырем многие из них понимают, что диким воплем «Купи, купи!» и градом слез чаще всего можно добиться лишь хорошего шлепка под зад. Конечно, детские попытки скрытого управления довольно неуклюжие, видные насквозь, но ведь каждый из нас проходит в жизни путь, например, от «Букваря» до «Войны и мира». Примеры подобных детских уловок можно найти в книжке Корнея Чуковского «От двух до пяти».

«На самом-то деле ребенок вовсе не такой ангелочек, каким он представляется многим слепо влюбленным в него родителям.

Любопытно наблюдать, как часто ребенок внушает себе и другим, будто его своекорыстные желания и требования подсказаны ему чистейшим альтруизмом:

 

* * *

Четырехлетняя Вера говорит своей матери:

– Ты можешь пойти за мороженым… Я не для того говорю, что за мороженым, а для того, чтобы ты вышла немного на воздух.

 

* * *

Мать несет тяжелую кошелку.

– Мама, возьми меня на ручки! Я буду тебя держать, чтобы ты не упала!

 

* * *

Марина двух с половиной лет весело прыгает в луже и вдруг замечает, что я из-за занавески смотрю на нее. Покидать лужу ей очень не хочется. Поэтому она кричит озабоченным голосом:

– Отойди от окна, ты простудишься!»

Все это и еще множество подобного – первые попытки маленького человечка применить скрытое управление – довольно сложное искусство, которое в будущем может быть для него гораздо полезнее, чем таблица умножения или пение в детском хоре.

Наверное, можно сделать вывод, что приемы скрытого управления заложены в нас с самого раннего детства на уровне подсознания. Например, возьмем ту самую Веру, которая хочет мороженого. Она не знает, что такое «вовлечение», но использует его, пусть и не совсем умело – «для того, чтобы ты вышла немного на воздух». Она понятия не имеет, что такое «фоновое обеспечение», но тем не менее как может создает видимость атмосферы бескорыстной заботы о матери. И скорее всего, этот маленький инициатор получит свой выигрыш – порцию мороженого.

 

Проведем трансактный анализ   действий детей в приведенных случаях. Реально все дети заняли позицию Родитель с функцией требование , которую маскируют состоянием Родитель с функцией забота  о матери. Видим, как они творчески наполняют сухую трансактную схему живым содержанием в своих интересах.

Все рассмотренные доселе ситуации относились к скрытому управлению   родителями со стороны детей. Оно было либо созидательным  , как, например, в случае жизненно важной поддержки младенцев, или, по крайней мере, не создающим родителям больших неудобств, не затрагивающим их базовых установок, то есть не приносящим вреда. К большому сожалению, наши детки на этом не останавливаются и вовсю манипулируют взрослыми, и прежде всего своими родителями. Признаком манипуляций является то, что в результате их инициатор оказывается в выигрыше, а адресат – в проигрыше.

Проведем трансактный анализ манипуляций ,  имеющих место в наиболее типичных ситуациях общения детей с родителями.

 

Ситуация «Заболел»

 

Это довольно распространенная манипуляция со стороны детей. Они рано подмечают, насколько взрослые обеспокоены их здоровьем.

Ребенок демонстрирует, что «плохо себя чувствует»: едва волочит ноги, готов пролежать целый день в постели и т. д. Только бы не исполнять своих обязанностей (не идти в детский сад, в школу, не делать уроки).

Мишень воздействия  на родителей – их беспокойство за здоровье ребенка, побуждение к действию  – возможность облегчить его состояние, проявив повышенное внимание и заботу о нем.

Цель достигается посредством двух трансакций .  Открытая – Д (слабость) → Р (забота, поддержка).  Скрытая трансакция – Р (управляет) – Д (чувства, подчинение).

 

Ситуация «Проще уступить»

 

Юное создание управляет взрослыми с помощью надутых губ, упрямства, непослушания, иногда – истерик. Зная по предыдущему опыту, что это надолго, некоторые родители предпочитают уступить, чтобы не портить себе настроение. Но, уступая, они способствуют закреплению у ребенка уверенности в том, что именно таким приемом он может и в дальнейшем достигать своих целей.

С позиции Р (управляет) –  открытая трансакция   к состоянию В (рассудительность) +  дополнительно скрытая трансакция – Р (управляет) – – →  Д (слабость).

Заметим, что именно у слабых  (в части проявления требовательности в воспитании) родителей проходят подобные манипуляции их чад. Так что дети – хорошие психологи там, где нужно найти слабое место в обороне родителей от их козней.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 23.