Ситуация «Родитель, который никогда не ошибается»

 

Отец или мать лепят собственный образ «сверхродителя» – человека, который никогда не ошибается, который всегда прав.

В чем манипулятивность этой родительской позиции? Сознание собственной непогрешимости льстит самолюбию родителя. Но одновременно вызывает чувство беспомощности у ребенка, препятствует становлению его как личности. Тем самым родитель получает положительные эмоции, вызывая отрицательные у ребенка. Односторонний характер преимуществ (а это признак манипуляции), получаемых родителем, очевиден: он в выигрыше, ребенок в проигрыше.

Постоянное доминирование и давление непререкаемостью актуализирует у ребенка состояние беспомощности.

Трансактный анализ   данной ситуации показывает, что родитель воздействует на ребенка с помощью трансакции Р (руководит, управляет) → Д (беспомощность).

Во всех указанных случаях ребенок или будет бороться за себя, или покорится, или сделает вид, что покорился. В первом случае мы получаем непреходящий конфликт между родителем и ребенком, во втором – безынициативного в будущем человека, в третьем – он, будучи покорным в семье, будет компенсировать это агрессивностью вне пределов семьи. (Как тут не вспомнишь поговорку «В тихом омуте черти водятся» или удивление окружающих: «Из благополучной семьи – и в преступники».)

Подавление ребенка или культивирование в нем чувства вины или беспомощности, вызываемые перечисленными манипуляциями, травмируют его психику.

Дело в том, что манипулятивный характер воздействия со временем раскрывается. Подросток видит, что с отцом – домашним тираном – вне семьи, на работе никто не считается. Мать, обвиняющая ребенка в ее «загубленной жизни», на самом деле обладает таким характером, что ее и без ребенка никто не возьмет замуж. А «непогрешимый родитель» ошибается не меньше, чем любой другой, к тому же, в отличие от других, не способен признавать и исправлять свои ошибки.

Поскольку какое-то время ребенок был жертвой этих манипуляций, он начинает понимать, что таким образом можно достигать (хотя бы в краткосрочном плане) своих целей. Но ведь именно ближайшие цели являются для него главенствующими. Так родители, манипулируя своими детьми, растят манипуляторов.  

 

Ситуация «Если… – то…»

 

Большинство интересующих его благ ребенок получает от родителей. Поэтому у многих родителей возникает соблазн управлять детьми с помощью «выдачи» этих благ при определенном условии. Примеров можно привести сколько угодно. Ну хотя бы такие:

Если уберешь квартиру, отпущу на дискотеку.

Если хорошо сделаешь уроки, получишь деньги на карманные расходы, и т. д.

Мишенью воздействия  является полная зависимость ребенка от родителя. Способы вовлечения  в манипуляцию указаны выше прямым текстом.

Трансактный анализ   данной ситуации: воздействуют на ребенка с помощью трансакции Р (руководит, управляет) → Д (зависимость).

 

Ситуация «Баба-Яга»

 

Бабушка – внуку: «Не делай этого! А то Баба-яга заберет!»  Манипулятивность подобных приемов объясняется двояко. Во-первых, односторонним выигрышем взрослого: облегчается управление ребенком – не надо мучить себя размышлениями, как убедить его, тратить время на убеждение.

С другой стороны, подобные методы, безусловно, вредны для ребенка. Пока он верит, это вызывает у него всевозможные фобии (страхи) – темноты, например. Может возникнуть энурез (ночное недержание мочи), который далеко не всегда удается вылечить. Могут сниться страшные сны, и т. д. и т. п. Когда же он поймет манипулятивный характер подобных приемов, то сам возьмет их на вооружение. Обсужденные выше угрозы  ребенка, подростка: «Брошу школу», «Убегу из дома» –  это плата старшим той же монетой.

Бабушка, не зная мудрых слов, тем не менее осуществляет трансакцию   Р (угрожает) → Д (чувство страха).  Дети, угрожая «Брошу школу», «Убегу из дома»  и т. п., осуществляют точно такую же трансакцию против своих родителей.

 

Ситуация «В другой раз…»

 

Часто взрослые, не желая по каким-либо причинам отвечать на вопрос ребенка, говорят, что ответят потом. Мишенью воздействия  является короткая память детей – они живут настоящим моментом. Вовлечение  в данном случае – обещание.

Если отвечать нельзя по объективным причинам, то эта тактика вполне оправданна.

 

– Мама, а  откуда   дети берутся?

– Это длинная история…

– Ну, ты расскажи хотя бы начало.

– В другой раз. А сейчас расскажу тебе про…

 

Если же взрослому просто лень, то это манипуляция, результатом которой будет подавление любознательности ребенка – сильнейшего механизма развития человека, данного ему мудрой природой.

Осуществляется трансакция   Р (управляет) →  Д (зависимость).

 

Ситуация «Я не буду любить тебя, если ты…»

 

«Я не люблю тебя такого (ую)», «Я не буду любить тебя, если ты не будешь слушаться» –  как часто приходится слышать это детям от родителей!

Манипулятивность этого приема очевидна, ведь выгоду от скрытого управления получает только родитель – он облегчает себе управление ребенком. Вместо терпеливого убеждения, создания стимулов, совместного преодоления трудностей становления личности – создание проблемы для ребенка. Ведь любовь крайне необходима детям. И угроза потерять любовь вызывает у них внутренний конфликт.

Кроме того, подобная манипуляция с течением времени преобразовывается ребенком в аналогичную манипуляцию, направленную против родителей. Об этом приеме мы рассказали в первом разделе главы.

Со стороны родителей осуществляется трансакция   Р (осуждает) → Д (чувства, беззащитность, зависимость).

 

Ситуация «Занятые родители»

 

Обеспеченные родители, занятые собой или своим бизнесом, не имея (или жалея) времени на ребенка, задаривают его дорогими игрушками, модной одеждой, щедрыми деньгами на карманные расходы.

Манипулятивный характер этих действий находит отражение в том, что родители получают односторонние преимущества – создают видимость любви. Ребенок же находится в проигрыше, так как лишен самого главного – внимания родителей, их любви и ласки.

Манипуляция осуществляется трансакцией   Р (поддерживает) → Д (зависимость).

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 14.