Дочь пытается вызвать ссору между родителями. Казалось бы, живи и радуйся, что в семье тишь да гладь, нет не то что скандалов, но даже и небольших ссор. Но манипулятору нужна слабость «родичей», чтобы, играя на противоречиях, добиваться своих целей. И пример, и советы «более удачливых» в плане манипулирования подруг толкают ее на провокацию.
– Мама, как ты миришься с плохими привычками папы? Курит, везде разбрасывает свои вещи!
– Дочка, идеальных мужей не бывает. Это тебе на будущее… И у него много достоинств.
– Скажи, что разведешься с ним, если не исправится!
– Нет, такими вещами не шутят…
Когда в очередной раз поссорить не удается, дочь не выдерживает:
– У всех родители как родители, ссорятся как нормальные люди… Эти же смотрят друг другу в рот!
Девочка заняла позицию в общении Родитель (осуждает), предлагая матери занять аналогичную позицию (взаимодополняющие трансакции «Демагог»). Но эта позиция в общении не отвечает внутреннему состоянию матери, поэтому та отвечает более соответствующей ее состоянию трансакцией «Коллега»: В (аргументация) → В (рассудительность).
Дочка продолжает навязывать позицию в общении: трансакции Р (требует) → В (выполнение своих обязанностей). На это мать отвечает трансакцией Р (учит ) → В (рассудительность).
Женская мудрость помогла родительнице найти эффективную защиту от манипуляции со стороны дочки. Это оказалась защита «расставим точки над i». Смысл этой защиты – указать на отрицательные последствия того, что предлагает манипулятор. (Ознакомиться с универсальной защитой от манипулирования можно по книгам «Психология манипулирования», «Манипулирование и защита от манипуляций», «Скрытое управление, манипулирование и защита от манипуляций», представленным в списке литературы.)
Ситуация «Любимая дочка»
Дочь обнимает мать и ласково говорит ей:
– Мамочка, миленькая, родненькая, я так тебя люблю! И я ведь у тебя любимая дочка, верно?
– Конечно, ты у меня самая любимая.
– Мамочка, я ведь так хорошо себя веду, стараюсь тебя не расстраивать. А тебе приятно видеть, когда я одета не хуже других?
– Конечно приятно.
– Мамочка, мое платье совсем вышло из моды, скоро девчонки будут на меня пальцем показывать.
– Ну уж…
– Давай купим мне новое платье.
– Что ж… надо, так надо…
И растроганная ласковым обращением, мать из последних денег выкраивает на обновку необходимую сумму.
Мишенью воздействия является желание, чтобы дочка выглядела не хуже других. Вовлечением в контакт – ласковое обращение, и как результат – благоприятный фоновый фактор для достижения цели.
Цель достигается девочкой посредством двух трансакций. Открытая: Д → Д (взаимное чувство любви) + скрытая Д (чувства) – – → Р (поддержка).
Ситуация «Задание по труду»
Девочка просит маму (или бабушку) показать ей, как делать домашнее задание, полученное на уроке труда. Ребенку объясняют, но через несколько минут она снова и снова переспрашивает. Наконец «консультант» не выдерживает и выполняет задание сам. Девочка внутренне торжествует: пятерка обеспечена, а трудов – никаких.
Почти все родители прошли через это. Те, кто не поддался на эту манипуляцию «с первого предъявления», со временем пополняют число ее жертв. Ведь ребенок не может конкурировать по качеству исполнения с взрослыми, выполняющими задания за своих детей. И в результате манипуляторы получают пятерки, а честные дети – более низкие оценки.
Увидев слезы ребенка, поговорив с другими родителями, и эти мамы или бабушки включаются в изготовление домашних поделок вместо их любимых чад.
Справедливости ради, надо отметить, что предпосылки для подобной манипуляции родителями со стороны их чад создают учителя, которые, вне сомнения, понимают, кто на самом деле выполняет их задания. Но их устраивает то, что они могут блеснуть своей работой по обучению детей труду на выставках «детских поделок». А учителей к этому мотивируют проверяющие, которые не могут не заметить, что не может первоклашка выполнить задание на таком уровне. Может, и они должны отобрать лучшие поделки?
Цель девочкой достигается посредством двух трансакций . Открытая: Взрослый (потребность в информации) → Р (учит) + скрытая Д (беспомощность) – – → В (выполнение обязанности).
Ситуация «Тебе не решить!»
– Папа, у тебя по математике что было в школе?
– Пятерка.
– Ну да!
– Да, учительница меня всегда выделяла.
– Но наверное, сейчас уже у тебя мозги не те…
– С чего это ты взял?
– Думаю, что обычную школьную задачку не решишь.
– Это как сказать!
– А вот смотри…
Дата: 2018-09-13, просмотров: 474.